Жолковская Cинагога, Украина — обзор

Жолковская Cинагога, Украина — обзор

Координаты: 5003с.ш. 2358в.д. 50.050с.ш. 23.967в.д. 50.050; 23.967(G)(O)

Жолковская синагога— памятник архитектуры, истории и культуры в городе Жолква (Львовская область, Украина). Это одна из наибольших синагог в Европе. Находится на улице Запорожской.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 Современность
  • 4 Галерея
  • 5 Ссылки

Первая синагога на этом месте была построена из дерева в 1625году, вскоре она сгорела. В 1635году второй владелец Жолквы Станислав Данилович дал разрешение на строительство каменной синагоги. Новую синагогу начинают строить только в 1692году при содействии короля Яна ІІІ Собеского, третьего владельца Жолквы, возможно, под руководством королевского архитектора Петра Бебера. Строительство было завершено в 1698году.

В XVIII ст. к синагоге достроили западную часть и контрфорсы. После пожара 1833года частично поврежденная синагога была восстановлена.

В 1908году выполнена роспись интерьера. В 1935году здание отремонтировали, а в 1936—1937годах оштукатурили.

При немецкой оккупации в июне 1941 года синагога была подорвана, вследствие чего разрушились перекрытия и интерьер. В 1955—1956годах её частично восстановили и до начала 1990-х лет использовали как склад. Архитектура

Здание представляет собой одно из наибольших в Европе оборонительных сооружений в стиле ренессанса; подзднеренессансная стилистика дополнена элементами барокко. К синагоге примыкали городские стены и Еврейские ворота, а сама синагога благодаря толстым стенам с бойницами могла использоваться как башня городских укреплений, на её крыше можно было устанавливать артиллерию.

Синагога была выстроена из камня и кирпича. Объём основного зала— квадратный в плане. В центре четыре круглых столба удерживают крестовые своды, разделяя пространство зала на 9 полей. В интерьере сохранились фрагменты фриза, полихромной настенной росписи и надписей, которые воссоздают тексты Торы. На восточной стене сохраненное барочное обрамление алтарной ниши. С западной стороны к основному объёму примыкает двухэтажная галерея с тремя дверными проёмами. Современность

Жолковская обороная синагога известна во всем мире. Она занесена в список Нью-Йоркского фонда мировых памятников 100 памятников мира, которые находятся в угрожающем состоянии, благодаря чему в 2000году началась реставрация, однако здание по-прежнему находится в неприглядном состоянии. В будущем здесь должен открыться Еврейский центр Галиции. Жолковская синагога известна также благодаря подражаниям ей; в частности, синагоги жолковского типа есть в Тель-Авиве. Памятная монета национального банка Украины с изображением Жолковской синагоги, выпущенная в 2012г. Галерея

Жолковская синагога

В небольшом украинском городке Жолква, расположенном во Львовской области, находится одна из самых больших синагог в Европе. Строение выполнено в стиле ренессанса и дополнено элементами барокко. Первая деревянная синагога была построена на ее месте еще в 1652 году. За свою долгую историю здание не раз разрушалась и восстанавливалось. В годы Великой Отечественной войны синагога была подорвана и до начала девяностых годов прошлого века использовалась как склад.

Сегодняшняя синагога построена из камня и кирпича, ранее к ней вплотную примыкали Еврейские ворота и городские стены, а сама синагога служила оборонительной башней с бойницами и площадками для размещения артиллерии.

Внутри синагоги вы сможете увидеть основной квадратный зал, в центре которого расположены четыре мощных столба, удерживающие крестовые своды. Всем посетителям этого древнего сооружения обязательно запомнятся элементы фриза, древней полихромной настенной росписи. Старинные надписи на стенах синагоги воссоздают тексты Торы.

Особенно впечатляет восточная часть здания, где сохранилось барочное оформление ниши для алтаря. С противоположной западной стороны расположена двухэтажная галерея, оборудованная тремя дверными проемами.

Жолковская синагога является местом паломничества для множества верующих из разных стран мира. Она известна далеко за пределами Украины и находится в списке Нью-Йоркского фонда мировых памятников. Реставрация этого культурного, исторического и архитектурного памятника начата еще в 2000 году, работы по восстановлению здания ведутся до сих пор. В будущем в стенах синагоги планируется открытие Еврейского центра Галиции.

Посетив Жолкву, вы также сможете осмотреть и другие достопримечательности, находящиеся неподалеку от синагоги. Центральная часть города получила статус историко-культурного заповедника. Здесь сохранился древний замок, заложенный еще в 1594 году основателем города. Рядом расположены городская ратуша и комплекс доминиканского монастыря 17 века.

Читать еще:  Аквапарк «Тропические острова», Германия - обзор

Все архитектурные памятники имеют специальные таблички, на которых изложена краткая история их возведения.

Синагога находится в центре Жолквы, на улице Запорожской. От львовского автовокзала в Жолкву ходят маршрутные такси, дорога занимает не более сорока минут и проходит через живописные поля, за которыми виднеются бескрайние холмы. Посещение этого исторического места останется в вашей памяти на долгое время.

Жолква. Введение в Галицию.

Жолква — маленький городок (13 тысяч жителей) в 25 километрах от Львова по дороге на Люблин. По количеству достопримечательностей она чуть ли не на первом месте среди малых городов Львовщины, но как и почти всякий пригород, напрочь лишена собственной атмосферы. Но Жолква замечательна хотя бы тем, что в её архитектуре представлена вся Галиция.

В 1597 году на месте села Винники (известного с 1368 года) гетман Станислав Жолкевский заложил замок, уже в 1603 году получивший Магдебургское право. В 1610 году Жолкевский прославился тем, что выиграл битву при Клушине, сверг несостоявшегося царя Василия Шуйского и взял Москву — то есть, чуть было не уничтожил Россию. Впрочем, в Москве он раньше других понял, что дело пахнет жареным, и вернулся в Речь Посполитую. А основанный им город в 17 веке был одним из самых успешных в Галиции, в особенности в эпоху Яна III Собесского (последний расцвет Речи Посполитой), у которого тут была одна из любимых резиденций. В течение 17 столетия сложился облик Жолквы как «идеального города» по канонам Ренессанса. Здесь работали лучшие архитекторы Львова — Павел Римлянин (Успенская церковь, Бернардинский монастырь), Павел Счастливый (собор Иезуитов, синагога Золотая Роза), Амброзий Прихыльный. Однако после Собесского начался упадок, которому, впрочем, мы и обязаны тем, что облик города почти не был нарушен.
В 1951-91 годах город назывался Нестеров в честь лётчика Петра Нестерова, совершившего здесь еще в 1914 году первый в истории воздушный таран.

С какой из восьми львовских автостанций в Жолкву ходят маршрутки, я так и не понял. Я пошёл искать нужную автостанцию, заблудился, спросил прохожих, те меня отправили на автостанцию №2, но вместо автобуса до автостанции к остановке подъехала маршрутка в Жолкву. Путь занимает около 40 минут, через просторные поля, за которым тянутся длинной грядой холмы Расточья. По дороге маршрутка пересекает несколько сёл, которые с непривычки легко принять за город.
Почти что на въезде в Жолкву первая достопримечательность — деревянная Троицкая церковь (1720):

Украинская деревянная архитектура — вообще очень интересная тема. Самое главное — узнаваемые трёхсрубные храмы встречается повсеместно, от Донбасса до Галиции, хотя формы заметно отличаются. Для Галиции характерна вот такая конструкция — три сруба с куполами, а вокруг церкви крытая галерея. Надо сказать, что на единицу площади «деревяшек» на Западной Украине заметно больше, чем даже на Русском Севере. но большинство из них очень примитивны и скучны. Жолковская церковь — на самом деле одна из лучших.

По улице меньше километра до центра города. По дороге — довольно скучные дома, какие-то склады, хотя есть и артефакты типа этого:

Метров через триста — пара церквей: Святого Лазаря (1861) и Петропавловская (1991-93). Первая — пожалуй, самая «русская» по своей архитектуре, что я видел в эту поездку. Такую легко представить в каком-нибудь купеческом городке на Волге.

Площадь с районной администрацией — уже совсем недалеко от центра:

Напротив администрации — Доминиканский монастырь:

Окружённый крепостной стеной, которая облагорожена лишь со стороны площади. На противоположной стороне, прямо под стеной — автостанция, откуда ходят и маршрутки на Львов (раз в 5-10 минут):

Внутри стены — запущенный двор, над которым доминирует огромный костёл Святого Иосафата (1653-55). Главный вход закрыт, но можно войти в боковую дверь, и окажешься в келейном корпусе (1754-92) с дверями в собор и во внутренний дворик:

В кельях меня встретили очень доброжелательно, а во дворе сторож угрюмо спросил:
-Сам-то с России? Откуда?
-Из Москвы.
Сторож кивнул, и только произнёс сквозь зубы:
-Из столицы. — но в его взгляде и интонациях чувствовалась холодная ненависть.
Как я уже не раз говорил, в основном западенцы встречали меня доброжелательно, но всё-таки иногда я натыкался на такую вот глухую неприязнь. Говорят, в этом Доминиканском монастыре недавно нашли захоронение жертв НКВД, и может быть этот сторож лично выкапывал кости. Но ведь подобные захоронения регулярно находят и в Москве, и в Петербурге, и в других городах России! И живи я в те времена, я скорее был бы среди потенциальных жертв, чем среди палачей.

Читать еще:  Разлом в Сиги, Пакистан - обзор

Со стороны автостанции углом монастырь выходит к задней стороне знаменитой Жолковской синагоги (1692-95), близ фасада которой — базар (огромный, как и во всех виденных мной украинских райцентрах):

Как и многие галицкие города, Жолква обладала большой еврейской общиной, известной с 1625 года. Здешняя синагога — типичный храм-крепость (даже сторожевые башенки на крыше видны) на случай набегов или погромов. Оборонными функциями и обусловлена её необычная форма, ставшая вехой в иудейском зодчестве — говорят, «жолкевский тип» популярен и поныне. Жолковская синагога считается ценнейшей из синагог Галиции, а то и всей Украины, и одно время даже входила в список «100 ценнейший памятников мира под угрозой». Почему её оттуда вывели — не понятно, так как состояние синагоги по-прежнему катастрофическое (впрочем, как и большинства уцелевших синагог Галиции):

Но вернёмся на главную улицу, к Доминиканскому монастырю:

Отсюда недалеко до Вечевой площади:

За площадью, слева направо, видны Замок (1596-1630), Ратуша (1932), костёл Святого Лаврентия (1606-1618). а вдалеке зелёный склон горы Гарай, где сохранились остатки парка (не дошёл). Правее — еще и Василианский монастырь (1612, перестроен в 19 веке), а большинство камениц на площади — 17-18 веков:

Как уже говорилось, Жолква — образец «идеального города» по канонам Ренессанса. Хотя её ансамбль создавался уже после эпохи Возрождения, в 17 веке использование ренессансных канонов вообще стало модным в европейском градостроительстве. Большинство городов, основанных в Речи Посполитой 17 века, изначально представляли собой нечто подобное, но только Жолква не была искажена последующими перепланировками.

Площадь выглядит неадекватно большой для такого городка. Но это такая задумка: площадь была в точности равна по величине замку (120х120м), а от замка отходили внешние укрепления, охватывавшие город. Это было одновременно и практично (единая система укреплений города и замка), и символично — обозначало равенство и взаимозависимость города и магната.

Как видите, площадь очень благоустроена — плитка, идеальная чистота, цветники и газоны, летние кафе, из которых доносится приятная музыка. Наверное, когда тепло, много людей и просто отдыхают на лавочках — но в этот день дул холодный ветер.

Костёл Святого Лаврентия (1606-18) заложен еще Станиславам Жолкевсиким, и является одним из лучших в Галиции образцом ренессанса (Павел Римлянин, Павел Щасливый).

Иногда его называют Малый Вавель из-за обширного некрополя — в подземной усыпальнице покоятся Станислав Жолкевский с женой и сыном, Якуб Собесский (отец короля Яна Собесского), королевичи и государственные секретари, а также настоятели и меценаты храма. Ныне вход в подземную усыпальницу закрыт, но о значении собора свидетельствуют гербы на фризе:

Очень красивые ворота, которые буквально через секунду после съёмки этого кадра отворила обаятельная молодая монашка в круглых очках — судя по одеянию, из какого-то католического ордена (храм принадлежит католикам, а не униатам) Она ждала группу польских туристов, но пока те не подошли, я успел осмотреть красивейший зал собора.

Кстати, фотографировать в костёле запрещено. Вообще, надо заметить, что демократичность греко-католических храмов на Украине удивляет в сравнении не только с православными, но и с римско-католическими. Католические храмы вообще выглядят как-то официознее, пафоснее, а в то время как униатские — проще и «народнее».

Ратуша (1932) — надо сказать, что все виденные мной ратуши Галиции (кроме Львовской) были построены в межвоенную эпоху. Да и красивое название пусть не вводит в заблуждение — обычная городская администрация. Правее ратуши — Глинские ворота, о которых позже.

Читать еще:  Делу время, потехе месяц. Самые феерические и яркие фестивали - обзор

А еще левее — вход в Замок:

Скрывающий в корпусе музей, а внутри еще одну площадь чуть-чуть меньшего размера (причём в арке находится касса, билет 5 гривень — 20р.):

Как и для всего города, для замка «золотым веком» было 17 столетие (с 1675 года — резиденция Яна Собесского, где в 1676 году король праздновал победу над турками под Веной, которой спас Австрию). Но дальше началась деградация. Австрийцы продали замок с аукциона, и новые владельцы сломали внутренние постройки и вырубили сад. В середине 19 века и им замок оказался не нужен, и до Первой Мировой его занимали гимназия и муниципалитет. В 1915 году замок был сильно разрушен, реставрация началась в 1935 году, но не была завершена. Во Вторую Мировую замок поочерёдно занимали НКВД и Гестапо, а после войны корпуса замка стали жилыми домами. Правда, в 1971-72 годах была всё-таки закончена начатая поляками реставрация (но всё равно в упадке замка виноваты Советы и только Советы. ).

Жилые дома расселили совсем недавно, и ныне двор замка похож на площадку брошенной стройки. Ведутся ли какие-то работы, сказать сложно. Тут пусто и атмосферно. Четыре длинных корпуса по сторонам двора:

А по углам или башни, или вот такие закутки:

От замка в две стороны отходят остатки стен, когда-то охватывавших центр города. Слева (если стоять ко входу лицом) — небольшая брама 17 века и стена, на которую можно подняться:

В стене — бойницы характерной для Галиции ключевидной формы (с расчётом на использование лёгкой артиллерии):

Вид вдоль Замка. Слева направо: замковая брама, угловая башня, башня ратуши и крепостная башня Глинских ворот, а правее границы кадра Лаврентьевский костёл и Василианский монастырь:

Обратная сторона замка:

Здесь параллельно крепости тянется запущенный, но красивый парк (вероятно, на месте бывшего рва), и хорошо видно, что в 17-18 веках городской застройки здесь не было. Зато — пара кварталов вот таких домиков, которые я чуть не обозвал «уездными»:

С другой стороны от замка стена сохранилась существенно лучше — почти без изменений уцелела Глинская брама (сквозь которую по сей день ездят машины) с крепостной башней. Внешнюю сторону брамы (на этом кадре) украшает герб Собесских, а внутренюю герб Жолкевских:

Перед стеной — речка со странным названием Свинья. Слышал местную легенду, якобы в неё упал пьяный Пётр Первый (во время своего визита в Речь Посполитую для заключения союза против Швеции), отсюда и название. Полагаю, что легенду придумали на почве ненависти к СССР. Каменно-земляной вал тянется и дальше от башни:

Заканчиваясь домом на бастионе:

Близ этого дома — Василианский монастырь, но сквозного прохода вдоль стены нет, и идти к нему лучше от площади:

Монастырь был основан в 1612 году (василианами называли в те времена униатских монахов), а нынешний «византийский» вид получил в конце 19 века:

За Василианским монастырём заканчивается опрятный и благоустроенный центр Жолквы (это хорошо видно на вводном кадре). Большая часть Жолквы — частный сектор, ну а негламурная часть центра выглядит в основном так:

Кое-где прямо во дворах городских домов гуляют куры, так и не попавшие в кадр. За исключением благоустроенных и вылизанных центров с мощёнными плиткой площадями, малые города Западной Украины производят очень депрессивное впечатление. Чего не сказать о сёлах, которые, напротив, выглядят замечательно и непохожи ни на что, виденное мной ранее.

О Галиции сельской — в следующей части.

ГАЛИЦИЯ2010.
Вступление.
Галиция. Исторический обзор.
ЛЬВОВ.
От вокзала к центру.
Площадь Рынок.
Коридорами Ратуши.
Виды с Ратушной башни.
Старый город
Средняя часть (Латинский собор, монастыри Иезуитов и Доминиканцев).
Северная часть (Армянский квартал и окрестности).
Южная часть (Успенская церковь, Бернардинский монастырь) и непарадные виды.
Австрийский город
Проспект Свободы.
Городская среда.
Отдельные здания.
Другие районы
Подзамчье и Старый Рынок.
Лычаков и его кладбище.
Высокий замок.
Про жизнь.
ГАЛИЦКАЯ ГЛУБИНКА
Жолква.
Галиция сельская.
«Золотая подкова»
Олеско.
Подгорцы и дорога к ним.
Золочев.
Прикарпатье.
Ополье.

Источники:

http://24-smi.in.ua/novosti-ukrainy/item/2986-1453505808
http://ua.igotoworld.com/ru/poi_object/13844_zholkovskaya-sinagoga.htm
http://varandej.livejournal.com/310545.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector