Вокзал Сент-Панкрас, Великобритания – обзор
Вокзал Сент Панкрас (St. Pancras) – «Собор железных дорог»
Обычно железнодорожные вокзалы не могут похвастаться изысканной архитектурой, но это не относится к знаменитому вокзалу Сент-Панкрас (St Pancras) в Лондоне. Этот шедевр викторианской эпохи, расположенный в центре Лондона, рядом с другим известным вокзалом Кингс Кросс, зачастую называют «Собором железных дорог».
История вокзала St. Pancras
Проект вокзала Сент-Панкрас был разработан инженером Уильямом Барлоу в 1863 совместно с архитектором Дж. Гилбертом Скоттом в 1863 году по заказу Мидлендской железной дороги.
Барлоу отвечал за техническую часть – создание огромного дебаркадера, а Скотт отвечал за внешний вид будущей станции, тем самым превратив ее в чудо готической архитектуры.
Строительство продолжалось всего 2 года – с 1866 по 1868 год. За это время были потрачены колоссальные суммы на покупку земли, освобождение территории от посторонних объектов (домов бедняков, старой церкви и кладбища, заключение в трубу подземной реки Флит), материалы для строительства, зарплату рабочим и гонорары архитекторам, которые составили львиную долю бюджета.
Было снесено очень много построек, но Церковь Святого Панкратия уцелела. Именно она и дала название новому вокзалу – St Pancras.
Гостиница «Мидленд Гранд Отель»
В 1873 году в здании вокзала St Pancras была открыта самая большая и шикарная гостиница тех времен — «Мидленд Гранд Отель». Над созданием этого архитектурного шедевра трудилась целая армия строителей, декораторов и ремесленников. Все в облике и отделке этого отеля на 500 номеров должно было поражать его постояльцев: высокие своды и окна с готическими розетками, богатая отделка, роскошные красочные панно и расписные потолки.
Сент панкрас сто лет назад
Средств было потрачено немало, но владельцы гостиницы были уверены, что они быстро отобьют расходы. Midland Grand, выполненный из заметного красного кирпича, быстро стал одной из самых известных достопримечательностей Лондона и, благодаря своей изысканной архитектуре, роскошному убранству и прогрессивным удобствам по тем временам (в отеле было паровое отопление, функционировали гидравлические лифты и даже имелись унитазы), никогда не пустовал. Здесь останавливались знаменитости, обеспеченные люди и аристократы.
Но век процветания отеля был недолог. Хоть он и пережил Первую мировую войну практически без повреждений, к 1920 году он сильно устарел. «Мидленд Гранд Отель» стал увядать и перестал приносить прибыль. В 1935 году его было решено закрыть, а номера гостиницы превратились в офисы транспортных компаний. Но и их пришлось перенести из-за несоответствия пожарной безопасности.
Вокзал Сент-Панкрас в середине XX века
В 60-х годах XX века вокзал St Pancras могли снести, чтобы на этом месте построить более современную блочную конструкцию. Но благодаря стараниям Джона Бетжемена и его компании по спасению этого чудесного образца викторианской эпохи, вокзал смогли отстоять.
В 1967 году зданию была присвоена первая категория исторического памятника, охраняемого государством. В благодарность за спасение здания от уничтожения, на его территории был установлен бронзовый памятник, изображающий Бетджемена, смотрящего на крышу вокзала.
St Pancras International в наши дни
В начале 2001 года началась реконструкция вокзала Сент-Панкрас из-за решения властей Лондона подключить его к проекту Евростар. Это стало поворотным моментом в истории как самого вокзала, так и судьбе отеля.
На реконструкцию станции было потрачено свыше £800 млн.: перроны были перестроены и увеличены, крыша заново остеклена и перекрашено, стальная кладка, мозаики и каменная кладка восстановили по оригинальному проекту Скотта. И главное – была восстановлена слава гостиницы в здании вокзала Сент-Панкрас.
Теперь у вокзала, которому дали гордое название St Pancras International, имеется 13 платформ, шесть из которых используются для отправление международных скоростных поездов Eurostar.
Структура вокзала St Pancras
Вокзал Сент-Паркрас поделен на 4 зоны: Рандеву, Круг, Галерею и Рынок.
- Рандеву – это зал наверху станции. Там имеется длинный бар с шампанским.
- Круг – это зона шопинга со множеством магазинов.
- Галерея – зона, где расположились магазины крупных ритейлеров.
- Рынок – место у главного входа, где фермеры предлагают свою продукцию.
Гостиница St. Pancras Renaissance Ноtеl
5 мая 2011 года здание отеля Midland Grand обрело второе рождение – была открыта пятизвездочная гостиница «Сент-Панкрас Ренессанс Лондон Отель».
Строение подверглось большой реконструкции, чтобы провести в отель современные удобства, но строители, архитекторы и художники справились со своей задачей. Гостиница стала еще шикарнее, чем раньше, при этом получилось сохранить 38 номеров в старинном викторианском стиле.
Сайт: www.stpancrasrenaissance.co.uk
Памятники вокзала
Памятник Джону Бетжемену
Каждый посетитель вокзала видел эту бронзовую статую, изображающую человека, задумчиво смотрящего наверх. Практически каждый человек копирует его позу.
«Место встреч»
Благодаря этому памятнику Сент-Панкрас считается самым романтичным вокзалом – разве кто-то может остаться равнодушным при виде девятиметровой статуи пары обнимающихся людей?
Она была разработана художником Полом Деем и призвана вызывать романтические чувства у посетителей. Найти ее можно в южном конце верхней части вокзала, под часами.
Куда отправляются поезда с вокзала Сент-Панкрас?
St Pancras – международный вокзал, а также станция пригородного значения, куда приезжают электрички из аэропортов. Например, мы добирались из Гатвика в Лондон как раз до станции St Pancras.
С вокзала отправляются поезда по нескольким направлениям:
- Компания East Midlands является ответственной за перевозку пассажиров в Лутон, Лестер, Кеттеринг, Дерби в район Йоркшир.
- Firth capital отправляет поезда в Бедфорд, Сент-Олбанс, Уимблдон и Брайтон.
- На поездах South-East Midlands можно доехать в Чатем, Маргит, Фолкстон, Стратфорд и Эшфорд.
- И, наконец, скоростные поезда Eurostar курсируют между Лондоном и городами Испании, Италии, Германии, Франции и Нидерландов.
Из Лондона в Париж можно добраться всего за 2 часа 15 минут, до Лилля – за 1 час 20 минут, а время в пути до Брюсселя составляет всего 1 час 51 минута. Стоимость проезда – от 35 евро, желательно покупать билеты заранее (за 3 месяца), тогда есть возможность существенно сэкономить на проезде.
Табло и структуру вокзала можно посмотреть на официальном сайте — http://stpancras.com/
Как добраться до вокзала Сент-Панкрас?
На автобусе: №10, 17, 30, 45, 46, 59, 63, 73, 91, 205, 214, 259, 390, 476
На метро: King’s Cross St. Pancras, Euston.
Где остановиться возле вокзала Сент-Панкрас?
Отелей в районе вокзала немало. Есть весьма дорогие, такие, как St. Pancras Renaissance Ноtеl, где за номер придется выложить кругленькую сумму, а есть небольшие студии и бюджетные отели, предлагающие неплохие условия проживания и отличное расположение.
А еще вокзал Сент-Панкрас «засветился» во множестве произведений и фильмов, наиболее известный из которых — Гарри Поттер. И если у вас будет время, то обязательно загляните туда и полюбуйтесь его шикарной архитектурой.
Самый романтичный вокзал в Англии — Сент-Панкрас в Лондоне
Иногда обычный железнодорожный вокзал становится настоящей достопримечательностью, привлекая внимание туристов и путешественников со всего мира. К таковым по праву можно отнести вокзал в столице Англии Сент-Панкрас. В Лондоне очень много примечательных мест, но одним из самых романтических считается именно Сент-Панкрас, а все благодаря симпатичной скульптуре влюбленных, обнимающихся после разлуки, имеющей название «Место встречи».
Вокзал как архитектурный объект также имеет большую ценность, поскольку является одним из лучших образцов неоготики в Лондоне. Непосредственная деятельность железнодорожного узла осуществляется на самом высоком уровне, ведь после реставрации 2007 года вокзал Сент-Панкрас стал суперсовременным железнодорожным терминалом, где есть все для комфортного пребывания посетителей.
Вокзал Сент-Панкрас с высоты птичьего полета
Немного истории
Вокзал Сент-Панкрас стали строить еще в 1866 году. Заказчиком выступала Мидлендская железная дорога. Перед строительством пришлось освобождать купленную землю от разнообразных объектов, среди которых были не только лачуги бедняков или Церковь святого Луки, но и старое кладбище – особых предрассудков у строителей не было. Также в целях строительства была заключена в трубу река Флит. Название вокзала происходит от расположенной недалеко Церкви святого Панкратия.
Проектировкой и руководством строительства занимались инженер У.Г. Барлоу, который создал самый большой на тот момент дебаркадер (часть вокзала, предназначенную непосредственно для погрузки и выгрузки пассажиров), и архитектор Дж.Г. Скотт, окруживший это сооружение оригинальными неоготическими постройками.
Еще до окончания строительства, в июле 1868 года, с вокзала Сент-Панкрас отправился первый пассажирский поезд, который сразу установил мировой рекорд: прошел 97 миль без остановок. Официальное открытие вокзала в Лондоне состоялось лишь 1 октября 1868 года.
В 1873 году открылась самая большая гостиница Британии того периода – «Мидленд Гранд Отель», расположившаяся в главном здании вокзала, где насчитывалось 500 номеров. Позднее, в 1935 году, отель был закрыт, а в бывших номерах расположились многочисленные офисные помещения. Офисы потом были закрыты из-за несоответствия правилам пожарной безопасности.
Вокзал сильно пострадал от бомбежек фашистов во время Второй Мировой войны, но работа его почти не прекращалась. После войны многие влиятельные лица хотели снести вокзал, чтобы устроить на его месте что-то новое, но их планам не суждено было сбыться – вокзал остался.
В 2007 году были перенесены на Сент-Панкрас платформы для поездов Eurostar с вокзала Ватерлоо. Осуществлялись ремонтные работы, во время которых рабочим удавалось обнаружить много интересных деталей: например, подвал, где задолго до появления вокзала Сент-Панкрас проводил опыты по выплавке стали знаменитый английский изобретатель Г. Бессемер. В 2011 году провели капитальный ремонт в здании бывшей гостиницы, после чего на ее месте открылся пятизвездочный «Сент-Панкрас Ренессанс Лондон Отель».
Расположение
Располагается вокзал на улице Юстон-роуд у Риджентс-канала в самом центре Лондона. Напротив здания вокзала находится Британская библиотека, а совсем рядом находится еще один важный железнодорожный узел – вокзал Кингс-Кросс.
Добраться до терминала довольно просто: на метро до одноименной станции Кингс-Кросс Сент-Панкрас или на автобусе до одной из остановок: Мидленд-роуд, Панкрас-роуд или Юстон-Роуд.
Монумент “Место встречи”
Внешний вид вокзала
Здание Сент-Панкрас построено из красного кирпича, а украшают его многочисленные шпили, ниши, башни, арки, резные элементы. На главном фасаде здания возвышается часовая башня.
В оформлении интерьера вокзала гармонично сочетаются готические элементы и современные детали: кованые чугунные лестницы, стальные перекрытия, стеклянная крыша и т.д.
В современном вокзале Сент-Панкрас разместилось 15 платформ, с которых отправляются поезда в графство Кент, британские города Лестер, Ноттингем, Дерби, Шеффилд. Пригородные поезда соединяют вокзал с Брайтоном, аэропортами Гатвик и Лутон.
Высокоскоростные поезда Eurostar связывают Лондон с Парижем, Лиллем и Брюсселем. Сейчас поездки по тоннелю под Ла-Маншем занимают совсем мало времени: до Парижа можно домчаться за 2 часа 15 минут, до Лилля – за 1 час 20 минут, а до Брюсселя – за 1 час 51 минуту. Чтобы сэкономить на билетах, лучше заранее (желательно за три месяца) заказывать билеты на сайте http://www.eurostar.com/ .
Для удобства пассажиров возле вокзала Сент-Панкрас расположено множество гостиниц и хостелов самых разных ценовых категорий. Территория терминала порадует любого гостя: здесь более 50 торговых предприятий, а также кафе, бары и рестораны на любой вкус.
Лондон. Вокзал Сент-Панкрас (St Pancras)
Если говорить о вокзалах, то прежде всего стоит сказать, что вокзалы европейские не имеют ничего общего с вокзалами российскими. Если даже самый современный и новый вокзал в России это сосредоточение жуткой вони и грязи, общепита с отравой, проституток и наркоманов, бомжей и вымогателей в форме полиции, то там все совсем не так. Вокзалы – это утопающие в цветах и зелени памятники архитектуры, где располагаются лучшие в городе рестораны, где нет бомжей и нищих, их, в общем, вообще нигде нет. Ну и так далее. Почему у них на вокзалах не воняет – это большая загадка, но безусловный факт.
Если говорить о вокзалах Лондона (а их, кстати, 13) то для меня, безусловно, самым родным является Паддингтон. Старина Паддингтон мой большой приятель, и дело даже не в том, что именно туда приходит электричка с Хитроу. Возможно, дело в том, что именно оттуда начинается путь в Варвик, место, которому принадлежит мое сердце. Этот вокзал живет на фотографиях в очерке о праздниках в Британии.
Вокзал же Сент-Панкрас – это, безусловно, самый известный вокзал Лондона, и, может быть, мира. Именно отсюда следуют поезда «Евростар» по магистрали «Хай Спид 1» от Лондона до Парижа под Ла Маншем. Я не люблю Париж, для меня центр мира находится в британском «Оксридже» и я не видел ничего лучше. Но Париж почему-то манит людей многие столетия, и все они находят в нем что-то особенное. Сент-Панкрас – это такой же символ Лондона и Британии, как Биг-Бен или Тауэрские вороны, хотя лично я видел бы в нем символ вроде фиш н чипа. Это скорее символ того, как британцы умудряются совмещать Викторианскую эпоху и современность. Архитектурный образ Сент-Панкраса очень хорошо это показывает, хотя стоит признать, что британцы умеют совмещать викторианскую эпоху и современность во всем.
Расположен вокзал Сант-Панкрас в самом центре, в районе Риджентс Канал, у станции метро, более того – станция метро «Кинг Кросс Сант-Панкрас» находится внутри вокзала. Фасад вокзала – это легендарный отель «Мидланд Гранд Отель», сейчас это отель Ренессанс, безликое современное «творение» с запредельно дорогими номерами. Напротив расположена главная библиотека Великобритании. Собственно, есть загадка, которую я так и не решил – вокзал Кинг Кросс сейчас фактически примыкает к Сант-Панкрасу.
Вокзал открыт в 1868 году, а отель двумя годами ранее. Арочный дебаркадер, который возвышается над местностью, построен в неоготическом стиле и является выдающимся инженерным сооружением своего времени. Именно это долгое время не позволяло перенести сюда поезда «Евростара». Казалось, что Викторианский Памятник нельзя приспособить к требованиям современности, но в 2007 году поезда, которые ранее прибывали на вокзал Ватерлоо, стали прибывать сюда.
Для этого пришлось практически полностью перестроить вокзал. Был вскрыт пол над подвалом, а сам подвал, который использовался как склад, был превращен в нижний этаж вокзала. После бомбежек во время войны стекла над перекрытием были заменен прозрачными блоками, и их тоже заодно заменили. Для придания устойчивости арочной конструкции были использованы современные инженерные решения. Перрон расширили в два раза, поезда «Евростар» значительно длиннее обычных. Однако, все материалы и украшения, которые были на вокзале, воспроизведены из материалов и по технологиям 1860-х годов. Это настоящее чудо, совсем не реконструкция в стиле «Храм Христа Спасителя». Но, тем не менее, красоты в основном сохранились в той части, где отправляются поезда на юг. Зато любой желающий может посмотреть на викторианский вокзал и прокатится на сверхскоростном поезде!
Надеюсь мой короткий фоторепортаж «Лондон. Вокзал Сент-Панкрас» вам понравился.
Лондон. Вокзал Сент-Панкрас (St Pancras)
Лондон. Вокзал Сент-Панкрас (St Pancras)
Лондон. Вокзал Сент-Панкрас (St Pancras)
Название вокзала Сент-Панкрас произошло от название района. А название района в свою очередь произошло от имени христианского мученика Панкратия Римского.
В 1863 году был выдвинут законопроект о строительстве новой железной дороги от Лондона до Бедфорда.
Проект станции был разработан архитектором Уильямом Генри Барлоу, новая станция построена на месте, которое ранее называлось Агар-Таун.
На момент окончания строительства однопролётная габаритная крыша вокзала была самой большой в мире. В качестве материалов использовались кованые каркасы решетчатой конструкции, стекло, покрывающее среднюю половину крышу, дерево(внутри) и сланец (снаружи), покрывающие внешние части крыши.
В ночь с 10 на 11 мая 1941 года бомба упала на пол станции, на платформе 3, и взорвалась в пивных хранилищах под ней. Сама станция была незначительно повреждена, но на восемь дней её закрыли, а платформы 2 и 3 оставались закрытыми до июня.
В 1948 году Сент-Панкрас получил значительные инвестиции на создание Британских дорог. Появились новые пункты назначения как в самом Лондоне (Норт-Вулвич, Сент-Олбанс, Бедфорд), так и за его пределами (Глазго, Лидс, Ноттингем и др.)
К 1960-х власти посчитали Сент-Панкрас излишним, так как было уже достаточно других станций с подобными функциями. Было предпринято несколько попыток закрыть и снести вокзал. Но действия властей вызвали бурную деятельность оппозиции под руководством Джона Бетчемана. Джейн Хьюз Фоусетт из Викторианского общества также сыграл важную роль в сохранении вокзала и получила прозвище «разъярённая Миссис».
Бетчеман увлекался викторианской архитектурой и был одним из основателем Викторианского общества. Он возглавил акцию по сохранению арки Юстиона. Акция не увенчалась успехом, арку снесли, но он не остановился.
Многие члены оппозиции были свидетелями сноса арки Юстиона и выступали категорически против сноса вокзала. Бетчеман назвал снос вокзала преступной глупостью. Благодаря упорной борьбе Бетчемана вокзал Сент-Пакрас приобрёл звание памятника истории, что запрещало проводить любые кардинальные изменения с вокзалом.
В 2007 году вокзал Сент-Пакрас был открыт после реконструкции и в здании вокзала появилась статуя Бетчемана. Статуя создана по проекту скульптора Мартина Дженнингса.
Помимо фигуры Бетчемана вокзал украшен и другими интересными произведениями искусства. В южной части под часами возвышается бронзовая статуя, которая называется местом встречи. Статуя была разработана британским художником Полосом Дэемом. Он хотел воплотить романтику путешествия, поэтому изобразил пару в любых объятиях. В 2008 году к статуе был добавлен бронзовый рельефный фриз, который вызвал много споров. Фриз был переработан за день до установки в окончательном виде.
В главном зале Сент-Панкраса находится несколько пианино, на которых может поиграть любой желающий. В 2016 году Элтон Джон дал импровизированное выступление на пианино, которое он пожертвовал вокзалу.
В 2016 году Google открыл YouTube Space-креативный центр для блоггеров в новом здании компании площадью 1900 кв. м на площади Панкрас рядом со станцией. В распоряжении гостей 150-местный кинотеатр и различные сцены.
Источники:
http://pytrip.ru/vokzal-st-pancras/
http://englishgid.ru/sovety/sent-pankras-v-londone.html
http://british-bridge.co.uk/photos/st-pancras/