Базилика Санта Мария Маджоре, Италия — обзор

Под снегом белых лепестков: базилика Санта Мария Маджоре

Базилика Санта-Мария-Маджоре – это не просто очередная церковь в Риме, это одна из четырех папских базилик. Главная особенность этих храмов – наличие «Святой двери», которая открывается только раз в 25 лет, и папский алтарь, где в юбилейный год проводится особая торжественная служба.

История строительства церкви

Сама история строительства Basilica di Santa Maria Maggiore окружена флером легенд. Когда выбирали участок для строительства церкви, Либерию (одному из римских епископов) приснился сон: явилась ему во сне Пресвятая Дева Мария, повела за руку к месту на холме и сказала строить храм на том месте, где наутро ляжет снег.

Мистика состояла в том, что точно такой же сон, повторенный до мельчайших деталей, приснился еще одному человеку – богатому римлянину Джованни Патрицио (храм был выстроен позже на его деньги).

Проснувшись, Либерий стал спрашивать – не выпал ли где снег? Вопрос показался несколько странным для окружающих – в Вечном городе и зимой-то снег редкость, а сейчас на дворе стояло лето. Но вскоре люди с удивлением выяснили, что снегом укутан весь Эсквилинский холм. Там в 352 году, а именно 5 августа, и был заложен первый камень в фундамент новой церкви.

Первоначальное название церкви – «Церковь Божьей Матери на снегу», после своего строительства она получила название «Санта-Мария Либериана» (по имени епископа Либерия, построившего сию церковь); позднее,когда в храм была привезена реликвия – кусочки яслей, — ее стали называть «Санта Мария Пресепе» (Мадонна с яслями), а при подготовке к Эфесскому собору в Риме в 431 году церковь была переименована в «Санта-Мария-Маджоре» – и уже окончательно.

С тех пор появилась традиция – ежегодно в этот день прихожан осыпают лепестками белых роз на входе в базилику – в память о том дне, когда в жаркий августовский день на Эсквилинском холме лег снежный покров (правда, в последние годы используются лепестки белых георгин). Мозаика на полу у входа в базилику Санта Мария Маджоре сохранила на века эту удивительную историю.

В 440 году папа Сикст перестроил базилику, укрепив ее, и назвал именем Пресвятой Девы. С тех пор каждый Папа, приходящий к власти, по-своему перестраивал базилику, привнося в нее новые элементы и украшения. Это стало уже традицией, когда каждый правитель вносил какие-то изменения в архитектурный облик города. Правда, не всем зданиям подобные изменения шли на пользу. Но базилика Санта-Мария-Маджоре, к счастью, не особо пострадала от чужих амбиций.

В 1740 году был достроен фасад с высоким портиком и лоджией (автор – архитектор Фердинандо Фуга). В этой лоджии на одной из стен сохранился декор, который датируется началом XIV века. Выстроив лоджию и портик, Фуга тем самым уберег ценнейшие фрески от разрушения.

На страницах нашего сайта вы узнаете несколько интересных фактов о знаменитой галерее Боргезе в Риме, а также о том, как до нее добраться!

А вы слышали о существовании такой достопримечательности в Риме, как Термы Каракаллы? Все о так называемых «античных банях», сохранившихся до наших дней, читайте вот тут.

А еще в Риме вы сможете взглянуть на величественную Испанскую лестницу! В нашем специальном обзоре расскажем о том, почему о ней говорят «138 ступеней к успеху».

Описание достопримечательности в Риме, фото

Несмотря на то, что церковь много раз переделывали, эти переделки касались, в основном, внешнего вида церкви, а внутреннее убранство осталось почти неизменным с V века. Интересно, что здесь отлично сочетаются между собой несколько архитектурных стилей, но не исключая, а лишь гармонично дополняя друг друга.

Фасад с высоким портиком в пять аркад (три аркады приходится как раз на портик, точнее – лоджию) разделен пилястрами и украшен колоннами. На стене лоджии сохранилась мозаика, датируемая XIII веком, и изображающая исторический момент появления Благословенной Марии перед епископом Либерием. Эту лоджию прозвали «Ложей Благословления» — именно отсюда Папа Римский благословляет свою паству в дни великих празднеств.

Прямо напротив Basilica di Santa Maria Maggiore, на площади, находится коринфская колонна высотой 15 метров – ее венчает бронзовая скульптурная композиция Девы Марии с младенцем. Колонна эта была установлена в 1614 году благодарными жителями Рима в знак избавления города от нашествия чумы. Ранее эта статуя, созданная скульптором из Франции Гийомом Бертло, располагалась в Римском форуме (в базилике Макстенция), а позднее перенесена на площадь перед Санта-Мария-Маджоре).

Читать еще:  Среднегерманский канал, Германия - обзор

Глядя на внутреннее убранство церкви, хочется все время восклицать только одно – «великолепно!». Потому что другие слова вряд ли передадут то благоговейное состояние, которое возникает при посещении базилики.

Фрески на стенах базилики датируются V веком – но их краски так и остались чистыми и яркими. Отдельное внимание нужно уделить многочисленным мозаикам, некоторые из них были выложены еще в V—VI веках.

Мозаичные картины Санта-Мария-Маджоре считаются одними из самых древних в Риме. Оригинальные мозаики сохранились на боковых стенах и триумфальной арке, а вот мозаики апсиды пострадали от времени – в XIII веке их заменили новыми, стараясь выдержать ранневизантийский стиль. На мозаиках арки – картины из жизни Христа (детские годы), а также изображения евангелистов и апостолов Петра и Павла.

Центральный неф был инкрустирован золотой узорной мозаикой и мозаичными цветными картинами еще при папе Сиксте III. На фоне богатого алтаря мозаичные панно смотрятся особенно торжественно.

Центральный неф украшают мозаики, на которых изображены ветхозаветные сцены. Верхний свод нефа опирается на 36 колонн, а в центре нефа на четырех колоннах расположен огромный балдахин (автор работы – Фердинандо Фуга). На главном престоле под балдахином покоится саркофаг, в котором находятся мощи святого Матфея – одна из почитаемых христианских реликвий Рима.

Под главным алтарем расположена небольшая крипта – Вифлеемская. Здесь, в серебряном реликварии хранится одна из особо почитаемых христианских реликвий – деревянные ясли, представляющие собой пять небольших кусочков деревянной кормушки, куда после своего рождения был положен младенец Иисус. Эту святыню привезла в Рим императрица Елена, которая внесла значимый вклад в развитие христианства.

В Вифлеемской крипте захоронен папа Пий V, и Святой Иероним, который является автором перевода Библии на латинский язык.

Отдельный интерес вызывает потолок в базилике – кессонированный (кессоны – углубления прямоугольной формы между балками и перекрытиями из дерева) потолок с отделкой золотом был создан в XV веке по замыслу архитектора Джулиано да Сангалло. Издали потолок напоминает золотые соты.

Пол в соборе тоже является произведением искусства – он выложен из ценного мрамора пяти различных пород и цветов, в виде сложных геометрических узоров. Такая техника сложения геометрических орнаментов из кусочков мрамора («косматеко») была придумана семейством Космати, которые, предположительно, и являются авторами работ в базилике. В XVIII веке была выполнена частичная реставрация мозаичного пола, но кое-где рисунок изменился весьма значительно.

Вся церковь разделена колоннадой на три части, три капеллы. Каждая из них представляет живейший интерес для историков – Сикстинская капелла, капелла Боргезе и капелла Сфорца.

Сикстинская капелла. Роскошная капелла была построена по приказу Папы Римского Сикста V. Здесь, в этой капелле, похоронен сам Сикст и Папа Пий V. Их могилы украшают величественные надгробия. Надгробие Сикста выполнено в виде фигуры коленопреклоненного Папы (автор – Джованни Паракка – «Вальсольдо»).

Капелла Боргезе (она же – Паолинская капелла). Украшением ее является икона Божией Матери «Спасение народа римского» («Salus Populi Romani»), автором которой, по народному преданию, является сам апостол Лука. Ученые проводили радиоуглеродный анализ иконы – оказалось, что ее возраст почти 2000 лет. Именно эта икона послужила причиной избавления Рима от нашествия чумы – Папа Пий V лично прошел с молитвами от базилики до Собора Святого Петра, держа в руках икону, и чума вскоре отступила.

Капелла Сфорца. Капеллу строил и украшал мастер Джакомо дель Порта по проекту Микеланджело. Хотя ходили слухи, что сам Микеланджело Буонаротти также принимал в строительстве капеллы деятельное участие, но документального подтверждения этому факту не нашлось.

На нашем сайте вы также найдете множество фото собора Святого Петра в Риме, а также узнаете историю строительства величественного сооружения.

Решили посетить знаменитый Форум Древнего Рима? В этой статье вы можете узнать о том, чем знаменито это место и почему оно так привлекает туристов со всех уголков мира.

В следующем материале вы найдете много интересного о фонтане Треви в Риме. Описание достопримечательности и точный адрес ищите вот здесь: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/fontan-trevi.html.

Время работы, стоимость билетов

Открыта базилика для посетителей с 7 утра и до 19 часов, в 18.45 совершается последний обход, и всех посетителей предупреждают о скором закрытии церкви.

Посещение базилики бесплатное.

У главного входа висит табличка с расписанием всех месс. Если кто-то желает побывать на самой службе, следует прибыть сюда за 10-15 минут, чтобы насладиться торжественным и красивым зрелищем.

Перед входом находится палатка для досмотра посетителей. Это обычная мера безопасности в Риме, стандартная процедура, так что пугаться и препятствовать не стоит.

Из этого видеоролике вы узнаете еще больше о базилике Санта-Мария-маджоре, и сможете заглянуть внутрь:

На карте мира: где находится, как добраться

Адрес достопримечательности: Piazza di St. Maria Maggiore, 42, Rome

Ориентиром можно выбрать железнодорожный вокзал Termini, базилика находится совсем недалеко от него.

Добраться до базилики можно на метро (остановка Termini).

Читать еще:  Пляж Пинк Сэндс, Багамские о-ва - обзор

Базилика Санта-Мария-Маджоре в Риме

Церковь Санта-Мария-Маджоре (Basilica Papale di Santa Maria Maggiore) – это не просто очередной католический храм в Риме. На самом деле – это одна из четырех главных базилик вечного города, то есть собор самого высокого ранга!

Папская базилика Санта-Мария-Маджоре была основана в раннехристианский период. История ее строительства за давностью времен превратилась в красивую легенду. Римскому епископу Либерию, приснился дивный сон, в котором явилась ему Пресвятая дева и повелела возвести храм на том месте, где наутро выпадет снег. С наступлением нового дня папу римского оповестили, что белоснежным одеялом был укутан Эсквилинский холм (лат. Mons Esquilinus) Рима. Так, в 352 году н.э. заложили первый камень базилики.

В V веке храм был значительным образом расширен и перестроен по велению папы Сикста III. Именно тогда базилика была посвящена Божьей матери. Шли века, приходящие к власти епископы добавляли Санта-Мария-Маджоре блеска и красоты, привозили в церковь новые реликвии. В XIV веке над трехнефной базиликой выросла колокольня высотой в 75 метров. Папа Григорий XI инициировал строительство колокольной башни вскоре после возвращения из Авиньона (Avignone). Один из пяти колоколов звонит ровно в 9 вечера, чтобы укрепить веру молящихся.

Современный фасад здания – это смесь романского и барочного стилей. Последним значительным элементом внешнего декора стала пристройка величественной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) на протяжении XVIII столетия занимавшийся внутренним убранством храма, в качестве завершающего аккорда взялся за усовершенствование внешнего облика.

Особое внимание посетителей привлекают элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, дошедшие до современности из V века н.э. Главный неф церкви и триумфальная арка были инкрустированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III.

Яркие картины Ветхого завета смотрятся торжественно на фоне богато отделанного алтаря храма.

Вход в базилику украшен мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отсылает посетителей к легендарному прошлому храма. В XIII столетии на апсиду базилики была также нанесена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Впечатляющая картина была выполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.

Церковь Санта-Мария-Маджоре также сохранила потрясающие напольные орнаменты в стиле косматеско датированные XIII веком.

Геометрические узоры пола перекликаются с вычурным потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano Sangallo). Деревянные потолочные панели покрыты золотом, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.


Бесценная реликвия базилики – Святая колыбель, которая находится под главным алтарем. Коленопреклоненная статуя папы Пия IX символизирует веру и почтение древней святыне.

Драгоценная хрустальная урна, расписанная серебром, скрывает в себе фрагменты деревянных яслей, в которых некогда лежал младенец Иисус.

Продолжает тематику Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).

Довершают убранство храма многочисленные капеллы, посвященные кардинала и папам, а также старинный баптистерий. Все три капеллы поражают своим убранством.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

Много труда скульпторов и художников был положено на воплощение целостного образа Сикстинской капеллы. Сикст V был запечатлен в камне, преклонившем колено пред колыбелью божьего сына. По центру капеллы расположен алтарь, декорированный четырьмя золотыми ангелами. В данной капелле нашли свой покой папа Сикст V и Пий V. Неподалеку от входа в капеллу находится скромная мраморная плита с памятной надписью о том, что в этом месте в 1680 году обрел вечный покой великий архитектор Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Капелла Боргезе (Cappella Borghese)

Архитектор капеллы Боргезе – Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) располагал значительными средствами рода для того, чтобы создать грандиозный культурно-религиозный шедевр. Главное украшение капеллы – икона Маданна Солюс Попули Романи (лат. Madonna Salus Populi Romani). Декор капеллы исполнен из мрамора, бронзы, вычурных позолоченных карнизов. В центре всего этого буйства роскоши – алтарь насыщенного голубого цвета. Среди изысканного богатства и церковной роскоши покоятся гробницы Климента VIII и Павла V.

Капелла Сфорца (Cappella Sforza)

Капелла Сфорца несколько меркнет на фоне двух богатейших церковных усыпальниц. Однако, существует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), создавший ее для влиятельного итальянского рода, в своей работе опирался на эскизам самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).

Прямо под Санта-Мария-Маджоре работает музей, рассказывающий посетителям, что собой представляет папский собор. Восемь комнат, вмещают в себя экспонаты так или иначе связанные с: историей базилики, таинством Рождества Христова, Девой Марией, и святыми, покровительствовавшими церкви. В стенах музея хранятся картины, скульптуры, драгоценные атрибуты папской власти, священные реликвии и другие ценности, придающие храму статус великого.

Режим работы музея: ежедневный, с 9:30 и до 18:30.

Площадь Санта-Мария-Маджоре (Piazza di Santa Maria Maggiore)

Церковь Санта-Мария-Маджоре расположена у одноименной площади. Перед главным фасадом здания возвышается монумент, посвященный Деве Марии, избавительницы от чумы. Примечательно, что статуя непорочной Девы была взята в Базилике Максенция и Константина, что находится на развалинах Римского Форума (лат. Forum Romanum). Чумной столб был установлен в Риме в 1614 году и стал образцом для аналогичных памятников по всей Европе.

Интересные факты

Ежегодно 5 августа происходит празднование снежного чуда – тысячи белоснежных лепестков кружатся в здании храма, изображая пророческий снегопад. А вечером площадь Санта-Мария-Маджоре превращается в сцену для выступления итальянских артистов. Все действо завершается снегопадом. Тысячи постоянных прихожан и гостей столицы приходят полюбоваться на этот праздник.

Читать еще:  Пляж Гансбааи, Южная Африка - обзор

Песня про Санта-Мария-Маджоре

Санта-Мария-Маджоре – место исключительное, поразительные шедевры искусства здесь гармонично переплетены с духовным миром. Оказаться под сводами древнейшей христианской базилики было вполне достаточно для молдавского композитора Петра Теодоровича (Петрэ Теодорович). Последним из его произведений стала песня «Римская полночь». Написанная в содружестве с автором Николаем Зиновьевым эта песня не раз покорила сердца слушателей.

Римская базилика Санта-Мария-Маджоре

Basilica di Santa Maria Maggiore — как красиво звучит название этого древнейшего храма Рима на итальянском.

Все что можно сказать о базилике это самое, самое, самое. Ну посудите сами: Санта-Мария—Маджоре является самым большим римским храмом, воздвигнутым в честь Матери Божьей.

Базилика — едва ли не самая знаменитая церковь Рима, она-единственная, сохранившая свой первоначальный, аутентичный облик почти целиком со времени создания.

Санта-Мария—Маджоре — одна из четырех главнейших базилик Рима. Ну что, мне удалось вас заинтриговать? Сама я побывала в ней еще в 2012 году, но это был тур и этим все сказано: промелькнуло, но оставило глубокий след и желание вернуться. В этот раз мне удалось зайти внутрь не сразу, а может быть для начала я просто хотела изучить ее огромные размеры снаружи, пытаясь рассмотреть фасады, детали

и стараясь запихать их в объектив упрямого аппарата.

История появления базилики весьма интересна. Как-то жарким знойным августовским вечером в далеком 352-м году в тени сада сидели и судачили о делах мирских два богатых и известных римлянина: римский папа Либерий, совсем недавно ставший епископом и просто богатый горожанин Джованни Патрисио. Разошлись за полночь, чтобы встретиться рано утром, когда еще не успело появиться солнце и поделиться своими необычными сновидениями! К большому удивлению обоих им приснился одинаковый сон: им во сне явилась пресвятая Дева Мария и в приказном тоне велела построить новый храм, да не просто где попадя, а именно на том самом месте, где утром выпадет снег! Снег в августе, как такое может быть, рассуждали оба, но выйдя на крыльцо обомлели: один из семи холмов Рима-Эквилинский, весь был усыпан снежным покрывалом.

Делать нечего и тут же на холме закипела работа-вскоре церковь была построена и с тех самых пор и по сей день 5 августа является значимым днем и красивым праздником-прихожан церкви осыпают белыми лепестками, а сам собор Санта-Мария—Маджоре иногда называют «Божия Матерь в снегах».

Но церковь была сделана слишком быстро и как оказалось не на века, поэтому почти через сто лет, в 440-м году очередной римский папа Сикст III повелел на этом же месте возвести более мощное сооружение-базилику, посвященную Богоматери. «Маджоре» и означает «большой», большая базилика.

Базилика и действительно огромная, два ее фасада совершенно разные-это смесь романского и барочного стилей.

Со стороны площади Esquilino к входу поднимаются многочисленные ярусы ступенек. На площади привлекает внимание римский обелиск Esquilino, обнаруженный в 1519 году во время раскопок у Мавзолея Августа.

Главный фасад и главный вход в церковь со стороны одноименной площади.

Здесь у входа стоит палатка, через которую пропускают посетителей после тщательного досмотра.

Я пришла сюда еще раз в самый последний день нахождения в Италии, в Риме, когда багаж был уже собран и оставлен на попечение менеджера на рецепшене в отеле. Было чудесное раннее утро, яркое голубое небо только оттеняло красоту почитаемой базилики, которую все многочисленные римские папы на протяжении веков старались сделать еще прекраснее, достраивали ее и украшали.

Например, самая (опять это слово!) высокая в Риме колокольня была пристроена к базилике в 1377 году.

Нынешний фасад с портиком и лоджией построили в 1740-х годах. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала 14 века.

Пройдемте внутрь? При входе сразу же удивляют внутренние размеры огромной раннехристианской базилики, они отличаются гармонией и торжественностью. Стройные ряды сорока ионических колонн поражают совершенством пропорций и делят базилику на три части.

Кессонированный деревянный позолоченный потолок работы Джулиано да Сангалло сразу же привлекает внимание. Для позолоты использовалось золото из первой партии, привезённое Колумбом на кораблях из Южной Америки-из Перу и полученное в дар римским папой Александром VI от испанского королевского дома, щедрых покровителей церкви — Изабеллы и Фердинанда.

Мраморный пол состоит из плит различных цветов, образующих причудливые формы в виде различных геометрических фигур, он выполнен в стиле косматеско — декоративном стиле в архитектуре, типичном для средневековой Италии и особенно для Рима.

Потолок, стены Санта-Мария—Маджоре украшены яркими удивительными мозаиками, повествующими о Рождестве и жизни Христа, радуют глаз яркие витражи. Сохранились и великолепные мозаики с ветхозаветными сюжетами, относящиеся еще ко времени строительства храма.

Источники:

http://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/santa-mariya-madzhore.html
http://italy4.me/lazio/roma/cerkvi-rima/santa-maria-maggiore.html
http://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/roma/temples/2898/responses/2868

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector