Церковный комплекс Бон-Жесус-ди-Матозиньюс, Бразилия — обзор

Джакомо делла Порта. Фасад церкви Иль Джезу в Риме. 1575

В чем же искусствоведы видят причину такой безрадостной картины? Винкельман написал об этом в XVIII веке так:

«Микеланджело с его безудержной творческой фантазией не смог ограничиться подражанием древним и положил начало излишествам в украшениях, а Барромини, перещеголявший его, навел великую порчу на архитектуру, распространившуюся в Италии и в других странах и сохраняющуюся поныне, ибо духу нашего времени все более чуждо становится естественность древних…»

Лоренцо Бернини. Церковь Сант‑Андреа аль Квиринале в Риме. Фасад. 1653–1658.

Вот оно, мнение историка об эволюции: если художник не желает подражать, а поддается творческой фантазии, то, конечно, загубит дело. Подражать надо было, а не творить! Ох, не зря Б. Кроче писал еще в 1929 году: «Историк не может оценивать барокко как нечто позитивное; это чисто отрицательное явление… это выражение дурного вкуса».

Рождение барокко связывают с именами Микеланджело и Бернини, а затем и Барромини, и стиль этот определяют как нечто противоположное Ренессансу, хотя Бернини искренне удивился бы, узнав об этом (что уж говорить о Микеланджело!). Его называли «стилем Тридентского собора», связывали с абсолютизмом и Контрреформацией; во Франции до конца Второй мировой войны к нему относились как к упадочному искусству. В начале XX века Г. Вельфлин писал:

«Ренессанс – искусство прекрасного, покойного существования… Барокко имеет в виду совсем другие впечатления. Он хочет увлечь со всею силою страсти, непосредственно и непобедимо. Он не воодушевляет равномерно, он – возбуждает, опьяняет, приводит в экстаз. Он пытается завладеть на минуту. Ренессанс делает это медленнее и спокойнее, но тем продолжительнее сохраняет свою власть. Можно было бы вечно жить в его сфере.

Непосредственно барокко действует очень сильно. Но вскоре мы отворачиваемся от него с чувством некоторой опустошенности. Барокко не дает счастливого бытия; его тема – бытие возникающее, преходящее, не дарующее успокоения, неудовлетворенное и не знающее покоя. Настроение не разрушается, а переходит в состояние страстного напряжения.

Читать еще:  Остров Кокоа, Мальдивы - обзор

Архитектура барокко и, больше всего, огромные пространства церквей – туманят сознание своеобразным опьянением. Смутное восприятие целого. Объект ускользает от зрителя – его внимание готово расплыться в бесконечности».

В качестве орнаментов барокко предложил разные рожи; двулицые уродливые головы; гермы и обелиски; крылатые детские головки; человеческие и звериные фигуры в напряженном быстром движении; колонны человекообразной формы, иногда увешанные трофеями; эмблемы, раковины, рыбы, сети, звериные шкуры, букеты цветов, груды камней, сталактиты, зубцы и прочее. Эти формы были извращены, как пишет Г. Вейс, «нередко до полного несоответствия и даже противоречия с назначением предмета», особенно в Испании, Португалии и Латинской Америке.

Стиль, украсивший мир столькими шедеврами, был по достоинству оценен только в 1921 году в книге «Гений барокко» В. Гаузенштейном.

И все же более стандартным было неприятие, которое ярко выразил Г. Вельфлин в книге «Основные понятия истории искусства»:

«Классический ренессанс оперировал проникающими все произведение соотношениями, так что одна и та же пропорция в различных видоизменениях повторяется всюду; это касается как планиметрических, так и стереометрических пропорций… Барокко избегает этой ясной пропорциональности и с помощью глубже запрятанной гармонии частей стремится преодолеть впечатление совершенной законченности. В самих же пропорциях напряжение и неутоленность вытесняют уравновешенность и спокойствие».

Церковь Бон‑Жезус‑ди‑Матозиньюс в Конгоньяси, Бразилия, шедевр Алейжадинью. Построена в 1796–1799 годах. Бразильское барокко.

Вывод из такого отношения к одному из самых знаменитых стилей прост: хотя «известные в течение поколений ренессансные формы продолжают жить и в этом стиле», то есть в барокко, все же «сама по себе эволюция художественных форм в эпоху Возрождения не могла породить стиль барокко».

«Движение может быть ускорено, размеры здания увеличены, стройность утончена, члены единого архитектурного дела можно комбинировать все искуснее – новое таким путем все же создано не будет… Барокко же заключает в себе нечто существенно новое, чего нельзя вывести из предыдущего», – так описывает Вельфлин итог своих изысканий («Ренессанс и барокко») и заключает:

Читать еще:  Ревенсвуд, Австралия - обзор

«Нужно искать разгадки в другом взгляде на вещи; теория притупления неудовлетворительна».

Под «теорией притупления» он имеет в виду тот взгляд на вещи, согласно которому все новое – это хорошо забытое старое, и за каждым явлением следует его противоположность. За короткими юбками – длинные, за узкими брюками – широкие, и т. д. Этот простой взгляд привел искусствоведов еще до Вельфлина к выводу, что барокко существовал и в античности.

Об искусстве барокко Е. Ротенберг пишет: «Дуалистическая структура барочного образа – факт чрезвычайно показательный… Именно поэтому (его) структура… так отлична от образных решений Ренессанса… Смелые повороты и ракурсы фигур, драматическая жестикуляция, простертые руки, обращенные к небу взгляды – все это обрушивает на зрителя целый поток чувств… В противовес ренессансным принципам художественного восприятия, когда интенсивность испытываемого зрителем эстетического впечатления равно возвышает в нем силу чувства и энергию разума, произведение барочного искусства в большей мере обращено к сфере безотчетных эмоций и инстинктов».

Церковный комплекс Бон-Жесус-ду-Конгоньяс

Удивительный по своей красоте архитектурный ансамбль XVIII века в Бразилии, примечательный роскошными интерьерами со множеством оригинальных скульптур, которые являются ярчайшими образцами экспрессивных форм барокко.

Страна: Бразилия
Город: Конгоньяс
Категория: архитектура

Церковный комплекс Бон-Жесус-ду-Конгоньяс, который со второй половины XVIII века является гордостью бразильского штата Минас-Жераис, располагается чуть южнее города Белу-Оризонти и состоит из белоснежной церкви с дивными интерьерами в стиле рококо; наружного лестничного марша, дополненного изваяниями пророков и семи часовен, олицетворяющих остановки Христа на пути к месту распятия. Все часовни украшены яркими скульптурами Алейжадинью, которые выполнены в лучших традициях экспрессивного барокко. В 1985 году ансамбль Бон-Жесус-ду-Конгоньяс был включен в список охраняемых культурных объектов Всемирного наследия под эгидой ЮНЕСКО.

Церковь создавалась по проекту архитектора Франсиско Лимы Серкиры и была закончена к 1773 году. Ее ансамбль буквально пестрил всевозможными новшествами того времени, которые придали сооружению неповторимый вид и способны были послужить базой для создания самостоятельного архитектурного направления в данном регионе. Планировка церковного комплекса отталкивается от главного прохода, который ведет к основной часовне с алтарем. Фасад здания имеет квадратную форму, дополнен дверью и двумя окнами, украшенными в одном стиле. По обе его стороны возвышаются высокие колокольни, расположенные отдельно от его основной линии. Они соединены фронтоном с холмистым силуэтом и покрыты куполами, схожими с теми, что возвышаются на здешних часовнях.

Читать еще:  Пьяцца деи Мираколи, Италия - обзор

Комплекс выкрашен в белый цвет, а его профиль украшен рельефом в мыльном камне с оранжевым оттенком. Аналогичным образом украшены и часовни Бон-Жесус-ду-Конгоньяс. В общем и целом, внешний облик церковного комплекса представлен бразильским барочным стилем, а его внутренние убранства ссылаются уже на итальянский рококо, где всегда было актуально использование большого числа резных фигурок на алтаре, изящных статуй и живописных картин, коими украшены главные трибуны и стены зала.

Красивая церковь на холме, в окружении удивительных скульптур

Congonhas MG

Город основан в 1757-м году, 50 тыс. жителей, высота 870 м.

Находится в 75 км к югу от Белу-Оризонти (в направлении Рио-де-Жанейро по шоссе BR-040).

15–17 ежедневных рейсов в-из Белу-Оризонти (компания Viação SANDRA), 1 в-из Сан-Паулу и 1 в-из Рио-де-Жанейро (по обоим направлениям работает компания Viação ÚTIL).

Церковный комплекс Бон-Жесус — Памятник ЮНЕСКО номер 334 (внесен в список в 1985-м году), с каменными и деревянными скульптурами работы знаменитого Алейжадинью (Aleijadinho) и его учеников.

Basílica do Senhor Bom Jesus de Matosinhos стоит на вершине холма и является также вершиной этого стиля, местного барокко, за что и внесена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Одним из агрументов стала большая коллекция деревянных скульптур авторства бразильского Рублёва — Aleijadinho, его учеников и коллег. Но и сам архитектурный комплекс церкви и капелл тоже очень красив.

Окружающие церковь статуи двенадцати апостолов выполнены из местного «мыльного» камня.

Капеллы у подножия главной церкви.

Детали композиций внутри капелл.

Магазины сувениров и другое ближайшее окружение Базилики.

Панорамы городка и окружающей местности.

В настоящее время основой экономики города являются два крупных карьера по добыче железной руды, один из них находится совсем недалеко:

Источники:

http://studopedia.ru/9_74948_dzhakomo-della-porta-fasad-tserkvi-il-dzhezu-v-rime-.html
http://www.arrivo.ru/unesco/tserkovnyiy-kompleks-bon-zhesus-du-kongoniyas.html
http://www.tourister.ru/world/america/brazil/city/congonhas-1/temples/18728/responses/918

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector