Вокзал Сиркеджи, Турция — обзор

Стамбул. «Европейский» вокзал Сиркеджи

Сегодня — рассказ о «европейском» вокзале, который старше своего азиатского собрата на 20 лет. Итак, Сиркеджи, восточная гавань легендарного «Ориент-Экспресса».

Ж/д тупик на вокзале Сиркеджи, прибыл Balkan Express. Дальше пути нет.

2. Вокзал Сиркеджи расположен на берегу бухты Золотой Рог, внизу, всего в 1 км от св. Софии, находящейся на самом восточном холме исторической части. Вот он, виден на снимке справа на заднем плане. Левей проспекта Дж. Кеннеди, чуть за кадром, — берег бухты и причалы. Пути уходят не на запад, как можно подумать, не зная топографию Константинополя, а на восток. Потом они огибают Дворцовый мыс, пару километров проходят вдоль Босфора и наконец разворачиваются на запад, проходя вдоль Мраморного моря.

3. Разумеется, как и всякий уважающий себя вокзал, Сиркеджи имеет свой собственный паровоз-памятник.

4. С запада, со стороны трамвайной остановки, вокзал выглядит крайне непритязательно и его легко можно пропустить.

5. Главное же здание вокзала построено не со стороны тупика, как московские и питерские вокзалы, а сбоку, вдоль путей, и обращено фасадом к берегу Золотого Рога. К сожалению, в момент моего пребывания главный фасад был на реставрации и выглядел вот так.

Строительство нового здания вокзала началось 11 февраля 1888 года. Вокзал, который сначала назывался «Станция Мюшир Ахмет Паша», открылся 3 ноября 1890 года, заменив временную постройку. Автором проекта был Август Яхмунд, прусский архитектор, читавший в то время лекции в Стамбульской Политехнической школе. Здание было оснащено по последнему слову техники того времени, освещалось и отапливалось газом.

6. Центральный парадный вход и главный зал (внутри).

6а. Вот так вокзал выглядит в «штатном» режиме (снимок из Вики)

6б. Вид вокзала в османские времена (конец XIX века, открытка). Главный вход и променад — со стороны прибытия «Ориент-Экспресса».

7. На фасаде — настоящие арабские цифры, а не те, что мы называем арабскими. Возможно, они означают год или начала, или окончания постройки.

Прежде чем осматривать вокзал изнутри, давайте на него «приедем». Пути туда идут оригинально: огибая дворцовый мыс и загибаясь в итоге на 180 градусов. Так сложилось исторически: далеко от центра вокзал строить не стали, а султан Абдул Азиз разрешил проложить пути (1870) по территории парка, обрамляющего Топкапы, ломая остатки почти целых византийских стен на берегах Мраморного моря и Босфора. Стены и остатки средневекового колорита тогда массово ломали везде — и в Вене, и в Париже, и в других городах Европы, так что и Константинополь этого не избежал. Поэтому железная дорога тут проходит в буквальном смысле по артефактам мировой истории.

8. Итак, вид с платформы Кумкапы. Тут они идут вдоль Мраморного моря.

9. Когда едешь вдоль моря и смотришь из окна электрички, то видно нагромождение самых разных исторических построек. Остались и куски византийских стен и сооружений, которым около полутора тысяч лет. Как я уже говорил выше, при сооружении дороги строители ломали остатки старого Константинополя — иначе было берегом её не проложить.

10. А вот остатки византийских стен — смотрим на восток. Это линия уже заворачивает, идя по берегу пролива Босфор и вдали видна Азия.

11. Если же смотреть на север, то на холме можно иногда заметить и св. Софию, которая абсолютно господствует над всею этой местностью высотной доминантой. Впрочем, городские скайлайны с моря я покажу отдельно, это не тема этого поста.

Читать еще:  От каторжников - к культурным людям. Знаменитые объекты ЮНЕСКО в Австралии - обзор

12. Затем линия загибается полукругом и приходит на берега Золотого Рога. Это мы уже подъезжаем к вокзалу.

13. Ну что же, вот и прибыли. Теперь с самой дальней от тупика точки пойдём к вокзалу.

14. Платформа для городских электричек — они тут включены в общегородской тариф. Очень удобно!

15. Электрички тут есть как новые.

16. . так и более пожилые. Пожилые пока преобладают.

17. Вид на главный зал вокзала с пригородной платформы.

