Ужгородская синагога, Украина — обзор

Ужгород. Часть 1: от вокзала на Галагов

Ужгород — самый маленький областной центр Украины (142 тыс. жителей, а «на глаз» и того меньше), историческая столица Закарпатья. По известной легенде, крепость на холме над Уж-рекой основал в 872 году славянский князь Лаборц на осколках Аварского каганата — славянского государства со степняцкой элитой, уничтоженного в 822 году франками. Но воля славян была недолгой: уже в 896 году из-за гор пришли ханты и манси мадьяры, и захват Ужгорода открыл им дорогу на Дунай. Есть даже версия, что мадьярское название «Унгвар» дало название самим венграм (уграм). Достоверность этой легенды оставим историкам, а в хрониках Ужгород известен с 1152 года, и был центром комитата Унг. А все четыре закарпатских комитата, даром что их упразднили ещё в 1918 году, по сей день непохожи друг на друга, и Унг, попавший под власть Габсбургов ещё в 1526 году, тяготеет даже не столько к Венгрии, сколько к Словакии. Граница которой, к слову, проходит почти по окраинам города.
В общем, думаю, уже понятно, что это один из самых красивых и колоритных городов Украины. Рассказ об Ужгороде будет состоять из 4 частей: Старый город, замок Другетов, музей деревянного зодчества, но сначала — пройдём по районам центра, не относящимся к Старому городу — от железнодорого вокзала по левобережью в чехословацкий район Галагов (вот эти вот прямоугольные кварталы и широкие улицы в левой части карты).

В Ужгород я ехал не по дороге мимо Невицкого замка (который показал в прошлой части), а ночным поездом из Львова. Таковых ежедневно ходит 2-3 — из Москвы, Киева и ещё откуда-нибудь. Идут они почему-то не через Ужокский перевал (где Турка), а через Воловецкий — за Стрыем. Проснулся я с болью в ушах — сказался переезд через горы. За 15 километров до Ужгорода поезд стоит ещё полчаса на станции Чоп — этот маленький городок (8,6 тыс.) называли «западными воротами СССР», и более того — в межвоенную эпоху он принадлежал не Подкарпатской Руси, а Словакии, у которой в 1945 году его обменяли на западные предместья Ужгорода (до села Лакаровице). Среди тех, кто вырос в СССР, многие название «Чоп» произносят с благоговением. и наверное будь я одним из них — сошёл бы в Чопе. А так — читайте у nordprod. Первым же впечатлением от собственно Ужгорода стал роскошный элеватор чехословацкой постройки:

Ужгород — один из немногих городов Украины, где вокзал был построен «с нуля» на рубеже 1990-2000-х. Дело в том, что тогда министром транспорта был Георгий Кирпа, до этого руководивший Львовской железной дорогой. Он был настолько непримиримым антиоранжистом, что после победы Ющенко застрелился — поэтому мнения о нём в украинской блогосфере самые противоположные, и уверен, негативные мне ещё озвучат в комментах. Тем не менее, в начале «нулевых», в отличие от нынешнего времени, украинские железные дороги вызывали у меня откровенную зависть. Самое известное детище Кирпы — действительный великолепный автобан Киев-Одесса. И как вы уже догадались, вокзал в Ужгороде — тоже его заслуга, говорят там внутри даже небольшой музей Кирпы есть.

Новое здание с башней соедянется со старым (1903-1905), где сейчас пригородный вокзал. Железная дорога сюда пришла в 1875 году. А через площадь Георгия Кирпы (т.е. привокзальную) — ещё и главный автовокзал, обслуживающий все направления, кроме северного.

В центр отсюда ведёт проспект Свободы, и в принципе до самого берега Ужа ничего интересного тут и нет. Но я пошёл пешком — было прохладное утро, Закарпатье от Львовщины отличалось даже по запаху, и я хотел просто как следует распробовать его воздух. Здесь даже многоэтажки не такие, как за горами — в Закарпатье никогда не было собственного домостроительного комбината, и крупную панель (а стало быть, и типовой проект) сюда везли как из «основной» Украины, так и из братских стран — в данном случае из Словакии:

Где-то в километре от вокзала — огромная советская гостиница «Закарпатье», с верхних этажей которой видна Словакия. О ней подробно рассказал darriuss, я же не буду перегружать пост. А почти напротив гостиницы — огромный (67 метров высотой!) Крестовоздвиженский собор, построенный в непривычной здесь, но более чем обыденной в России традиции «клон ХХС». В Закарпатье очень сильны позиции Московского патриархата. он тут явно влиятельнее, чем непризнанный Киевский патриархат или Автокефалия. А учитывая, что к «московским» в Западной Украине многие относятся как к пятой колонее, этот храм тут смотрится примерно как памятник Мао Цзэдуну в Иркутске (к счастью, несуществующий). Более того, говорят, что и его настоятель по совместительство возглавляет Подкарпатский Сойм, одну из нескольких организаций, выступающих за признание русин отдельным народом и наделение Закарпатья автономией по типу Крыма.

От собора — прямая дорога в Старый город, по донельзя зановоделенной Швабской улице:

В основном новостроечки тут довольно безвкусные, но попадаются интересные образцы — например, по всему Ужгороду несколько раз видел домики, стилизованные под чехословацкий функционализм (не сказать бы конструктивизм):

Хотя Ужгород — едва ли не самый опрятный из областных центров Украины, именно вокруг Швабской много доввольно неприглядных переулков, порой даже без асфальта. Сюда я свернул, увидев явно не советскую трубу (в кадре не она), и был атакован сворой бродячих собак. Пожалуй, если бы не простецкий приём «сделать вид, что поднимаешь с земли камень» — могли бы и покусать, а так заскулили и бросились наутёк, поджав хвосты. Такое вот знакомство с непарадным городом:

Читать еще:  Деревня Супай, США - обзор

Труба же оказалась частью явно чехословацкой промышленной постройки — может, котельной? К слову, хотя Чехия была одной из самых индустриально развитых стран Европы, в Подкарпатской Руси это не ощущается — промышленных памятников чехословацкой эпохи я здесь больше и не припомню.

Швабская вывела меня в сквер, к увешанному венгроленточками и осбаженному венгроцветочками памятнику Шадору Петёфи:

Его именем названа и вся площадь, примечательная ещё и тем, что отсюда легче всего уехать на Горяны. Вытянутая параллельно Ужу, с восточного конца площадь застроена советскими домами, а с западного — австро-венгерскими. Старая добрая львовская сецессия! А ведь даже в Мукачеве архитектура тех времён уже заметно отличается.

Площадь сужается воронкой мимо пафосного отеля «Олд-Континент» к Пешеходному мосту, судя по виду опор, чехословацкой постройки. За мостом — «ворота» Старого города, Театральная площадь. В зелени просматривается ещё несколько старых зданий, но снять их нормально в таком контровом свете мне не удалось. Из зданий на площади отсюда лучше всего виден бывший отель «Корона» (1908), ныне Богословская академия Московского патриархата.

Взглянем назад, на ужгородское заречье:

И вниз по течению — из-за деревьев торчит кровля громоздкого областного театра (1986):

Который до 1988 года занимал вот это здание справа, и давшее название всей Театральной площади — ныне здесь кукольный театр «Бавка». Слева же торговый дом Томаша Бати, чешского обувного магната. Говорят, главный его ТЦ стоит и вовсе на Вацлавской площади в Праге, но и здесь это одно из крупнейших зданий межвоенной эпохи.

Сквозь торговый дом уходит вот такая вот колоритная улочка Ужгородский пассаж, особенно приятно рано утром. На другой стороне — местный «арбат», улица Августина Волошина, там же был снят и вводный кадр поста:

А между домом Бати и театром хорошо виден мавританский фасад — думаю, вы уже догадались, что это бывшая синагога (1910):

Ныне она занята филармонией. Евреи в Закарпатье были не столь заметны, как в Галиции или Буковине, но разумеется их было немало и здесь. Ужгородская синагога — одна из самых больших и красивых в Западной Украине, а то, что её позволили построить в самом центре города, говорит о многом.

За синагогой-филармонией — начальная станция местной Детской Железной Дороги (то есть узкоколейки, на которой практиковались юные железнорожники), вытянутой на 1,2км вдоль Ужа. Построили её аж в 1947 году:

Но наш путь — в противоположную сторону. Вообще, Старый город в Ужгороде вытянут на 2-3 километра между замком Другетов на востоке и Галаговом на западе. И пока углубляться в него не будем. От Театральной площади на запад ведёт аллея сакуры, по некоторым данным — самая длинная в Европе, и потому приезжать в Ужгород хорошо в апреле-мае:

Я, впрочем, шёл не по ней, а по улице Волошина, которая здесь уже перестаёт быть «арбатом». Кадры с неё я оставлю на следующую часть. А вот границу Старого города и чешского Галагова образует «Совиное гнездо» — гигантский комплекс складов, а позже винных подвалов донельзя средневекового вида. Так и не скажешь, что построено в 1787 году, но тем не менее это старейшее, не считая замка, гражданское здание в Ужгороде:

Галагов начинается постепенно:

. Распад Австро-Венгрии Унгвар встретил небольшим городком с 12 тысячами населения — примерно как Стрый или Самбор, и уж точно куда меньше, чем Станиславов. Но за неимением ничего крупнее, в составе Чехословакии он резко вырос в статусе, встав в один ряд с Брно и Братиславой. И правительственный район чехам пришлось строить заново. А тут стоит сказать, что межвоенная эпоха была «золотым веком» не только Закарпатья, но и всей Чехословакии, и особенно самой Чехии. Это не могло не сказаться на архитектуре — например, в Праге возник такой феномен, как «чешский кубизм». Здесь всё было, конечно, куда как провинциальнее, но. Мне кажется, чехи — самый несерьёзный народ в Европе, и в Галагове мне так и хотелось напевать «Йожин з бажин».

В отличие от брутальных и жестких польской и румынской вариаций функционализма, в чешском исполненни эта архитектура выглядит домашней и уютной. Вот поди ж ты догадайся, что это на самом деле МВД, а во дворе — тюрьма!

А какие на Галагове чудесные двери!

Но вот и Народная площадь с неизменным Тарасом Шевченко по центру. Кадр снят с обратной стороны — мы пришли вон по той улице, и большое здание справа — уже упоминавшееся МВД и СИЗО:

А здоровенный обком — это и не обком вовсе, а Земский Урад, то есть Краевой Совет (1936). Тем не менее, если этого не знать — хрущоба хрущобой:

Как спереди, так и сзади. Используется он по назначению — ныне здесь администрация Закарпатской области:

В целом же, с планировкой чехи явно перемудрили — довольно рыхлая с виду площадь очень красиво смотрится вертикально сверху. Цифрами 1 и 2 обозначены соответсвенно Урад и тюрьма:

А вот этот дом милейшего вида (№3) — бывшая жандармерия. Как видите, при всей уютности своей архитектуры, к подавлению возможного сепаратизма чехи были вполне готовы. Ныне жандармерия занята медицинским факультетом Закарпатского университета — его Советы открыли почти сразу, как завладели этой землёй, ещё в 1945 году, и отдали его факультетам лучшие чешские здания.

Читать еще:  Музей Алькатрас, США - обзор

С точки 4 был снят и кадр 30, ну а если развернуться на 180 градусов — откроется вот такой вид:

Это «Рафанда», самый престижный квартал в столице Подкарпатской Руси:

Я не поленился даже зайти в её двор, который оказался совершенно по-русски запущенным:

Понравился подъезд, вернее фонарь над ним. А машин со словацкими номерами в Ужгороде очень много. впрочем, машин из Евросоюза много по всему Закарпатью, но в Мукачеве словацкие номера сменяются венгерскими, а в Хусте — румынскими. Чехи же тут — самые активные туристы, и их много по всему региону.

Ещё пара видов в окрестностях Народной площади:

В том числе фонтан с голой девушкой, по видимому советский. Я уже выкладывал пост о подобных скульптурах в австрийской Галиции, и как оказалось, венгры в этом смысле вкусы австрийцев не разделяли. Судя по всему, Венгрия в принципе была более религиозной и патриархальной, чем Австрия, и эта дева — единственный образец жанра, который мне тут встретился.

А за «Рафандой» — чехословацкие же коттеджи:

Гидрант с датой:

За Галаговом центр как-то резко обрывается, взбираясь на холмы. Всё же в ХХ веке Ужгород разросся в 10-12 раз — нечастый случай в Западной Украине.

О чехословацкой архитектуре Ужгорода читайте у darriuss — я всё-таки коснулся этой темы очень поверхностно. Но вообще удивительно: кажется, ни в одном стиле так наглядно не виден национальный «почерк», как в интернациональном и прогрессивном функционализме. Отличить польский, румынский, финский и уж тем более советский образцы друг от друга можно с первого взгляда. Напоследок — советское здание, похожее ни то на санаторий, ни то на больницу, нависающее над Галаговом — туда я забрёл почти случайно в поисках гостиницы.

В следующей части пройдём по Старому городу, что раскинулся от Галагова до замка.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. «Висячая крепость» белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна «висячая крепость».
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами.
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала на Галагов.
Ужгород. Старый город.
Ужгород. Замок и скансен.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкий замок.
Комитат Берег
Мукачево. Центр.
Мукачево. Замок Паланок.
Мукачево. Николаевский монастырь.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава. Скансен и село.
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина.
Гуцулы. Карпатские горцы.
Яремча.
Ворохта.
Верховина и гора Поп Иван..
Коломыя и Покутье.
.

Впечатления от путешествий

Рассказы о поездках по Украине с описанием достопримечательностей, храмов, деревянных церквей, памятников

2 февраля 2019 г.

Синагоги в Украине. В каком состоянии культурно-историческое и архитектурное наследие

В разбросанных по всему миру еврейских общинах синагога является социально-духовным центром. В красивых зданиях с большими окнами, одно из которых выходит в сторону Иерусалима, не только проповедуются Заповеди Божьи, но и решаются общественные вопросы, проводятся торжественные церемонии, принимаются гости. В «Домах собрания» заседает правление общины и действует общинный суд. К сожалению, многие духовные наследницы Первого Храма царя Соломона были разрушены Холокостом. Некоторые строения удалось частично спасти, когда в их стенах расположились церкви других конфессий или организации и учреждения. Как выглядят синагоги в Украине рассмотрим на нескольких примерах.

Ужгородскую синагогу, построенную в неомавританском стиле в 1904 году, занимает Закарпатская филармония (Театральная пл., 10). В здании, украшенном искусственным мрамором, керамическими плитами, Звездой Давида, Скрижалями Завета, при реконструкции внесли существенные изменения, а иудейские символы заменили музыкальными.

Координаты: 48°37’18″N 22°17’59″E

Еврейская община в Старом Самборе была уничтожена в годы Второй мировой войны, и с тех пор молитвенный храм 1862 года постройки пребывает в крайне запущенном состоянии в историческом центре прикарпатского города (ул. Профессора Забликевича, 1).
Координаты: 49°26’1″N 22°59’44″E

Синагога в Турке датируется серединой XIX века (ул. Джерельная). Во время гитлеровской оккупации фашисты устроили в ней гетто, откуда отправляли население на расстрел или в концлагеря. После войны советская власть вернувшимся нескольким евреем подписать согласие использовать храм в хозяйственных целях. Сейчас синагога превращена в столярную мастерскую, подойти к ней затруднительно из-за нагромождения сарайчиков и каких-то халабуд.

Координаты: 49°9’6″N 23°1’57″E

Синагога в Жолкве входила в оборонную систему города и считается одной из самых больших в Европе молитвенных иудейских храмов (Запорожская ул., 8). Построенную в 1692 году в стиле ренессанса с башнями и бойницами, в советское время её переделали под склад. Несмотря на то, что архитектурная достопримечательность входила в список сотни памятников мира, нуждающихся в неотложной реставрации, восстановление Жолковской оборонной синагоги продвигается в очень замедленном темпе.

Координаты: 50°3’26″N 23°58’21″E

Синагога в Дубно сооружена в 1784 году и имеет статус памятника архитектуры (ул. Кирилла и Мефодия, 23). В 2018 году после длительного забвения сделаны первые шаги для возрождения одного из самых больших «Домов собрания» Украины.

Читать еще:  Канатная дорога Масада, Израиль - обзор

Координаты: 50°25’1″N 25°44’40″E

В Дрогобыче (ул. Филиппа Орлика, 6) молельня открыла двери перед верующими в 1865 году. Фашисты устроили в ней конюшню, а в послевоенное время в хоральной синагоге складировали соль, что нанесло ощутимый вред постройке. В настоящее время один из бывших 17 иудейских храмов Дрогобыча находится в стадии крупномасштабного ремонта.

Координаты: 49°21’12″N 23°30’40″E

Сквозь заросли деревьев едва виднеются остатки фресок и лепнины оборонной синагоги Сокаля XVII века постройки. Заняв город в 1941 году, нацисты уничтожили всё еврейское население, 5 000 человек. На месте бывшего гетто разбит парк, а объект архитектурно-культурного наследия, без крыши, окон и дверей, обрастает мусорными завалами.

Координаты: 50°28’58″N 24°16’32″E

Большая синагога в Стрые, возведенная в 1817 году в стиле классицизм, вмещала до 1000 верующих (ул. Николая Михновского, 7). Немецкая власть во время войны уничтожила еврейскую общину, а советская власть — храм, превратив его в склад, а позже разобрав перекрытия и планируя устроить в божнице бассейн.

Координаты: 49°15’15″N 23°51’6″E

В Болехове синагогу построили в 1789 году на месте деревянной предшественницы. До Второй мировой войны еврейское население небольшого прикарпатского города составляло 80 процентов. В советское время помещение занимал клуб кожевников, оставивший надпись на фасаде. Уже длительное время с угасанием очага культуры бывшая божница находится в аварийном состоянии.

Координаты: 49°3’52″N 23°51’27″E

Долинский иудейский храм построили в 1897-1932 годах на месте более ранней деревянной синагоги (ул. Андрея Шептицкого, 32). Уничтоженному фашистами еврейскому населению возле святыни установлен памятный знак. После забвения и ремонта помещение служит молитвенным домом для христиан-евангелистов.

Координаты: 48°57’52″N 24°0’9″E

В 1822 году евреи Николаева построили первую в городе синагогу (ул. Шнеерсона, 13). Богослужения посещали моряки и военные, проходившие службу в городе корабелов. В 1922 году советская власть закрыла храм и национализировала его убранство. Стенопись на фасаде здания с призывами и символами соцреализма засвидетельствовала перепрофилирование святыни в клуб медицинских работников, который через время закрылся, а пустующее здание разрушается.

Координаты: 46°58’16″N 31°59’44″E

Истово верующие врачи, музыканты и торговцы Бахмута молились в своём храме с 1863 года (ул. Независимости, 80). В 1923 году после закрытия молельни помещение занимала мастерская скульптора И. П. Кавалеридзе, автора памятника Артёму в Святогорске. Позже в здании находились аэроклуб, библиотека, производственный цех общества слепых. Сейчас хоральную синагогу XIX века приспособили под магазин, хотя по законам Галаха даже разрушенный храм запрещено использовать в коммерческих целях.

Ортодоксальная Ужгородская синагога (Закарпатская ФИЛАРМОНИЯ)

Ужгородская Синагога (ЗАКАРПАТСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФИЛАРМОНИЯ)

На берегу Ужа невольно влечет взгляд, замыкая один из центральных площадей Ужгорода как активный градостроительный элемент, формирующий панораму набережной, волшебное сооружение центральной областной ортодоксальной синагоги. Она украсила город в 1904, во времена Австро-Венгерской империи. Среди специалистов нет окончательного согласия относительно того, кто является автором проекта: называют австрийских зодчих Людвига Фостера и Фригиса Фезла или венгерских — Дюлу Паппа и Ференца Саболча.

Архитектура Ортодоксальная синагога в Ужгороде (ЗАКАРПАТСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФИЛАРМОНИЯ)

Придирчиво разглядывая ажурные празднично-торжественные, покрытые ярким желтым и красным клинкерным кирпичом фасады иудейской святыни, трудно даже представить, что это первое ужгородское сооружение из железобетона. Ортодоксальная Ужгородская синагога построена в неомавританском стиле, популярном для еврейских сооружений конца XIX — начала XX в.

Привлекательный в архитектурном смысле (западный) богато декорированный фасад. Его портал, который имеет форму подковы, облицевали керамической орнаментной плиткой, в нижней части прорезаны вряд пять узких арочных окон, а в центре — круглое окно. По бокам ризалита на первом ярусе расположены удлиненные спаренные окна с подковоподобным завершением и круглым отверстием над ними в общем обрамлении, на втором ярусе — окна круглые.

В планово-пространственном решении молитвенного зала применены девятиполевую схему, когда четыре колонны пучкового профиля держат девять ступенчатых сомкнутых сводов, украшенных стилизованным орнаментом с использованием сталактитов. Стены и своды покрыты полихромной росписью и позолотой. С запада крыша имеет два небольших краеугольных четырегранных, покрытые этернитом (искусственным шифером) срезанных шатра, а зал для молитвы перекрыт большим чотырехгранным срезаным шатром. Все шатры завершены зубчатыми гребнями и являются типичными для стиля венского классицизма.

В конце 1940-х годов в бывшей синагоге обустраивали концертный зал Закарпатской областной филармонии. С крыши святыни тогда сбросили скрижали с выписанными десятью заповедями Моисея, которые, упав на землю, разбились, а во внутреннем декоре тщательно уничтожили иудейские символы. Во время реставрации 1980-х годов восстановили терракотовую облицовку фасадов и истерзанную полихромию и позолоту декора интерьеров.

Ужгородская синагога — признанный шедевр европейской архитектуры, аналогов которому нет, по крайней мере в Европе, в настоящее время остается главной и желанной концертной площадкой украинского Закарпатья.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО УЖГОРОДСКОЙ СИНАГОГИ (ЗАКАРПАТСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛАРМОНИИ)

От улицы Станционной, 7 (центральный ж/д вокзал в Ужгороде) необходимо пройти 250 метров в направлении остановки (автовокзал). Далее сесть в маршрутное такси № 5 или №9 (время ожидания маршрутки на остановке может занять у Вас около 7 минут) и отправиться в направлении остановки Почтовая площадь (примерное время в пути 5 минут). От остановки пройти 540 метров (7 минут) в направлении Ужгородской Синагоги (пл. Театральная, 10). Так же до собора можно добраться и на собственном автомобиле. Рассчитать маршрут Вы можете здесь

Дорогие посетители наш онлайн путеводитель по Украине желает Вам приятного отдыха.

Источники:

http://varandej.livejournal.com/478050.html
http://www.trip-impressions.com/2019/02/sinagogi-ukraina.html
http://v-puti.com.ua/zakarpatskaya-oblast/410-ortodoksalnaya-uzhgorodskaya-sinagoga-zakarpatskaya-oblastnaya-filarmoniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector