Загадочные круги в Гобекли-Тепе, Турция — обзор

Альтернативный взгляд

Статей за 48 часов: 47

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Загадочные сооружения
  • Гобекли-Тепе — cамое старое сооружение в мире

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Гобекли-Тепе — cамое старое сооружение в мире

Сенсационная находка немецкого археолога в Анатолии позволяет по-новому взглянуть на древнейшую историю человеческой цивилизации. На горном склоне в Юго-Восточной Турции, неподалеку от сирийской границы, экспедиция под руководством Клауса Шмидта откопала великолепный древний храм, которому 12 тысяч лет.

Клаус Шмидт приват-доцент Немецкого археологического института в Берлине, занимается изучением древнейшей истории человечества. Когда в 1994 году Шмидт начал раскопки в Гобекли-Тепе, он был уверен, что эти раскопки станут главным делом его жизни. Археологический комплекс в этой местности можно сравнить со Стоунхенджем в Англии, с той лишь разницей, что развалины в Анатолии на 6 тысяч лет древнее.

Будучи ребенком, Клаус Шмидт не вылезал из пещер в своей родной Германии, надеясь найти там доисторические рисунки. Тридцать лет спустя, уже представляя Немецкий археологический институт, он обнаружил нечто бесконечно более важное храмовый комплекс, почти в два раза древнее всех аналогичных сооружений на планете.

Это место сверхновая звезда, говорит Шмидт, стоя под одиноким деревом на продуваемом ветрами холме в 55 км к северу от границы Турции с Сирией. Уже в первую минуту после его обнаружения я знал, что у меня есть два пути: либо уйти отсюда, не сказав никому ни слова, либо провести остаток жизни здесь, на этих раскопках .

За его спиной открываются первые изгибы Анатолийского плоскогорья. Впереди на сотни миль до самого Багдада и дальше на юг простирается Месопотамская равнина, похожая на море цвета пыли. Прямо впереди, спрятанные за уступом холма, каменные окружности Гобекли-Тепе. В те времена, когда люди еще не строили себе постоянных жилищ, не умели изготовить простейшую глиняную миску, добывали себе пропитание охотой и собирательством, обитатели Юго-Восточной Анатолии воздвигли своим богам монументальное святилище.

По сравнению со Стоунхенджем самым известным доисторическим памятником на территории Великобритании грандиозностью масштаба они не поражают. Ни одно из раскопанных круглых сооружений (а их на данный момент насчитывается четыре из двадцати) не превышает 30 метров в поперечнике. Что делает эти находки совершенно уникальной, так это вырезанные на них изображения кабанов, лисиц, львов, птиц, змей и скорпионов, а также возраст самих находок. Они были созданы за 9,5 тысяч лет до н.э. Они на 5,5 тыс. лет древнее первых городов Месопотамии и на 7 тыс. лет Стоунхенджа.

В Гобекли-Тепе археологи обнаружили на холме гигантский комплекс круглых построек и каменные столбы с высеченными рельефами. В настоящее время раскопана только небольшая часть построек, но, если принять во внимание возраст развалин, сразу становится ясно, что это уникальный археологический памятник.

Древние развалины Невали-Кери, которые с 1992 года находятся на дне водохранилища имени Ататюрка, почти такие же старые, как Гобекли-Тепе, их возраст 10 500 лет. Но столбы там гораздо меньше, и отделка скромнее. С храмами Гобекли-Тепе может состязаться в возрасте Иерихон, но там нет больших скульптур, нет архитектурных украшений.

Все остальные древние археологические памятники относятся к другой эпохе они возникли примерно на 2 тысячи лет позднее. Люди, создавшие эти округлые памятники и каменные барельефы, весь этот комплекс, даже не имели глиняной посуды и не выращивали злаковых культур. Они жили в поселениях. Но они были охотниками, а не земледельцами.

Судя по возрасту комплекса Гобекли-Тепе, именно в этой местности охотники и собиратели перешли к оседлому образу жизни. В Гобекли-Тепе прежде всего поражают интеллектуальные способности людей каменного века, их трудолюбие и знание строительного дела. А ведь до сих пор ученые были уверены, что осуществление таких гигантских проектов, как строительство храма, предполагает оседлый образ жизни и высокую степень организации.

Всегда полагалось, что только сложные общества с иерархической структурой могли построить подобные монументальные сооружения, и что они появились лишь с возникновением землепашества, говорит профессор антропологии Стэнфордского университета (Stanford University) Ян Ходдер (Ian Hodder), который с 1993 года руководит раскопками в Чаталь-Хойюк самом известном из поселений эпохи неолита на территории Турции.

Гобекли перевернул все представления. Это сложное сооружение и относится к эпохе до зарождения земледелия. Один только этот факт ставит его в ряд важнейших археологических находок за очень продолжительный период времени .

Место археологических раскопок в Гобекли-Тепе впервые было обследовано в 1963 году. Однако тогда археологи недооценили его значение, и долгое время там вообще не работали. На холме, в толще которого находится храмовый комплекс, располагалось поле овса. Крестьяне то и дело убирали с полей мешавшие им громоздкие камни, так что верхняя часть храма уничтожена до того, как ее исследовали ученые.

По раскопанным участкам можно сделать вывод, что люди здесь пребывали очень долго. Рядом с круглым зданием святилища найдено несколько зданий меньшего размера, в которых, по-видимому, проходили какие-то ритуальные собрания. Но во всех этих зданиях нет ни малейших признаков человеческого жилья.

Раскопки ведутся вот уже десять лет. В результате пока расчищена лишь небольшая часть, но назначение Гобекли-Тепе для построивших его людей так и остается неясным. Некоторые полагают, что это место было предназначено для проведения ритуалов плодородия, а два высоких камня в центре каждого круга символизируют собой мужчину и женщину.

Но Шмидт со скепсисом относится к теории плодородия. Он разделяет мнение, что Гобекли-Тепе могло быть последним расцветом полукочевого общества, которое вот-вот должна была уничтожить идущая на смену эпоха земледелия .

Он указывает, что если сегодня это место сохранилось почти в идеальном состоянии, то только потому, что его строители вскоре погребли свое творение под тоннами земли, как будто их богатый дикими животными мир утратил все свое значение.

С моей точки зрения, вырезавшие их люди, задавались величайшими вопросами из всех, продолжает ученый.

Что есть вселенная? Зачем мы здесь? Но здесь отсутствуют символы плодородия, которые находили на месте других раскопок эпохи неолита, и столбы в форме буквы Т, будучи явно получеловеческими, являются бесполыми. Я думаю, что здесь мы столкнулись с самыми ранними изображениями богов, говорит Шмидт, поглаживая рукой одну из самых больших глыб. У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но у них есть руки и у них есть ладони. Это творцы

Едва ли не самое интересное в Гобекли-Тепе это его последние дни. Постройки, несомненно, засыпаны, и именно этим объясняется их хорошая сохранность. Все древние культовые здания были просто покинуты, заброшены, но храм на анатолийском холме буквально зарыли в землю. Массивное здание с монолитными гигантскими столбами, покрытыми великолепными рельефами, доверху засыпан камнями и грунтом, так что он буквально исчез под землей.

Хотя археологи освободили из-под насыпи только часть Гобекли-Тепе, уже сейчас можно оценить необычайно большие размеры святилища. Оно состоит из четырех различных храмов, обнесенных невысокой каменной оградой. Особенно интересны Т-образные монолиты с частично сохранившимися рельефами. Они очень натуралистично изображают птиц, газелей, быков. Рядом с изображением осла и змеи можно различить голову лисы. Там есть даже пауки и объемно выполненный дикий кабан с насупленной тупой мордой.

Читать еще:  Собор Василия Блаженного, Россия - обзор

То, что строители храма придавали большое значение миру животных, само по себе не удивительно. Но они изображали диких животных, и это подтверждает предположение, что создатели святилища не были оседлыми земледельцами. Интересно и другое: в окрестностях Гобекли-Тепе представлены всевозможные дикорастущие злаки, которые впоследствии были культивированы как зерновые культуры.

Возможно, Гобекли-Тепе является тем самым недостающим звеном в цепи связующим элементом между первобытными кочевыми охотниками-собирателями и оседлыми земледельцами.

Производство монолитных каменных столбов с рельефами требует определенных профессиональных навыков для этого нужны каменотесы. Значит, другие люди снабжали ремесленников-каменотесов всем необходимым для жизни, то есть у них существовало общество, основанное на разделении труда.

На некоторых столбах находятся пиктограммы. Некоторые археологи предполагают, что эти значки могли повлиять на системы знаков, возникшие в более позднее время, но трудно проследить, имеется ли между ними связь. Иероглифы были распространены не в соседней Месопотамии, а в Древнем Египте, то есть далеко от Гобекли-Тепе. К тому же временной интервал между Древним Египтом и культурой Гобекли-Тепе очень велик.

Конец святилища Гобекли-Тепе пришелся на начало VIII тысячелетия до н.э. В это время в соседней Месопотамии распространилось земледелие. Почва в окрестностях Гобекли-Тепе скудная, возможно, именно по этой причине святилище утратило свое значение. Важнейшие центры образовались значительно южнее, на плодородных равнинах, в долинах рек. По крайней мере, этим можно отчасти объяснить, почему люди покинули храм, где сотни лет их предки поклонялись богам. Они засыпали святилище камнями и навсегда ушли оттуда.

Уроки Гобекли-Тепе побуждают пересмотреть представление о так называемой неолитической революции. До сих пор историки думали, что переход кочевых племен к оседлому образу жизни создал предпосылки для строительства крупных городских центров и огромных храмов. Но опыт Гобекли-Тепе доказывает, что, по всей вероятности, было как раз наоборот: само существование грандиозного святилища, где происходили главные ритуалы, побуждало людей не отдаляться от него, а оставаться поблизости от святого места и устраивать себе постоянные жилища. Значит, сначала все-таки был храм, а потом уже дом, деревня и город.

Загадка Гебекли-Тепе не менее удивительна, чем тайны пирамид, но гораздо древнее. Ученые могут только предположить, что это было ритуальное сооружение, но достоверно неизвестно, что заставило древних людей собраться вместе и возвести такую поистине колоссальную постройку.

Среди исследователей и энтузиастов появляются самые разные предположения: от приземленных до невероятных. Одни считают, что Гебекли-Тепе был не храмом, а лишь местом, где жили люди, другие же выдвигают идеи о вмешательстве инопланетных рас в историю Земли и строительстве этого комплекса инопланетянами. Есть мнения, что Гебекли-Тепе являлся Эдемским садом или прообразом Ноева ковчега.

Российский историк Геннадий Климов считает, что Гебекли-Тепе и похожие постройки на территории России возвела одна и та же раса. Он подтверждает свою теорию тем фактом, что в IX тысячелетии до н.э. еще не было Черного моря и путь из русских приледниковых степей в эти края был свободен.

Мы привыкли к мысли о том, что сначала появилось сельское хозяйство, а потом поселения, но Гебекли-Тепе и в этом вопросе глобально меняет наше представление о древних людях. Ученые установили, что для возведения столь монументального строения нужно было собрать одновременно как минимум 500 человек. То есть все эти люди жили вместе.

Ученые предполагают, что именно строительство этого храма сыграло важную роль в процессе перехода к сельскому хозяйству, а значит и к зарождению цивилизации в привычном для нас представлении. Как только древние люди собрались вместе, стали жить в одной точке, стало сложно прокормить столько работников и паломников. И возможно, именно это подтолкнуло их к одомашниванию диких растений и животных.

Все заключения относительно храмового комплекса Гебекли-Тепе носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5% его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало к XI тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII-IX тысячелетиям до н. э.

Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после IX тысячелетия до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно.

По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10-20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек.

На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей.

Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.

Черепа с узорами и другие загадки древнего турецкого города Гобекли-Тепе, ставшего археологической сенсацией

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Масштабы строительства вызывают лишь догадки

Долгое время о Гобекли-Тепе никто не знал. Окрестные жители, которые распахали здесь поле и выращивали овес, то и дело убирали камни, которые им мешали, даже не подозревали, что таким образом уничтожают верхнюю часть храма, построенного еще в каменном веке.

Рядом со зданием святилища округлой формы археологи обнаружили несколько более меленьких построек. Поскольку признаков того, что здесь жили люди, нет, скорее всего, здания предназначались для ритуалов. Кстати, есть предположения, что на самом деле комплекс в разы больше и насчитывает десятки, если не сотни аналогичных построек, которые еще предстоит раскопать археологам.

2. Что случилось с городом?

Самое удивительное, что до сих пор ставит в тупик ученых, это «погребение» Гобекли-Тепе. Все сооружения засыпаны тоннами земли и булыжников, и сделано это явно специально. В мире существует немало древних построек и городов, которые по каким-то причинам были покинуты жителями. Но Гобекли-Тепе кто-то намеренно «закопал». С одной стороны, благодаря такой «консервации» древний комплекс хорошо сохранился. С другой, объяснения этому пока нет.

3. Есть ли аналоги древнее?

Комплекс зданий Гобекли-Кепе пока cчитается самым древним. Например, руины Невали-Кери, обнаруженные на дне водохранилища Ататюрка, относятся к той же эпохе (им более 10 тыс. лет), но все-таки, по данным ученых, немного моложе. Да и сама постройка скромнее, чем храмы Гобекли-Тепе. «Конкурентом», претендующим на самый древний комплекс, считается Иерихон, но в нем не обнаружено столь крупных скульптур и рисунков и он выглядит проще. Остальные же подобные руины относятся к более поздней эпохе (2 тыс. лет до н.э., не ранее).

4. Черепа с узорами

При раскопках храмового комплекса немецкие ученые-археологи обнаружили фрагменты трех человеческих черепов, которые украшены длинными декоративными насечками. «Узоры» очень глубокие, расположены вертикально и идут вдоль всей кости. Кроме того, в одном из найденных черепов проделано круглое отверстие – как предполагают ученые, для того, чтобы продевать в него веревку. На нем также обнаружено напыление из красной охры. Как известно, эту краску многие древние племена использовали в ритуальных целях.

Экспертиза показала, что все насечки сделаны на черепах уже после смерти их «владельцев» и они проделаны именно каменным инструментом, а не клыками диких животных или воздействием природных явлений.

Для чего жители древнего города так «глумились» над черепами умерших – пока остается загадкой. Есть версия, что останки людей использовали при неких ритуальных обрядах – например, некоторые племена неолита с помощью черепов вызывали духи предков. Также обитатели Гобекли-Тепе могли с помощью украшенных черепов устрашать врагов.

Читать еще:  Собор Святого Вита, Чехия - обзор

5. Родоначальник оседлости?

Ученые склоняются к тому, что архитектурный комплекс создали не оседлые люди, а кочевники, которые добывали пищу путем охоты и собирательства. Археологи уверены, что жители города не занимались ни выращиванием злаков, ни скотоводством, они также не пользовались посудой из глины. Однако они выстроили этот комплекс и стали жить здесь, а значит, Гобекли-Тепе мог быть первым местом, где кочевые племена перешли к оседлости. И тогда вдвойне удивительно, как люди, которые не жили организованно, не выстроили в своем обществе иерархической структуры и не обладали навыками строителей, смогли создать комплекс такого масштаба.

– Раньше считалось, что строительство столь монументальных сооружений по времени совпадало с возникновением землепашества, но Гобекли-Тепе доказывает, что это не так, — говорит профессор антропологии из Стэнфорда Ян Ходдер. – И один только этот факт позволяет считать Гобекли-Тепе сенсационной археологической находкой.

6. Странные столбы

Столбы с рельефными рисунками, сооруженные в виде буквы «Т», по одной из версий, могли быть для жителей символом плодородия. По другой гипотезе, это могли быть самые ранние изображения древнейших богов. Любопытно, что столбы-божества не имеют лиц.

7. «Портреты» диких зверей.

На древних постройках высечено множество зверей, причем это не схематичные, а очень реалистичные рисунки. Животные обнаружены и на монолитных стелах – здесь можно увидеть огромное разнообразие представителей фауны. И тот факт, что неизвестные художники Гобекли-Тепе изобразили только диких зверей, еще раз подтверждает версию об отсутствии у данного неизвестного племени признаков оседлости, которая включала скотоводство и землепашество.

Кстати, в окрестностях Гобекли-Тепе растет немало диких злаковых растений. Скорее всего, в давние времена жившие здесь кочевники-охотники культивировали их. Но это были уже потомки жителей Гобекли-Тепе.

8. Удивительные умения «первобытных» людей

Изображения животных и загадочные пиктограммы на каменных сооружениях говорят о том, что среди местных строителей были каменотесы. Еще в 1960-х годах здесь были обнаружены древние кремневые ножи и скребки. Полвека спустя профессор Германского археологического института Клаус Шмидт, более детально обследовавший часть территории святилища, нашел на вершине холма целую строительную мастерскую с множеством подобных артефактов. Интересно, каким образом люди неолита таскали колонны и создавали столь сложные строения? Шмидт назвал Гобекли-Тепе начальной точкой отсчета в мировой истории.

9. Прообраз иероглифов

Древние знаки, высеченные на камне, дают основания предполагать, что это были зачатки древней письменности, которые потом привели к возникновению иероглифов. Однако и тут загадка: иероглифы были распространены не в тех краях, где располагается Гобекли-Тепе, а намного дальше, в Древнем Египте, расцвет культуры которого, кстати, приходится совсем на другую эпоху.

10. Летопись планетарной катастрофы?

Сотрудники Эдинбургского университета выдвинули интересную версию относительно рисунков, обнаруженных в Гебекли-Тепе. По их мнению, древние люди запечатлели события, связанные с падением небесного телда на Землю, которое произошло около 13 тыс. лет назад и вызвало повсеместное похолодание. В загадочных знаках ученые усматривают изображения небесных тел, предполагая, что здесь велись астрономические наблюдения.

Не менее загадочна судьба знаменитого древнего города Мохенджо Даро.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Гёбекли Тепе — неожиданный артефакт: Ученые разгадали древнее письмо о повсеместной катастрофе

Ученые разгадали древнее письмо о повсеместной катастрофе

30 апреля 2017, 01:54

По сведениям ученых, возраст загадочных рисунков составляет 12 тыс. лет, что приблизительно совпадает по времени с периодом резкого похолодания на Земле, который мог быть связан с падением кометы.

Ученые из Эдинбургского университета (Шотландия) отыскали на территории храмового комплекса Гебекли-Тепе (юго-восток Турции) артефакты, свидетельствующие о повсеместной катастрофе, которая произошла около 13 тыс. лет назад, пишет rusgosnews.com.

По сведениям ученых, возраст загадочных рисунков составляет 12 тыс. лет, что приблизительно совпадает по времени с периодом резкого похолодания на Земле, который мог быть связан с падением кометы. Ученым было известно о миниатюрном ледниковом периоде, случившемся в это время, но причины этого явления оставались до сих пор неясными. Комплекс представляет собой каменные столбы круглой формы вышиной от 3 до 9 метров. Многие наблюдения записывались в виде рисунков либо пиктограмм прямо на стены, колонны и остальные доступные поверхности.

Данная связь актуализировало версию о повсеместной катастрофе, которую вызвало падение небесного тела 12 тыс. лет назад. Для старинных людей это был символ катастрофы и массовых жертв, говорят авторы научной работы. Во всяком случае это будут не непредвиденные астрономические события, а превосходно фиксируемые события деградации в жизни и нравственной культуре человечества. Так, по утверждению профессионалов из Соединённых Штатов Америки, на стенах храмового комплекса предки запечатлели падение кометы, произошедшее в 10950 году до нашей эры.

Другими словами «записи» в обсерватории Гёбекли-Тепе велись довольно тщательно. «Один из его камней является монументом произошедшей катастрофе — вероятно, это был худший день в истории со времен окончания ледникового периода», — объявил один из создателей исследования Мартин Свитман.

Оригинал взят у arktal в Гёбекли Тепе — неожиданный артефакт

Вряд ли есть человек, который хоть однажды не задался бы вопросом: «Что было раньше — курица или яйцо?» Вопрос «детский» и понятен каждому, но нас, привыкших всегда искать связь между причиной и следствием, он ставит в тупик: действительно, что раньше курица, откладывающая яйца, или яйцо, из которого появляется будущая курица? Философия. Насколько всё проще в обыденной жизни — фонарь под глазом не появляется раньше, чем кто-то приложится к глазу, и вообще, мы ведь знаем: дыма без огня не бывает. В истории мы тоже пытаемся понять последовательность событий и причинно-следственную связь между ними. Вот к примеру, совершенно очевидна жизненная важность хлеба и кажущаяся второстепенность такого продукта, как пиво. И первое, что приходит в голову, конечно, хлеб появился раньше пива. А так ли это? А, может быть, «в начале было пиво»? Может быть, но вряд ли мы узнаем когда-нибудь правильный ответ, хотя некоторые намеки на это можно прочесть здесь — «В начале было пиво. «

Вспомнил я об этом, в связи с Гебекли Тепе (Göbekli Tepe) — недавним археологическим открытием огромного комплекса культовых мегалитических сооружений на Армянском нагорье, на юго-востоке Турции. Согласно палеомагнитным измерениям и обнаруженным ранненеолитическим орудиям труда, возраст этих сооружений оценивается в 12 тыс. лет, т.е. минимум на несколько тысячелетий старше Иерихона, древнейшего города на Земле, «неолитической революции», положившей начало земледелию и оседлой жизни, и всей культуры «Плодородного полумесяца» — колыбели нашей цивилизации.

Так что же появилось раньше — оседлая жизнь и города, в которых жили люди, строящие совместными усилиями крепостные стены для защиты от врагов, или религиозные центры, собиравшие людей для поклонения божеству и строительства культовых сооружений? Что в результате оказалось важнее — примитивный прагматизм и стремление выжить (так, вроде, подсказывает нам наша логика и теория эволюции) или мистические попытки заручиться помощью невидимого, неосязаемого, лишенного всяких физических качеств божества?

Ведь как мы представляем себе человека 10-го тысячелетия до н.э., периода мезолита? До начала сельского хозяйства. До изобретения колеса и изделий из металла и керамики. До строительства каменных жилищ и защитных стен. Это люди каменного века, возможно, в набедренных повязках, но скорее, в звериных шкурах — ведь только-только отступили льды и по ночам ещё довольно прохладно. Они охотятся на животных и собирают дикорастущие плоды, но уже пользуются огнем и делают довольно искусные орудия труда из кремня. Они хоронят людей своего племени и в некоторых погребениях встречаются украшения — бусы и подвески, что говорит о наличии какого-то свободного времени, не занятого поисками пищи.

Вот так, примерно, как в этом рассказе о натуфийцах, людях эпохи мезолита на Ближнем Востоке —

И вот однажды эти люди собираются вместе и строят нечто столь монументальное, столь внушительное и столь необычное, что поражает воображение по сей день.

(Фотографии: © Actual Archaeology, Summer 2012, Issue 02)

Читать еще:  Пинтупийская девятка, Австралия - обзор

Вот как представил себе строительство этого комплекса 12 тыс. лет назад художник-иллюстратор National Geographic Фернандо Баптиста (Fernando Baptista) — Building Göbekli Tepe

(Фотографии: © National Geographic)

Древние артефакты (кремневые ножи, скребки и проч.) на холме Гёбекли Тепе («Пуповинный холм») были впервые обнаружены в 60-х годах прошлого века, но расположенное поблизости мусульманское кладбище предполагало продолжение традиции погребения, и нашедший их американский археолог Петер Бенедикт (Peter Benedict) решил, что холм скрывает ещё более древние, возможно, византийские захоронения. Обычно раскопки в таком месте — табу для археологии, и дальнейшие исследования были прекращены.

Но в 1995 году, недавно скончавшийся от сердечного приступа, сотрудник Германского археологического института, профессор Клаус Шмидт (1953 — 20.7.2014) занялся изучением кремневых орудий, и на холме Гёбекли Тепе он обнаружил необычайное скопление таких артефактов. Рядом лежали кучи «сырья» — кремневых желваков (нуклеус) и булыжников. Создавалось впечатление, что здесь работала крупная мастерская по изготовлению каменных орудий, явно предназначенная для удовлетворение потребностей не только местного населения. Шмидта удивило, что мастерская располагалась на вершине холма — сырье приходилось таскать наверх, а готовую продукцию спускать вниз.

В том же году Клаус Шмидт купил дом в соседнем городе Урфа (Шанлыурфа), сделав его базой археологических раскопок Гёбекли Тепе. Его график состоял обычно из двух месяцев раскопок весной и двух осенью.

Уже в самом начале под слоем кремневых орудий археолог обнаружил несколько установленных вертикально Т-образных известняковых стел высотой по три метра с изображениями животных. И это-то представилось ему наиболее интересным. Датирование показало, что они относятся к самому раннему неолиту, находящемуся на границе с концом палеолита, примерно за 11 500-9600 лет до нашей эры. То, что в археологии называют мезолит, т.е. «средний каменный век».

Журналист Нью-Йоркского издания EurasiaNet, Николас Бёрч, специализирующийся на освещении событий в Турции, рассказывал в апреле 2008 года:

Наняв рабочих из местных курдов, археологи очистили три круглых помещения диаметром по 15-20 метров и 39 монолитных стел, на которых был изображен целый зоопарк: леопард, лиса, дикий осел, змеи, кабан, утка, тур. Обнаружены и существа, похожие по виду на людей, но они всегда были без глаз, носа и рта.

Большинство изображений вырезано на поверхности столбов в виде рельефа. Но встречаются и поражающие воображение трехмерные скульптуры. Одна из наиболее ярких — лев, спускающийся вниз по колонне.

На раскопанных позже стелах оказались еще и изображения насекомых, газели, журавля, горного барана и что-то вроде сороконожки. Посреди одного из круглых залов, опираясь на мозаичный, выложенные галькой пол, стояли две 5-метровые каменные колонны весом по 50 тонн. Еще несколько таких колонн были вделаны в довольно грубо обработанные стены из простого камня.

Все эти барельефы являются совершенно уникальными и свидетельствуют о том, что люди, строившие этот комплекс, обладали хорошим художественным вкусом и очень точным восприятия мира. Это не были дикари, какими мы их себе представляем.

«Всегда полагалось, что только сложные общества с иерархической структурой могли построить подобные монументальные сооружения, и что они появились лишь с возникновением землепашества. Гебекли перевернул все представления. Это сложное сооружение и относится к эпохе до зарождения земледелия «, – говорит профессор антропологии Стэнфордского университета Ян Ходдер (Ian Hodder), руководитель раскопками в Чатал-Хююк, поселение эпохи неолита (8-ое тысячелетие до н.э.) на территории Турции.

Геомагнитное сканирование Пуповинного холма показало, что в нем скрывается не менее десяти подобных округлых образований, и если каменные стелы и колонны расставлены в них так же, как в уже раскопанных залах, то таких монументов должно быть около двухсот.

(Фотография: © Гебекли Тепе, Википедия)

Хотя раскопана только малая часть этого комплекса, материала должно было быть достаточно, чтобы иметь представление о предмете поклонения, причинах, побудивших предпринять такое грандиозное строительство, да и о социальной организации этих работ. Кто-то должен был планировать установку стел и колонн, доставлять строительный материал и обрабатывать его, руководить людьми, обеспечивать их пропитание, защищать от врагов и диких зверей, восполнять естественные потери. Но ни на один из этих вопросов у археологов нет ответа. Более того, ученые могут только предположить, что это было ритуальное сооружение, но совершенно неизвестно, кому поклонялись, и что заставило древних людей собраться вместе и возвести такую поистине колоссальную постройку.

Среди исследователей и энтузиастов нет недостатка в самых разных идеях и предположениях. Одни считают, что Гебекли Тепе был не храмом, а лишь местом, где жили люди, хотя на всей территории нет ни каких признаков человеческого жилья и захоронений. Другие полагают, что это место было предназначено для проведения ритуалов плодородия, а два высоких камня в центре каждого круга символизируют собой мужчину и женщину. Но на столбах отсутствуют известные в каменном веке символы плодородия, найденные в других раскопках (напр., так наз. «палеолитические Венеры»), а сами столбы в форме буквы «Т», с намеком на стилизованный человеческий образ, не имеют никаких признаков пола.

Есть также мнение, что именно строительство этого храма сыграло важную роль в процессе перехода к сельскому хозяйству, а значит и к зарождению цивилизации в привычном для нас представлении. Как только древние люди собрались вместе, стали жить в одной точке, стало сложно прокормить столько работников и паломников. И возможно, именно это подтолкнуло их к одомашниванию диких растений и животных. Ну и, конечно, не обошлось без инопланетян, с помощью которых можно объяснить всё, но эта тема из области ненаучной фантастики и оставим её сказочникам-фантастам.

Однако на этом загадки Гебекли Тепе не кончились. Уже во время раскопок археологи были приятно удивлены удивительной сохранностью найденных артефактов. Оказалось, что примерно за 7500 лет до н. э. люди по неизвестным причинам ушли из этого места. Огромный комплекс был засыпан землей, над ним насыпали искусственный холм, благодаря чему храм и сохранился на протяжении десятка тысяч лет.

Что же такое случилось, почему в те далекие времена засыпали храмовый комплекс Гебекли Тепе? Вряд ли мы получим когда-нибудь однозначный ответ, но есть некоторые соображения на этот счет.

До последнего времени считалось, что освоение земледелия и переход кочевых племен к оседлому образу жизни стал причиной образования крупных городских центров и строительства храмов. Но существование религиозного комплекса Гебекли Тепе задолго до появления земледелия и первых городов говорит о другом. По всей вероятности, всё происходило совсем в другом порядке: функционирование такого грандиозного святилища, мистическим образом поддерживавшее существование людей, побуждало их не отдаляться от него, оставаться вблизи святого места и устраивать там постоянные жилища. Если это действительно так было, то, по всей вероятности, появление храмов предшествовало оседлому образу жизни и образованию городов, что существенно изменило человеческую систему ценностей.

Вслед за собакой, прибившейся ещё при кочевой жизни, люди начали приручать других животных, которые смогли преодолеть страх перед ними и оставаться/возвращаться к жилищу. Люди стали селиться на равнинах, поближе к воде и плодородным почвам, которые они обрабатывали. Обожженная керамика становится обычным предметом обихода. В археологических раскопках всё чаще появляются глиняные фигурки божеств с подчеркнутыми признаками женского пола, что говорит о возникновении и широком распространении культа плодородия. Изменились религиозные верования, ритуалы охотников и собирателей устарели, потеряли свое значение. Героический ореол охотника, обеспечивавшего мясом животных, изображенных в частности на стелах святилища Гебекли Тепе, потускнел. Образ землепашца стал важнее охотника-собирателя.

Джаред Даймонд в своей знаменитой книге «Ружья, микробы и сталь» (гл.4, Сила земледелия) пишет:

Историкам известно, что с началом оседлости прежние стоянки человека почти всегда оказывались заброшенными. Происходил как бы перелом культурного самосознания людей. Старые храмы охотников с их множеством изображений животных вошли в конфликт с новой системой ценностей человека — земледельца.

И Каин убил Авеля. «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец». [Быт. 4:2]

Источники:

http://salik.biz/articles/20712-gobekli-tepe-camoe-staroe-sooruzhenie-v-mire.html
http://kulturologia.ru/blogs/190918/40559/
http://alexandr-palkin.livejournal.com/6021097.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector