Великий китайский канал, Китай — обзор

Великий Китайский канал: фото, характеристики, значение

Китай славен своей знаменитой стеной, протянувшейся на несколько тысяч километров, а также каналом, связывающим всю страну. Последний является одним из древнейших действующих рукотворных гидротехнических сооружений во всем мире.

Общие сведения

Великий Китайский канал – монументальное сооружение, возводившееся почти 2000 лет. Начало его строительства датируется V веком до нашей эры, а завершение – XIII веком нашей эры. Это величайшее водное сооружение, связывающее четыре крупнейших города (Наньтун, Ханчжоу, Шанхай и Пекин), включено в реестр ЮНЕСКО.

Первоначально канал служил для перевозки урожая зерна из наиболее плодородных сельскохозяйственных районов, долин рек Хуанхэ и Янцзы, в столицу. Зерно также использовалось для обеспечения питанием постоянной армии. Начинается он на севере, в Пекине, а кончается на юге, в Ханчжоу.

Этот судоходный канал в Китае представляет собой величайшее сооружение во всем мире, соединяющее крупнейшие китайские порты Шанхай и Тяньцзинь, а также представляющий собой основное средство сообщения между южными и северными районами восточной части страны.

Характеристики

Протяженность канала – 1782 километра, а общая длина с ответвлениями в города Ханчжоу, Наньтун и Пекин – 2470 километров. От 2 до 3 метров составляет глубина фарватера. Канал имеет 21 шлюз. Максимальная способность пропускать грузы составляет около 10 миллионов тонн ежегодно.

Ширина канала варьирует в пределах 40-3500 метров (наиболее узкая часть находится в провинциях Хэбэй и Шаньдун – 40 м, самая широкая часть в Шанхае – 3500 м). Известно, что одним из быстрых и удобных видов транспорта в древности был водный. Именно благодаря подобной водной артерии Китай на долгие столетия обеспечил устойчивые торговые связи внутри страны.

Великий Китайский канал – самая длинная и древняя искусственная река в мире.

Краткая история

Канал проходит через города Тяньцзинь и Пекин, а также через провинции Хэбэй, Цзянсу, Шаньдун, Чжэцзян. Это рукотворное чудо соединяет реки Хуанхэ, Хайхэ, Хуайхэ, Цяньтан и Янцзы. Давным-давно, более 2 тысяч 400 лет назад (эпоха Чуньцю), царство У, борясь за центральную равнину, пошло войной на северное царство Ци. Царство У проложило канал у города Янчжоу провинции Цзянсу, несущий воды Янцзы в реку Хуанхэ. Затем артерию стали удлинять как в северном направлении, так и в южном. Особенно активно работы велись при правлении династий Суй и Юань. В конечном итоге и сформировался современный знаменитый канал Пекин — Ханчжоу. Многие участки искусственной реки включают прежние природные озера и реки, другие же представляют собой искусственные артерии. Однако основная масса воды приходится на естественные водоемы.

Читать еще:  Национальный парк Гранд-Каньон, США - обзор

Это удивительное сооружение являлось судоходной артерией, благодаря которой осуществлялась транспортировка казенного и военного продовольствия во дворец императора и в военный округ в периоды правления всех династий. С древнейших времен канал не только имел важное транспортное значение, но и связывал внутреннюю экономику Севера и Юга.

Еще в XIX веке речная транспортировка грузов была значима для Китая, но после строительства железной дороги Тяньцзинь — Нанкин ее роль постепенно уменьшилась. Кроме того, после изменения направления русла реки Хуанхэ (в связи с недостаточным снабжением водой участка территории провинции Шаньдун) произошло прекращение курсирования судов с юга на север. Хотя объемы воды на участке Цзянсу сравнительно большие и, соответственно, условия для прохождения судов относительно благоприятные, канал стал принимать только маленькие лодки.

Более подробно о времени правления императора Ян-ди

Известно, что канал строился и использовался отдельными секциями в разных областях и в самые разные периоды времени. Однако лишь в VII веке, в период правления императора Ян-ди (династия Суй), было произведено систематизированное объединение отдельных каналов в единую транспортную водную систему.

Для Ян-ди было важно наладить бесперебойную транспортировку урожая риса из наиболее плодородной области реки Янцзы (северо-запад государства) в столицу. Также это имело важное значение для обеспечения продовольствием армии. На тот момент более 3 миллионов крестьян были вынуждены участвовать в строительстве Великого Китайского канала под контролем множества солдат. За время работ (шесть лет) около половины рабочих погибли от плохих условий труда и голода.

В итоге уже с 735 года около 150 миллионов килограммов зерна ежегодно переправлялось по каналу вместе с многими другими продовольственными и промышленными товарами (фарфор, хлопок и пр.). Все это способствовало дальнейшему процветанию экономики Китая.

Современность и будущее

В недавнем прошлом был углублен и расширен Великий Китайский канал, были построены современные порты и шлюзы. Стали улучшаться условия плавания водного транспорта, а протяженность сезонного судоходного пути достигла 1100 километров.

Вскоре южнее уезда Пи (провинция Цзянсу) более чем 660 км фарватера смогут принимать корабли, водоизмещение которых составляет около 500 тонн. А в ближайшем будущем канал Пекин — Ханчжоу будет представлять собой водную артерию направления юг – север.

В заключение

Когда была организована транспортировка по железной дороге, Великий Китайский канал, соединивший реки Янцзы и Хуанхэ, постепенно стал терять свое былое значение.

Судоходным на сегодняшний день является лишь участок от Ханчжоу до Цзинина, а южные и центральные секции сейчас используются в основном для транспортировки угля из шахт (область Шаньдун и Цзянсу). Остальная часть канала пострадала от накопившейся грязи, а северные его участки и вовсе практически высохли.

Читать еще:  Мост Каррик-а-Рид, Северная Ирландия - обзор

Великий китайский канал: от Пекина до Ханчжоу

Практически все реки Китая текут с запада на восток и впадают в Тихий океан. Поэтому уже в древности возникла система каналов, соединявших в меридиональном направлении бассейны этих рек. Впоследствии отдельные участки были объединены и достроены. Так появился Великий китайский канал, или, как его называют в Китае, Большой канал 大运河 даюньхэ.

Протяженность Великого китайского канала составляет 1774 км, это самый длинный канал в мире. Свое начало он берет в уезде Тунсян под Пекином, проходит через города центрального подчинения Пекин и Тяньцзин, четыре провинции — Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу и Чжэцзян и заканчивается в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян). Он соединяет пять рек: Хайхэ, Хуанхэ, Хуайхэ, Янцзы и Цяньтан.

Карта Великого китайского канала. Источник: Википедия

Согласно хроникам, в V в. до н.э. в царстве У, которое находилось в районе нижнего течения Янцзы, было начато строительство канала до города Янчжоу. В те времена канал именовался Ханьгоу. Строительство было продолжено во времена династии Цинь (221-206 до н.э.), став еще одной широкомасштабной стройкой грозного императора Цинь Шихуанди.

В конце VI в., когда Китай был объединен в единую империю Суй (581—618), возникла необходимость соединить единым водным путем различные районы Китая со столицей империи — городом Чанъань. Прежде всего, это было связано с необходимостью поставок продовольствия с юга на север, чтобы кормить население и армию вдоль северной границы. Суйский император Ян-ди (годы правления 604-617) перестроил и расширил систему старых каналов до Янчжоу, а также построил новый канал до Ханчжоу, через дельту Янцзы. Это мероприятие вызвало критику современников, поскольку на строительство каналов были брошены многочисленные людские ресурсы (несколько миллионов человек) и финансовые средства.

В XIII веке, в эпоху правления династии Юань (1271—1368), столицей стал Пекин. Канал был достроен, связав новый административный центр страны с южными районами. Таким образом, он стал главной транспортной артерией, соединившей север и юг страны.

Большей частью канал проходит по равнинной территории, однако местами встречаются возвышенности. Поэтому канал оборудован системой шлюзов, изобретенных в Х веке. Великий китайский канал также способствовал развитию экономических и культурных связей внутри страны. Сотни тысяч тонн различных грузов ежегодно перевозились по нему. Из центральных районов Китая на север везли рис, из восточных районов — шелк, медные изделия, рыбу. Из южных районов поступали драгоценные металлы и слоновая кость.

Великий китайский канал в Ханчжоу. Источник: http://hg.grandcanal.com.cn/

В последние годы правления династии Цин (1644-1911) были построены железнодорожные линии Пекин-Ханькоу и Тяньцзин-Пукоу, большое развитие получило и морское судоходство. Великий китайский канал утратил свое прежнее экономическое значение.

После образования КНР (1949 г.) канал реконструировали и со временем практически на всем его протяжении открыли сезонную навигацию. Исключение составляет участок, проходящий по территории провинции Шаньдун, который используется частично. На участке от уезда Писянь (пров. Цзянсу) до Ханчжоу (почти 660 км) навигация открыта круглый год. Кроме того, вода из канала используется для орошения прилегающих земель.

Читать еще:  Одеон Герода Аттика, Греция - обзор

Великий Китайский канал — крупнейшая водная артерия

Важную роль в любые времена в жизни Китая играла вода. Большие площади сельскохозяйственных угодий всегда нуждались в ней. Но у воды есть две стороны. С одной стороны она дает обилие урожая, с другой – частые наводнения губят все живое. Поэтому уже в VI веке до н.э. в Китае назрела проблема борьбы со стихией. Великий Китайский канал должен был решить ее.

История Великого канала Китая

Уже в I веке нашей эры Чжан Жун (китайский знаменитый инженер) установил истинные причины наводнений часто разливающейся Желтой реки Хуанхэ. Оказалось, что наводнения зависят от скорости реки. Так при быстром движении воды поток размывает ложе реки, оно углубляется, а соответственно понижается риск выхода из берегов. Если же скорость реки снижается, то иловые и песчаные наносы осаждаются, уменьшая русло реки, а значит и повышается риск. А крестьяне, отводящие воды на свои поля, таким образом как раз и уменьшали скорость реки, что приводило к наводнениям. Поэтому было принято решение создать умышленный отвод воды из Хуанхэ, чтобы регулировать уровень вод. В III веке в течение 30 лет проводились работы по созданию насыпей на Желтой реке, что должно было защитить земли от нежданной воды.

Кроме контроля над уровнем рек ставились и судоходные задачи. Так основные реки Китая Хуанхэ и Янцзы текут параллельно – с запада на восток. А юг и север государства остаются, таким образом, без связи. С целью соединить их и было положено строительство Великого Китайского канала.

Первые работы по соединению севера с югом начались еще в VI веке до н.э. Здесь был построен Волшебный канал. Он имеет длину 32 километра и связывает две реки, текущие в разных направлениях. В итоге канал обеспечивает движение судов протяженностью около двух тысяч километров и соединяет Пекин, Кантон (Гуанчжоу) и Гонконг.

Великий канал Китая начали сооружать в 70 году, а закончили работы только в XIII веке. Великий Китайский канал объединял систему более старых каналов и расширял ее до новых точек. Так в VII веке он был удлинен до Ханчжоу, а в XIII веке и до новой столицы Пекина.

Великий канал в Китае покрывает весь Восточный Китай, связывает основные судоходные артерии. Общая его протяженность составляет 1782 километра. Ширина – в среднем до 30 метров, глубина – около 3 метров. Канал имеет 21 шлюз.

Подобное сложное сооружение играло важную роль в жизни Китая и продолжает функционировать и в наши дни.

Источники:

http://fb.ru/article/384004/velikiy-kitayskiy-kanal-foto-harakteristiki-znachenie
http://anashina.com/velikij-kitajskij-kanal/
http://1chudo.ru/kanaly/20-velikij-kanal-k

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector