Вадстенский замок, Швеция — обзор

Вадстенский замок

Одной из главных достопримечательностей Швеции по праву считается Вадстенский замок – величественное сооружение, расположенное в Стокгольме у озера Веттерн. За несколько столетий мощная оборонительная крепость, построенная в середине XVI в., превратилась в великолепный дворец, а позднее – в уникальный музей. В настоящее время Вадстенский образец средневековой архитектуры ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира.

В 1545 г. по приказу Густава I Вазы в Швеции было заложено строительство очередного форта для обороны Стокгольма. В соответствии с пожеланиями короля были возведены четыре круглые массивные башни, появились широкие дамбы и глубокий ров. Однако центром оборонительной системы Вадстенский замок не стал. Король Густав решил создать из крепости резиденцию для своего четвертого наследника Магнуса, который так начал править. В 1552 г. Густав сыграл в Вадстенском замке свадьбу со своей третьей женой, Катариной Стенбок.

К началу XVIII в. замок полностью утратил прежнюю оборонительную функцию. Его покинули члены королевской семьи. Дворец превратился сначала в склад, где хранили оружие и зерно, затем в завод по изготовлению спиртных напитков, а через некоторое время– в ткацкую фабрику. В XIX в. замок снова меняет свой облик: разрушили остатки башен, возвели тонкие стены из известняка и выровняли земляные насыпи.

Вадстенский замок – популярная достопримечательность

В ХХ в. вернулся живой интерес к крепости. Под руководством местных властей были возвращены снесенные башни, сделаны новые насыпи и построена крепостная стена. После проведения серьезных реставрационных работ замок становится одним из ярких архитектурных памятников страны.

Экскурсии по Вадстену

На первом этаже замка представлена огромная коллекция редких экспонатов, скульптур и охотничьих трофеев. Второй и третий этажи поражают туристов своими средневековыми интерьерами, старинной мебелью и картинами. В замке собраны уникальные экспозиции, здесь есть концертная площадка, где можно насладиться как оперными, так и эстрадными представлениями.

Самое интересное и увлекательное – экскурсии по замку. Каждая из них представляет собой захватывающее приключение вместе с историческими персонажами. Туристы проходят по оборонительным сооружениям, могут заглянуть на кухню и в старинные апартаменты. Для любителей адреналина предусмотрены ночные экскурсии по Вадстенскому замку.

Как добраться до места?

В нескольких метрах от достопримечательности находится остановка Vadstena station. Доехать сюда можно автобусами №№65, 612, 613, 661.

Средневековая Вадстена

Шведский город Вадстена расположился на восточном берегу озера Веттерн. Это второе по величине озеро в Швеции. Самое большое озеро здесь — Венерн, собственно, у которого я и живу. Мы с мужем и его друзьями выехали на машине из Карлстада около десяти часов утра и приехали обратно в этот же день в половине десятого вечера, проехав 300 км.

По пути в Вадстену заехали еще в несколько старинных усадеб, сделали привал, полюбовались на природу, попили кофе, перекусили и поехали дальше. В Вадстену.

Интересно, что в этом городе сохранилась первоначальная средневековая сеть улиц.

Дома в городе большей частью деревянные и очень милые.

Вообще теплый город Вадстена. Вадстена стала городом в 1400-м году, но получила известность задолго до того, благодаря святой Биргитте Шведской, католическому монастырю монашеского ордена св. Биргитты.

Готический собор монастыря виден издалека.

Он изумляет своей масштабностью, строгостью и простотой. Собор был освящен в 1430-м году, но церковные службы в нем велись уже с 1384-го.

Надо сказать, собор окружен различными монастырскими постройками, садами

и сделать хороший, полноценный снимок очень нелегко. Лучший снимок этого места я видела, сделанный с воздуха. У меня там такой возможности не было.

Собор монастыря св. Биргитты построен из известняка с голубым отливом. Его так и называют «голубая церковь».

В католическом монастыре биргиттинок в Вадстене жили как женщины-монахини, так и мужчины-монахи. Впервые, если честно, я слышала такое о христианских монастырях, о таком смешении.

Нет, конечно, жили они, монахи и монахини, раздельно, в разных домах, но монастырь был один на всех. Управляла монастырем аббатиса, монахи были под началом приора (мужчины), независимого от аббатисы, но такое было недолго: вскоре приор (настоятель) оказался в подчинении аббатисы (женщины). Вот такие шведские дела.

Оказывается, и в Средневековье шведская женщина правила балом, вернее, управляла монастырем с монахами-мужчинами. Что тут удивляться, что сейчас в протестантских церквях в стране много женщин — священников (священниц?). Уже давно здесь никто этому и не удивляется. Начало, как видим, положено много веков назад, при католицизме, задолго до Реформации (перехода Швеции от католицизма к протестантизму).

В католическом монастыре Биргиттинского ордена Вадстены первый состав был такой: 13 монахов-священников, 4 диакона, 8 рядовых монахов-братьев и 60 монахинь. Кроме них, к ордену примыкало много братьев и сестер, которые помогали за стенами монастыря, не живя в монастыре. Они выполняли разные работы и служения.

Монастырь подчинялся непосредственно папе Римскому. В Уставе монастыря была прописана строгая дисциплина. Монашеский же пост был сравнительно легким. Монашествующие обоих полов занимались земледелием, разными ремеслами.

По воскресеньям были церковные службы и проповеди после служб на родном, шведском, языке. Такое ввели именно биргиттинки.

Вадстенский монастырь был одним из культурных центров в Швеции, не только религиозным центром. Здесь была собрана обширнейшая, богатейшая библиотека, монашествующие занимались переводом и переписыванием книг. В монастыре была в почете мистика, мистическое содержание книг. Может, потому, что сама св. Биргитта была христианским мистиком.

Итак, о св. Биргитте. Я просто обязана рассказать здесь о ней. И это будет рассказ не только о ней, но и о Вадстене, и о Швеции.

Зайдем внутрь Вадстенского собора и полюбуемся на удивительные древние скульптуры из дерева. Здесь много деревянных скульптур самой св. Биргитты.

Вот известная скульптура святой, названная «Birgitta den porträttlika» («Портретное сходство с Биргиттой»).

Считается, что эта скульптура из алтаря Биргитты, освященного в 1392-м году. Скульптура св. Биргитты — работа мастера Йоханнеса Юнге из Любека (около 1425 г.).

Вообще меня удивило, как много фактов из жизни известно о женщине, жившей много веков назад. Ее биография составлена от ее рождения и до самой смерти буквально по годам.

Родилась Биргитта Биргерсдоттер (перевод ее фамилии — дочь Биргера) в 1303-м году недалеко от Уппсалы в семье судьи Биргера Перссона. Ее мать, аристократка, состоявшая в родстве с королевской шведской семьей, умерла рано и воспитывалась Биргитта строгой мачехой. Биргитту рано выдали замуж, в 13 лет, тоже за судью, Ульфа Гудмарссона. У них родились 8 детей.

После смерти мужа в 1344-м Биргитта принимает решение уйти в монастырь, стать монахиней. Более того, она получила откровение свыше на сей счет.

Вот тут и начинается самое интересное — ее откровения, ее видения. По преданиям, первое откровение она получила, когда была еще совсем маленькой 7-летней девочкой. Она видела Деву Марию. По смерти мужа ей явился Иисус Христос с известием, что она избрана Им посредницей между Ним и людьми.

Биргитта отказывается от своего имущества, своих многочисленных владений и уходит в монастырь Альвастра на юге Швеции. Именно там она получила наиболее важные откровения, к примеру, содержание Устава нового монастыря, который она должна открыть.

Читать еще:  Дворец Борромео, Италия - обзор

Надо сказать, ее откровения тематически — очень разные: теологические темы, откровения о Деве Марии, о рождении и жизни Христа, описание рая и ада, яркие сцены суда над церковными и политическими лидерами того времени и много чего другого. В видениях ей открывались будущие события.

Свои видения она сразу же старательно записывала на родном шведском языке, потом ее исповедники-священники переводили их на латынь. Вот и на статуе она — с книгой своих откровений на коленях.

У нее было около 700 видений за ее 70-летнюю жизнь. Откровения Биргитты были опубликованы в 8-ми книгах, множество раз эти книги переиздавались на латыни и других языках. Биргиттины откровения о Деве Марии были очень популярны в 15-м веке во всей католической Европе.

Вот эта знаменитая деревянная статуя (1435 г.) в Вадстенском соборе так и названа «Birgitta den extatiska» («Восторженная Биргитта»). Вот такая она была, когда к ней приходили откровения…

Вообще когда я читала о жизни и деятельности св. Биргитты Шведской, меня не покидала мысль, каков, однако, шведский кремень-характер у женщины. Прямо Стальная Биргитта (не глядя на ее восторженность)!

Она, католическая монахиня, призывала короля шведского Магнуса Эрикссона (Магнус 2-й Смек, «Ласковый») пойти войной на Новгородские земли, устраивать русским крестовые походы.

Вообще, как видно, у Биргитты было две мании: походы крестоносцев на Восток, на православные русские земли, и создание католических смешанных монастырей.

И когда шведский король в каких-то вещах не хотел слушать Биргитту, она просто с презрением писала о нем, о своем короле, в своих откровениях, мол, ей привидeлся Сам Иисус Христос в латах и в доспехах, как рыцарь-крестоносец, который жаждет творить правосудие здесь и сейчас, а король не внемлет ее, Биргиттиным, словам, ее откровениям. Жесть, однако.

Самое интересное, что о шведском короле Магнусе Эрикссоне писано в Новгородских летописях 1352 года. И как писано!

Там говорится, что король шведский не раз нападал на русские земли. Однажды он со своим войском попал на корабле в сильный шторм. Корабль потерпел кораблекрушение. Его и его спутников подобрали и спасли русские монахи Валаама. Со временем шведский король Магнус Эрикссон принял православие, а затем — великую схиму с монашеским именем Григорий.

На кладбище Валаамского монастыря есть старинная могила с камнем, на котором стоит — «Схимонах Григорий, шведский король Магнус».

Интересно и то, что Швеция до сих пор считает, что король Магнус Эрикссон утонул, и никак не хочет признавать, что могила на территории Валаамского монастыря, — это его могила.

Но продолжим о Биргитте.

Oна с удовольствием рассуждала в своих откровениях, надо ли подчиняться мужчинам, слабо отвечая самой себе:«Да». Но вся ее жизнь показывала другое, хотя жизнь та протекала в Средневековье, далеком от нашего времени.

Когда я думаю о Биргитте, на ум приходят вообще современные шведки с их нордически острыми характерами, которые, считаю, и привели их к феминизму с засовыванием мужика под свою женскую пяту. И получилось ведь! Хорошо ли это, плохо ли — другой вопрос.

Я сама отвечаю на это кратко:«Плохо. Не по-христиански. Да и себе, женскому племени, соделали своим феминизмом только плохо. Баба, как говорится, с возу — кобыле легче».

Но феминизм — это уже другая тема разговора. Сейчас не будем. Поговорим о Шведской Биргитте и ее откровениях.

Так, в 1349-м случились у нее откровения, что она должна покинуть монастырь Альвастра и податься в Рим. В 1350-м — она уже в Риме. Она уехала туда навсегда.

И вот там Биргитта разворачивает свою неутомимую деятельность, показывает свою сильную натуру (недаром она — дочь и жена судей), которая могла влиять и на королей, и на пап, коих она хотела сделать Римскими. Как?

Дело в том, что тогда (с 1309 по 1378 гг) католическая резиденция пап находилась не в Риме, а во французском Авиньоне. Там папы чувствовали себя в безопасности, т. к. в Риме тогда Папское государство распалось, аристократия, ее фамилии, сильно конфликтовали друг с другом и папы сослали себя в Авиньон, в добровольный плен. Этот средневековый период так и называют «Авиньонское пленение пап».

Биргитта неустанно и настойчиво призывала папу Климента 6-го вернуться в Рим. В это время она как раз посвятила всю себя открытию нового монастыря. Добилась от шведского короля Магнуса Эрикссона выделения ей земли в Вадстене под монастырь, но… папа Климент 6-й отклонил ее прошение о создании нового монастыря.

Биргитта не сдавалась и другой папа, Урбан 5-й, пришедший на смену папе Клименту 6-му, подписал разрешение на учреждение нового монашеского ордена биргиттинок и строительство нового католического монастыря.

Это случилось в 1370 году. Но сам монастырь и своих биргиттинок-монашек и биргиттинцев-монахов Биргитта не увидела. Она умерла в Риме в 1373-м, сразу после возвращения из своего паломничества в Иерусалим и Вифлеем, куда она ездила со своими взрослыми детьми, дочерью Катариной и сыном.

Они позже перевезли мощи своей матери из Рима на родину, в Швецию, в Вадстену. Сейчас мощи покоятся в Вадстенском соборе, в реликварии.

Кстати, рядом с мощами св. Биргитты лежат мощи и ее дочери Катарины, первой настоятельницы-аббатисы монастыря биргиттинок в Вадстене. Это и ее трудами мать причислили к лику католических святых.

Биргиттинский монастырь в Вадстене — материнский, как его называют, т. е. главный монастырь этого монашеского ордена. Биргиттинские монастыри были и есть в Англии, во Франции, Германии, США и даже на Кубе.

Вадстенский монастырь биргиттинок действовал с 1384 года по 1595-й, когда последние монахини оставили этот монастырь.

Случилось это из-за Реформации, перехода Швеции от католицизма к протестантизму, и случилось это при шведском короле Густаве Васе, кстати сказать, популярном и любимом короле Швеции и в наши дни.

Он был, если можно так сказать, демократическим королем, королем не верхов, а низов. Его поддерживали городские ремесленники и крестьяне и они же и позволили ему «задвинуть» католическое духовенство (Вестеросский сейм 1527 г.), экспроприировать их земли, другие богатства, положив все это в королевскую казну.

В начале 16-го века католическому духовенству принадлежало больше половины всех земель страны. Епископов поначалу обязали помогать королю деньгами и передавать ему церковное имущество — земли, замки. Потом дошло и до того, что даже число монашествующих в монастырях определял король (его доверенные чиновники).

Отнятым у католического духовенства добром король Густав Васа поделился с дворянством, тем самым заручился и их поддержкой, поддержкой верхов, не только низов.

В 1528-м Васу короновали и 2 последующих сейма сделали его власть наследственной. Более того, он стал главой как светской, так и церковной власти.

Надо сказать, Реформация нанесла сильный удар по Биргиттинскому ордену, но не уничтожила его. Он возродился снова через века.

Но я отвлеклась немного. Продолжу рассказ о самом Вадстенском соборе.

В соборе есть три замечательных органа. Вот один из них. Он — самый большой и красивый.

15 сказочных замков Швеции

Пряничные дворцы с торжественно украшенными залами, суровые крепости с казематами, уютные поместья с пышными садами, на островах и на берегу моря, на скалах и среди распаханных полей, готические, ренессансные, барочные — в Швеции можно найти замок на любой вкус и для любого полета фантазии.

Читать еще:  Пещера Деветашка, Болгария - обзор

Крепость Бохус. Фото: Пер Пиксель Петерсон/imagebank.sweden.se

15 сказочных замков Швеции

Пряничные дворцы с торжественно украшенными залами, суровые крепости с казематами, уютные поместья с пышными садами, на островах и на берегу моря, на скалах и среди распаханных полей, готические, ренессансные, барочные — в Швеции можно найти замок на любой вкус и для любого полета фантазии.

Самый неприступный замок Швеции построили норвежцы. Веками граница между двумя королевствами проходила по Нурдре-Эльв, рукаву реки Йота-Эльв. В 1308 году норвежский король Хoкон V Магнуссон распорядился заложить на своем берегу крепость, чтобы защищаться от вероломных южных соседей. За три века шведы тринадцать раз осаждали Бохус, но так и не смогли его взять. В конце концов они получили замок вместе с соседним городком Кунгэльв и остальной провинцией Бохуслен. Четырнадцатый и самый ожесточенный штурм произошел в 1678 году, когда уже датчане и норвежцы осадили шведский гарнизон. За полтора месяца непрерывных бомбардировок крепость практически стерли с лица земли, но и на этот раз она не сдалась. В XVIII веке возобновленный замок в основном служил тюрьмой. А теперь это поросшие травой руины с единственной уцелевшей башней и видом на живописную речную долину. Дорога — полчаса от центра Гётеборга.

Вадстена. Фото: trollhare/CC BY-NC-ND 2.0

Суровые башни и глубокие рвы не оставляют сомнений — ренессансный замок на озере Вэттерн короли из династии Васа возводили так, чтобы он смог выдержать продолжительную осаду и устоять. Это теперь Вадстена лежит в глубине Швеции, а в середине XVI века неподалеку начинались датские владения — войны шли чередой. Времени и средств на обустройство хватало не всегда: когда очередной пожар уничтожил интерьеры, часть обстановки не стали восстанавливать, а просто нарисовали на стенах — вплоть до складок у гардин. К концу XVII века оборонительная потребность в крепости отпала — Вадстену даже на какое-то время переоборудовали в зернохранилище. Только в наше время интерьеры отреставрировали, восстановили крепостные валы, в замковом театре теперь ставят камерные барочные оперы, а во дворе летом устраивают концерты.

Глимменгехюс. Фото: Конни Фрид/imagebank.sweden.se

Глиммингехюс

Замок Глимминге был возведен в 1499–1506 годах и вскоре после окончания строительства надолго оказался в эпицентре датско-шведских войн за провинцию Сконе. В 1676 году шведский король Карл XI при отступлении приказал полностью снести замок, чтобы он не достался врагам, но полторы сотни человек не смогли разрушить зубчатую башню — сделано было на совесть. На самом деле первый хозяин замка рыцарь Йенс Хольгерсен Ульфстанд возводил крепость по средневековым чертежам, зато на века: выписал умелого мастера Адама ван Дюрена, не экономил на материалах — при реставрации нашли и венецианские стекла, и испанскую керамику, — предусмотрел даже систему отопления от камина через специально проложенные в стенах воздуховоды. Отдельно подготовили Глиммингехюс на случай осады: ров с подъемным мостом, потайные ловушки, тупиковые коридоры, ложные двери и дыры в стене, из которых удобно поливать атакующих кипятком. Хотя самым знаменитым средством защиты (и рекламы) замка стала волшебная дудочка — с ее помощью в сказке Сельмы Лагерлеф Нильс спас Глиммингехюс от нашествия серых крыс.

Грипсхольм. Фото: Маттиас Леппыниеми/imagebank.sweden.se

Грипсхольм

Кирпичные стены Грипсхольма отражаются в водах озера Мэларен — королевский замок стоит на острове у городка Мариефред. Заложил крепость в конце XIV века канцлер Бу Йонссон Грип, капитально перестроил в середине XVI века Густав Васа, а двумя столетиями позже обновил Густав III — именно он добавил к пузатым башням и парадным залам придворный театр и портретную галерею, которую до сих пор пополняют изображениями выдающихся шведов (в коллекции — более 4.000 картин). В интерьерах замка группа ABBA снимала обложку для своего альбома «Waterloo». А в последнее десятилетие неожиданное внимание к Грипсхольму привлекло чучело льва. Незадачливый таксидермист XVIII века экзотического хищника никогда не видел и включил фантазию — как оказалось столетия спустя, к радости создателей многочисленных интернет-мемов. Чтобы увидеть эту смешную перекошенную морду воочию, в летний сезон из столицы можно доплыть до Мариефреда на экскурсионном корабле.

Кальмарский замок. Фото: Мария Эклинд/CC BY-SA 2.0

Начиная с XII века крепость напротив острова Эланд была стратегически важнейшим укреплением — в бесконечных датско-шведских войнах Кальмарский замок пережил одиннадцать осад. В 1397 году в этих стенах была заключена уния, объединившая Данию, Норвегию и Швецию под одной короной. Но к середине XVI века соперничество Копенгагена и Стокгольма разгорелось снова, так что шведский король Густав Васа и его сыновья Эрик XIV и Юхан III проводили в Кальмаре много времени, постоянно перестраивая, укрепляя и украшая его — получился один из лучших ренессансных замков королевства. Из богато обставленной спальни Эрика потайной ход ведет на крышу — король параноидально боялся покушения (и в итоге таки был свергнут своим братом). Спальню Юхана украшает кровать, вывезенная из Дании, с отбитыми носами у резных фигурок, чтобы души предыдущих хозяев не пришли за украденным ложем. К концу XVII века замок потерял свое военное значение, был заброшен и дождался реконструкции лишь в XIX столетии. Но фигурные шпили кальмарских башен, разрезающие небо над спокойной гладью моря, — иконический шведский вид, растиражированный по обложкам, буклетам и открыткам.

Карлстенская крепость. Фото: Isen Majennt/CC BY-NC-ND 2.0

Карлстенская крепость

Мощный форт над городом Марстранд появился во второй половине XVII столетия. Швеция долго пробивала себе путь к Северному морю и, когда отвоевала у датчан провинцию Бохуслен, сразу начала окапываться: вгрызшиеся в скалы башня и равелины защитили подходы к стратегически важной незамерзающей гавани. Фортификационные работы продолжались вплоть до середины XIX века, хотя уже тогда крепость в основном использовали как тюрьму. Здесь четверть века отбывал наказание вор и авантюрист Лассе-Майя, прославивишийся тем, что совершал ограбления, переодеваясь в женское платье. Город у подножья крепости к тому времени превратился в популярный морской курорт, и отдыхающие нередко поднимались в Карлстен, чтобы послушать рассказы преступников. Сегодня крепость — главная достопримечательность Марстранда: ошеломляющие виды на море и гавань, реконструкции сражений в дворике, для проголодавшихся — кафе с фирменными вафлями, а особо увлеченные могут заказать номер в гостинице, устроенной в бывших казармах.

Леккё. Фото: Пер Пиксель Петерсон/imagebank.sweden.se

Окруженный с трех сторон водами озера Вэнерн замок был основан в конце XIII века как епископская резиденция, но своим нынешним импозантным видом обязан двум графам Делагарди — представителям влиятельнейшего и богатейшего рода в Швеции XVII века. Фельдмаршал Якоб Делагарди получил Леккё во владение в 1617 году в благодарность за то, что отвоевал у московских царей всю Ижорскую землю от Ивангорода до Корелы, и начал активно отстраивать и украшать новое имение. Его дело продолжил сын Магнус Габриэль, риксканцлер королевства, добавивший к замку еще один этаж. Особенно изящными получились покои его жены, принцессы Марии Ефросинии. Впрочем, в 1681 году Делагарди пришлось покинуть Леккё навсегда — Карл XI отправил риксканцлера в отставку, а замок вернул в казну. Большая часть роскошной обстановки была распродана или перевезена в другие владения короны, но сами интерьеры уцелели и были позже восстановлены. Теперь тут в сезон проводят экскурсии, а летом ставят во дворе оперные спектакли. Отдельное удовольствие — виды на озеро, дальний берег которого скрывается за горизонтом.

Читать еще:  Аэропорт Густав III, Франция - обзор

Марсвинсхольм. Фото: Пер-Эрик Телль/imagebank.sweden.se

Марсвинсхольм

Небольшой замок с двумя кружевными башнями, окруженный прудом, построили в южной провинции Сконе в 1640-е годы, когда она еще была частью Дании. На датском престоле тогда уже полвека сидел Кристиан IV — король-строитель, непрерывно закладывавший города, крепости, дворцы и храмы по всей Скандинавии, и из всех архитектурных стилей предпочитавший ажурный краснокирпичный ренессанс голландских мастеров. Знатный датчанин Отте Марсвин отстроил свое имение согласно высочайшему вкусу — как королевские Фредериксборг или Розенборг, но только в более скромных масштабах. И даже последующие шведские владельцы старались сохранить характер замка, нанимая для реконструкции архитекторов в Копенгагене. Попасть внутрь замка нельзя, его сдают только целиком по торжественным случаям, но погулять вокруг в парке и сделать сотню фотографий с разных ракурсов — не возбраняется.

Нючёпинг. Фото: Тина Стафрéн/imagebank.sweden.se

Выбеленная башня на берегу реки в центре провинциального городка в часе езды от Стокгольма — это почти всё, что осталось от некогда мощного замка, защищавшего южные подступы к столице. В декабре 1317 года король Биргер Магнуссон устроил в Нючёпинге банкет, пригласил на него своих братьев, герцогов Эрика и Вальдемара, после трапезы арестовал их, заточил в донжоне и ключ от темницы, по легенде, выбросил в реку. Герцоги умерли от голода, в стране началась гражданская война, замок сгорел в пожаре 1665 года, а большой поржавевший ключ выловили в XIX веке — средневековую железяку теперь выставляют в экспозиции, занимающей залы замка. Тот редкий случай, когда красивая легенда спустя столетия вдруг получает предметное подтверждение.

Скархульт. Фото: Ральф Турандер/Skarhult

Настоящее аристократическое гнездо в Южной Швеции. Владельцы замка — бароны фон Шверин — живут в нем до сих пор и управляют поместьем: ренессансный дом по-прежнему обжит, а пейзажный парк вокруг в образцовом порядке. Посетителей стали пускать внутрь лишь пять лет назад, подготовили тематические выставки не только о замке, но и о роли женщин в истории Швеции и о воспитании мужчин. После экскурсии по залам и парку кормят при свете свечей супом и выпечкой в подвальном кафе. По предварительной договоренности тур проводит сама баронесса Александра, рассказывает о себе, объясняет, что как работает в имении, чтобы потом каждый гость мог самостоятельно ответить себе на вопрос «Быть аристократом сегодня — это привилегия или тяжелый труд?»

Скуклостер. Фото: Йенс Мор/Skokloster

Скуклостер

Барочный замок с регулярным парком на берегу озера Мэларен строили (1654–1676) для фельдмаршала Карла Густава Врангеля, который командовал шведской армией в конце Тридцатилетней войны. Обставлял свою новую резиденцию полководец на широкую ногу — картины, ковры, гобелены, мебель, посуда, особенно впечатляют библиотека и оружейная, — но пожить в ней толком не успел: былые раны и обжорство свели старого вояку в могилу. После его смерти работы остановились. Новые хозяева, семья Браге, сберегли обстановку XVII века, а в 1967 году продали замок правительству, которое превратило его в музей той славной эпохи, когда шведская корона владела почти всей Балтикой. Дорога из Стокгольма занимает около часа, а из ближней Уппсалы летом до замка можно добраться на корабле — самый живописный вариант.

Софиеру. Фото: Аллан Далквист/CC BY-NC-ND 2.0

Самый идиллический замок Швеции, впитавший в себя любовь и заботу нескольких поколений шведских королей. В 1864 году кронпринц Оскар выкупил ферму на берегу моря в Сконе около Хельсингборга и построил себе романтический коттедж с башнями и шпилями, где стал проводить каждое лето с женой Софией и детьми. В 1905 году король подарил любимую резиденцию на свадьбу своему внуку Густаву Адольфу и его датской невесте Маргарите. Кронпринцесса разбила вокруг дворца прекрасные сады, в которых теперь цветут пятьсот видов рододендронов. На их цветение в конце мая — начале июня туристы приезжают в Сконе специально. По завещанию Густава Адольфа в 1973 году замок передали в собственность города, но королевская семья продолжает финансировать работы садовников — например, к 150-летию Софиеру нынешний король Карл XVI Густав и королева Сильвия распорядились обустроить новый геометричный Юбилейный садик.

Чулёхольм. Фото: Ульф Бодин/CC BY-NC-ND 2.0

Возвести особняк в неотюдоровском стиле на берегу морского залива на западе Швеции задумал Джеймс Фредрик Диксон, состоятельный предприниматель и страстный англофил. В 1898 году он поручил проект молодому архитектору Ларсу Израэлю Вальману, который выполнил все работы по заветам модного тогда британского движения «Искусства и ремесла» — как единый ансамбль, где каждая деталь фасада, каждый предмет в интерьере и даже каждое дерево в парке подчиняются общему замыслу. Джеймс Фредрик умер вскоре после начала строительства, проект в память о покойном муже осуществила его вдова Бланш. Большую часть материалов для строительства замка доставили из Англии. Полвека назад мэрия Гётеборга — имение находится в получасе езды от города — выкупила Чулёхольм и превратила его в музей. По сохраненным комнатам водят костюмированные экскурсии. Особенно популярными они стали после выхода фильма «Меланхолия» датского режиссера Ларса фон Триера — именно здесь, в замковом парке с видом на пролив Каттегат, Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур проводят время в ожидании приближающегося конца света.

Эребру. Фото: Ларс Хермансон/CC BY-SA 2.0

Самый впечатляющий городской замок Швеции стоит на острове посреди реки Свартон в центре города Эребру. Первое упоминание о нем относится к XIII веку, а нынешний вид — с четырьмя массивными башнями по углам — замок приобрел при королях династии Васа в начале XVII века. В этих стенах не раз происходили важные события шведской истории: Густав Васа в 1540 году здесь объявил о создании наследственной монархии (сам он был избран королем), а Карл XIII в 1810 году — о том, что передаст трон Жану-Батисту Бернадоту, наполеоновскому маршалу, основателю нынешней правящей династии. Впрочем, стратегическое значение Эребру потерял еще три с половиной века назад, и с тех пор его использовали то как тюрьму, то как склад, то как резиденцию губернатора. Исторические интерьеры внутри не сохранились, и гиды в основном развлекают экскурсантов легендами о привидениях, бродящих по замку. В бывших тюремных камерах на верхнем этаже сохранились граффити, которые наскребли на штукатурке три века назад русские пленные. Кто разберет — тот молодец.

Юларёд. Фото: Hjularöd

Не верьте глазам! Самый на вид средневековый, самый открыточный, самый сказочный замок на юге Швеции — с круглым донжоном, с зубчатыми стенами, со стрельчатыми арками, с высокими каминными трубами и даже с защитным рвом — построен на самом деле полностью с нуля немногим более века назад, в 1890-х годах. Такова была прихоть хозяина имения, камергера королевского двора Ганса Густава Тулля — чтобы как в долине Луары, но только из красного кирпича и размером с небольшой особняк. До сих пор это частное владение, так что внутрь не пустят, но каждый, кто проезжает мимо, волен остановиться, пройти по тропинке среди выстриженных лужаек, полюбоваться на игрушечную твердыню и тихо возмутиться: «Какое надувательство!»

Источники:

http://womanadvice.ru/vadstenskiy-zamok
http://www.tourister.ru/responses/id_20018
http://ru.sweden.se/mesta/15-skazochnyh-zamkov-shvecii/

Ссылка на основную публикацию