18. И, наконец, тупик. Дальше хода поездам нет.

19. В самом конце — обязательный Отец Турок с обязательным изречением.

20. И крытый зал с выходом на запад, к трамваю (см. фото 4). К электричкам надо проходить через турникеты.

21. Взгляд назад, на пригородную платформу.

22. А вот к главной платформе дальних поездов можно пройти свободно и бестурникетно. Она низкая, в отличие от пригородных. Сейчас мы на путях наблюдаем бухарестско-будапештский «Балкан-Экспресс». А вообще, дальних поездов тут исчезающе мало, кажется всего 2 или 3 и в основном эта «парадная» платформа пустынна и малолюдна.

23. Сюда, на эту платформу, и приходил легендарный «Ориент-Экспресс» из Парижа. Мне было очень приятно, что турки сохранили вокзал той эпохи практически в первозданном виде, с самыми минимальными вторжениями современности. И, признаться честно, порой чувствовал себя как в машине времени (в хорошем смысле).

23а. А вот карта следования «Ориент-Экспресса» (из Вики):

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Он регулярно ходил своим неизменным маршрутом (красный цвет) с 1889 по 1962 год. В 1883-89 сушей ходил только до Варны, потом пассажиры следовали морем. Когда позже ввели симплонский вариант (1919), через Венецию, это вызвало большое недовольство и ревность владельцев «главного» поезда.

23б. Табличка классического «Ориент-Экспресса» (из технического музея).

24. Сохранился и знаменитый (в 1940-е — 50-е) в писательских и артистических кругах города ресторан. Он тоже называется Ориент-Экспресс.

25. Вокзальный колокол. Им обьявляли отправление поезда.

26. Вообще, главной «ориентовской» платформе отведено 70% площади вокзала.

27. Вход в центральный зал.

28. Над дверями — потрясающие цветные витражи. Зайдём?

29. Главный зал. Сейчас он пуст, как музейный. Что было тут раньше, остаётся лишь догадываться

30. Общая диспозиция, от пола до потолка

31. Крыша главного зала.

32. И выход на главную платформу. Всё так тщательно подреставрировано, и выглядит поистине великолепно! Я ходил по помещениям в состоянии эстетического шока и офигевал от машины времени.

33. В некоторых местах витражи «работают» почти уж совсем фантастически. Там, дальше, есть и небольшой музейчик турецких ж/д. Бесплатный.

34. Ещё, работа витражей. Другой зал.

35. Вечерний вид, с выходом на запад.

36. Выходим наружу. Турки сохранили даже оригинальный вид старых скамеек, как у нас на Витебском вокзале.

В общем, вокзал совершенно потрясающий по стилистике. Любителям модерна и ориентализма — идти сюда обязательно, не пожалеете и получите эстетитческий шок!

Но Сиркеджи — это всё-таки цветочки. Настоящий шедевр — это его младший азиатский брат, о котором пойдёт речь в следующей части.

Сиркеджи — район (квартал) в Стамбуле

Сиркеджи в Стамбуле является компактным районом, вернее кварталом, который расположен между семтами Султанахмет и Эминеню. Главной достопримечательностью Сиркежды можно назвать парк Гюльхане, а также знаменитый железнодорожный вокзал Серкиджы, вписанный в историю писательницей Агатой Кристи.

Район Сиркеджи получил свое странное, если не сказать очень трудно произносимое вслух название, благодаря многочисленным мелким предприятиям по производству уксуса. Виной тому была близость к портовым причалам в заливе Золотой Рог, куда поставляли в больших количествах виноград на торговых кораблях. Однако размеренную жизнь квартала Сиркеджи навсегда нарушило строительство, а затем и открытие в конце 19-века вокзала, который соединил железнодорожным сообщением Истанбул со столицей Германии. Вокзал Сиркеджы и по сей день является главной достопримечательностью квартала, главным образом, благодаря железнодорожному музею и памятнику-паровозу, застывшему и входа. Завершая транспортную тематику нельзя не упомянуть о знаменитом проекте Мармарай. Одна из остановок современного Стамбульского метро находится на перроне вокзала Сиркеджи (с правой стороны от входа).

Читать еще:  Бар «Клиника», Сингапур - обзор

Сегодня район Сиркеджи застроен зданиями различной архитектуры. Здесь много старинных , хорошо отремонтированных особняков, которые используются в качестве гостиниц и хостелов. В тоже время, улицы примыкающие к кварталу Эминеню, выглядят как вполне современные здания офисов и банков. Самой известной улицей является Ankara Cad. по которой бесшумно передвигается трамвай-гусеница Т1 (соединяющая обе части Стамбула, разделенные заливом Золотой Рог). Многие туристы запоминают остановку трамвая «Гюльхане», которая произносится вагоновожатым с особым придыханием. Именно здесь, обосновались наиболее популярные локанты района, где блюда турецкой кухни необычайно вкусны, правда, заметно опустошат ваш кошелек. Впрочем, любителям американского общепита стоит запомнить о ресторане MacDonalds, работающего прямо напротив здания вокзала Сиркеджи (Ankara Cad. , 209).

В квартал Сиркеджы в Стамбуле, ближе к железнодорожному вокзалу, расположена масса магазинов, торгующих самыми разными товарами, например, бытовой электроникой (часто китайской). Но более всего интересны фотомагазины, где цифровая фототехника брезгливо отодвинута ближе к складам, а вместо этого витрины заставлены сотнями фотообъективов и зеркальных фотоаппаратами престижными марок Canon и Nikon. Если вы хотите купить подержанный фотоаппарат или фотообъектив хорошего качества и тщательно проверить его перед покупкой — вам стоит непременно подумать о поездке именно в этот район Стамбула.

Нельзя не упомянуть еще об одной достопримечательности, расположенной в квартале района Сиркеджи. Это парк Гюльхане, один их красивейших парков, разбитых в самом центре исторической части Стамбула. Парк был закрыт от посещений, так как являлся частью Дворца Топкапы. В старые времена по его аллеям гуляли наследные принцы, наложницы и жены султанов. Парк Гюльхане в квартале района Сиркеджи становится наиболее популярным местом отдыха горожан и туристов во время проведения ежегодного фестиваля тюльпанов, когда аллеи наполняются композициями различных сортов тюльпанов и роз. Хорошей традицией является не просто прогулка по парку и фотографирование, но и дегустирование чайничка чая (есть специальная чай-хана). Парк Гюльхане является настоящим украшением района Сиркеджи.

Туристы традиционнно выбирают район (квартал) Сиркеджы для проживания в виду близости к историческим памятникам Стамбула, здесь можно вкусно (но не дешево) покушать, а прогулки в парке Гюльхане или посещение вокзала Серкиджы входит в обязательную программу визита в Стамбул.

Как добраться в кварталы округа Сиркеджы в Стамбуле

Существует немало способов добраться до округа Сиркеджы. Из района Эминеню используйте трамвай Т1, выйдя на остановке «Гюльхане» или «Сиркеджы». Из азиатской части города добираться до района проще всего на Мармарае.

Купить авиабилеты в Стамбул

На нашем сайте Вы сможете найти и купить авиабилеты в турецкий мегаполис Стамбул. Мы являемся партнером надежной и проверенной российской компании «авиасейлс.ру».

Железнодорожный вокзал Сиркеджи и паровоз Восточного Экспресса в Стамбуле

После поездки в Стамбул я рассказывала о Железнодорожном вокзале Сиркеджи (SirkeciGari) своим друзьям. Меня постигло большое удивление, когда я поняла, что большинство людей не знают, что Стамбул являлся конечной точкой движения знаменитого поезда Восточный экспресс, которые прибывал сюда из Парижа, а именно на вокзал Сиркеджи. Именно здесь искала вдохновение детективная писательница Агата Кристи при создании произведения «Убийство в Восточном экспрессе», но обо всем по порядку.

Вокзал Сиркеджи (SirkeciGari) расположен практически в самом центре города, на пути от Султанахмет (район Стамбула, где расположены главные достопримечательности города) к Галатскому мосту, даже есть одноименная остановка скоростного трамвая, который местные называют метро. В выходной день здесь толпятся мужчины, громко обсуждая свои дела, в будний день народу поменьше.

Около здания вокзала стоит голова поезда, правда, ее от туристов отделает забор.

История вокзала

После войны между Россией и Турцией правительство спешило соединить страну с Европой, и англичане согласились начать строительство железной дороги, однако денег не хватило и контракт разорвали. Вторая и третья попытки проложить рельсы также оказались не удачными — у инвесторов не хватило денег. В 1869 году был сделан новый проект, его финансировал знатный банкир из Бельгии Морис де Хирш, железная дорога должна была соединить Стамбул с бывшей столицей Турции — городом Эдрине, и пройти к болгарскому Пловдиву.

Читать еще:  Отель Soho House, США - обзор

Султан Абдулазиз разрешил проложить рельсы по берегу Мраморного моря прямо в центре города, по границе стены, окружающей султанский дворец Топкапы в нижней части сада. Там же было начато возведение временного здания станции.
Вокзал Сиркеджи (SirkeciGari) запланировали в середине 19 века, а теперь он расположен в центре Стамбула. Немецкий архитектор, преподававший тогда в Стамбуле, спроектировал здание в 1888 году и две его высокие башни с часами были выполнены в традиционном стиле сельджуков. В позднем османском стиле сделаны подковообразные и овальные окна здания и витражи, что придает вокзалу восточную атмосферу.
Вокзал открыли в 1890 и назвали «Мушир Ахмет Паша». Уже в то время Сикреджи был прекрасно оснащен, имел центральное отопление, водопровод и газовое освещение.
4 октября 1883 года с Восточного вокзала Парижа под «Турецкий марш» Моцарта отправился первый Восточный экспресс. Его маршрут пролегал через Штутгарт, Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест, Варну и заканчивался в Стамбуле, на вокзале Сиркеджи. Поездка длилась 80 часов, за которые поезд преодолевал 3094 километра. Это был прорыв в транспортном сообщении с Турцией.

Маршрут сохранялся в первоначальном своем виде до 1977 года и потом его сократили, а в 2009 году окончательно закрыли.

Паровоз Восточного экспресса

Сикреджи остается действующим стамбульским вокзалом и это основной терминал, с которого отправляются поезда железных дорог Турции по всей стране, а так же международные составы в западном направлении. Сюда можно добраться из России через Софию или Бухарест.
Здание вокзала мало изменилось с тех пор, даже сохранились некоторые элементы убранства столетней давности, а стены залов ожидания отделаны блоками из натурального дерева.

Музей Восточного экспресса и ресторан

Для туристов в здании открыт музей и не менее популярный ресторан, где встречаются писатели, артисты, журналисты и другие знаменитости.
В музей Восточного экспресса выставлены предметы из вагона-ресторана, оформление декора, сувениры и много интересной информации о железнодорожном транспорте того времени. Так что, если у вас есть лишние пол часа в Стамбуле, рекомендую заглянуть.

В одном из залов вокзала несколько раз в неделю проходит представление дервишей, которое считается одним из лучших в Стамбуле. Традиционный танец нельзя снимать на фото и видео, артисты входят в транс и кружатся с большой скоростью под звуки музыки и билеты на представление продаются в туристическом центре, расположенном около вокзала.

Восточный экспресс в литературе и кино

Восточный экспресс выбрали местом действия не только Агата Кристи для своего сыщика Эркюля Пауро, но и авторы историй о Джеймсе Бонде. Супер агент не раз скрывался от преследователей именно здесь, и многие режиссеры стремятся снять фильмы в здании вокзала, но стамбульцы очень заботливо относятся к этому месту.

В центре здания установлена мраморная стела Ататюрку, а рядом с билетными кассами медная табличка приглашает в ресторан «Orient Express», где все сохранено так, что ожидаешь с минуты на минуты появления знаменитого сыщика или самой Агаты Кристи в элегантной шляпке. Рядом с вокзалом находится отель, в котором останавливалась писательница.
Конечно, вокзал Сиркетджи не является самой главной достопримечательностью Стамбула, но вы, наверняка, будете проходить мимо него. Почему бы не вспомнить историю Восточного экспресса и сюжет романа Агаты Кристи?

Как найти вокзал Сикерджи

Адрес: Sirkeci?stasyonCad., SirkeciMah., Eminonu, Istanbul . Удобнее всего из Центра города добраться на трамвае TR1, выйти нужно на остановке «Сикерджи».

Полезные ссылки:

Выбор отелей в Стамбуле: цены, отзывы, фото

Источники:

http://periskop.su/833220.html
http://www.hierapolis-info.ru/rayon-sirkeci-stambule.html
http://shagau.ru/2014/12/23/zheleznodorozhnyj-vokzal-sirkedzhi-i-parovoz-vostochnogo-ekspressa-v-stambule

Ссылка на основную публикацию