Базилика Святого Марка, Италия – обзор

Собор Святого Марка

Собор Святого Марка (Сан-Марко)

Собор Святого Марка (Basilica di San Marco) относится к самым известным храмам Венеции – уникального города в Италии, расположенного на 118 островах. Если вы хотите увидеть частичку древней Византии в современной Европе, то лучшего объекта не найти. Базилика Сан-Марко представляет собой классический образец византийской архитектуры не только на Старом континенте, но и во всём мире. Культовое сооружение, впечатляющее своим блеском и роскошью, находится на одноименной площади и примыкает к готическому Дворцу дожей (Palazzo Ducale) – резиденции правителей Венецианской республики в эпоху Средневековья. Изначально базилика являлась ее часовней, обретя «самостоятельность» только с получением статуса резиденции Патриарха Венецианского. Здесь хранятся предметы искусства старины, которым нет цены. В 1987 году ЮНЕСКО включила собор Сан-Марко в перечень охраняемых объектов.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Собор Святого Марка

Новая базилика – специально для хранения мощей

В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.

Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.

Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год

Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.

Вид на собор через площадь Сан-Марко Внутри базилики Квадрига святого Марка

Архитектура собора Сан-Марко

Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.

Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию

Что посмотреть в базилике Святого Марка

Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.

Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д’Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.

Встреча Авраама и Мелхиседека Искушение Христа Тайная вечеря Центральный фасад собора Святого Марка

Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.

Читать еще:  Храм Христа Спасителя, Россия - обзор

В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.

Старейшая из мозаик фасада (XIII век) «Процессия переноса мощей святого Марка в собор» Мозайка «Прибытие мощей апостола Марка в Венецию» 1660 год

Время работы

В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.

Как добраться

До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.

Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.

От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.

Собор святого Марка – нетипичный для Италии храм и символ Венеции

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Собор святого Марка известен и как «золотая церковь». Самой удивительной частью его интерьера является мозаичный золотой пол, который обладает потрясающим мерцающим эффектом. Собор был построен рядом с Дворцом Дожей в 828 году. В 976 году он сгорел, но спустя буквально 2 года собор отстроили заново. К сожалению, сегодня практически ничего не известно о том, как выглядело здание первоначально, а дошедший до нашего времени облик сформировался в 1063 году.

В то время было сделано много дополнений, поскольку здание базилики стало резиденцией патриарха Венеции. Из Константинополя привезли алтарный образ «Пала д’Оро», который установили в 1105 году. Через год в базилике произошел пожар, и золотые мозаики были сильно повреждены. Сегодня уже не удастся полюбоваться оригинальными коллекциями, поскольку они находятся на восстановлении, а выставлены только некоторые работы XI века, которые сохранились на центральном крыльце.

В течение XIII века была закончена большая часть мозаики, а также новый фасад и притвор. Основная конструкция собора с тех пор почти не изменилась, только с течением времени были переработаны украшения. К последним дополнениям к зданию собора относятся часовня Святого Исидора, пристроенная в начале XIV века, новые рисунки в ризнице, датируемые XV веком, а также достроенная в XVI веке капелла Дзен.

Внешний вид западного (главного) фасада разделен на три регистра: нижний, верхний и купольный. В нижней части фасада расположено пять арочных порталов, окруженных мраморными колоннами, за которым находятся красивые двери из бронзы, ведущие в притвор (нартекс). В верхней части нижнего регистра находятся мозаики со сценами из жизни Христа. Люнеты латеральных порталов изобилуют мозаикой, которая показывает сцены из жизни святого Марка. В верхнем регистре есть несколько статуй, которые «смотрят на» город. Особо среди них выделяются статуи четырех Воинов-Святых: Феодосия, Св. Марка, Константина и Димитрия.

Под собором святого Марка есть статуя крылатого льва (он был символом этого святого), который держит книгу с цитатой «покойся с миром, Марк, мой евангелист». В центре балкона базилики можно увидеть четыре бронзовые лошади, которые были установлены примерно в 1254 году. При этом стоит отметить, что сегодня можно увидеть разве что бронзовые копии этих статуй а оригиналы хранятся в музее святого Марка, находящемся в соборе.

Интерьер базилики основан на греческом стиле, а удивительные мраморные полы XII века украшены потрясающе красивыми рисунками животных и геометрическими узорами. Еще одна интересная вещь — интерьер базилики разделен на нижний и верхний регистры, разграниченные проходами, которыми заменили бывшие галереи. Интерьер верхних уровней полностью покрыт золотыми мозаиками.

Сегодня в соборе святого Марка можно увидеть мощи апостола Марка, а также множество ценных предметов искусства, которые были вывезены из Константинополя во время крестовых походов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Собор Святого Марка в Венеции: путеводитель для путешественника

Туры
в Италию

Собор Святого Марка в Венеции, бывший до начала XIX века придворной капеллой дожей, впервые упоминается в исторических хрониках в 829 году, когда мощи Святого Марка привезли из Александрии в Венецию. Нынешняя планировка, скопированная с константинопольского храма Святых Апостолов, датируется 1063-им годом. В 1075-ом году дож издал указ, по которому каждый возвращающийся из плаванья корабль должен был привезти что-нибудь ценное для украшения базилики. Так здесь появились свыше пятисот колонны из редких видов мрамора, порфиры, гипс и яшма с Востока. В интерьере собора 4240 квадратных метров золотых мозаик, преимущественно XII и XIII веков. С 1500 по 1750 год некоторые из старых секций были заменены на «современные» мозаики работы известнейших мастеров того времени, включая Тициана и Тинторетто. Мозаика, золотой алтарь, красивые часовни и сокровищница делают собор Святого Марка в Венеции одной из самых любимых туристами достопримечательностей Италии.

Читать еще:  Кратерное озеро Босумтви, Гана - обзор



Северный и южный фасады

До 1503 года, когда южный фасад собора был закрыт, главным его украшением был красивый церемониальный вход со стороны лагуны. Но даже когда фасад спрятался за Дворцом Дожей, он все еще привлекает внимание со стороны Большого канала. Скульптуры и мозаичные изображения органично дополняют храмовую архитектуру. Обратите внимание на двух грифонов на первой арке и византийскую мозаику с Девой Марией (XIII век) между арочными пролетами второго этажа.

Перед фасадом установлены две мраморные пилястры. Пилястры Акритани, покрытые великолепными барельефами 6-го столетия, стали трофеем венецианцев в 1256 году. Вместе с мощами святого они были захвачены в Акре. Скульптурная композиция с тетрархами, стоящая в углу, была сделана из порфира предположительно в Египте в 4-ом столетии.

Северный фасад выходит на пьяцетту Леончини. Входной портал Porta dei Fiori («Дверь цветов») украшен красивым барельефом с рождением Иисуса (XIII век). Изображение окаймлено листвой, ангелами и пророками. На двух других барельефах изображены трон Создателя с шестью овцами по каждой стороне (VII-VIII век; овцы символизируют двенадцать апостолов) и Колесница Александра Великого, запряженная грифонами (X век).



Портик и галерея

Как и во всех византийских базиликах, в соборе Святого Марка есть портик (нартекс, входное помещение), ведущее в главный зал церкви. Мозаики на куполах и арках портика датируются 13-ым столетием, кроме изображения Святого Марка, добавленного в декор сводов в 1545 году. Мозаичные изображения, справа налево: творение, Каин и Авель, Ноев ковчег, Вавилонская башня, Авраам, Иосиф и Моисей. У каждого из трех входных порталов, ведущих в церковь, установлены мраморные колонны с красиво украшенными капителями VI-IX веков. В правом портале установлена бронзовая дверь 10-го столетия, покрытая серебряными надписями на греческом. Дожей с XII века хоронили во внешней стене дворца.

Над нартексом находится открытая галерея, на которой до 1981 года стояли четыре знаменитых бронзовых коня, возвышавшиеся над площадью Святого Марка. Некогда они были частью квадриги на константинопольском ипподроме, предположительно в III или IV веке нашей эры. В Венецию их привез дож Энрико Дандоло после падения Константинополя. В 1797 году Наполеон увез бронзовых лошадей в Париж, но в 1815 году, после поражения Бонапарта, они снова вернулись в Венецию. Сегодня оригиналы можно увидеть в музее Марчиано.

Интерьер и мозаика

Практически невозможно выделить какую-то основную достопримечательность в этом переполненном сокровищами соборе, но первыми попадут в поле вашего зрения удивительные мозаики. Планировка собора и мозаичные изображения дают некоторое представление о величии Византии, пусть даже в интерьере базилики наблюдается смешение архитектурных стилей, начиная с классических и заканчивая 19-ым столетием.

Каждый из пяти куполов, покоящихся на огромных опорных колоннах, достигает диаметра тринадцать метров и имеет шестнадцать окон. Общая площадь золотых мозаик, покрывающих купола, составляет 4240 квадратных метров. Из-за этих мозаик собор нередко называют Basilica d Oro, «Золотая базилика». Большинство мозаик куполов датируются 1160-1200 гг, старейшие изображения находятся прямо над хорами. Лучший вид на мозаики открывается из галерей возле музея. В центре первого от входа купола изображен голубь, символизирующий Святого Духа. От голубя расходятся облака, за которыми стоят апостолы. На центральном куполе изображен Иисус Христос в окружении звезд и Дева Мария с двумя херувимами и апостолами. В Капелле Сан-Джованни, над северным трансептом, можно увидеть мозаики жития Святого Иоанна (XII век).



Пала д Оро («золотой алтарь»)

Когда встанете перед великолепным золотым алтарем Сан-Марко, сразу поймете, почему он считается одним из самых ярких проявлений византийского религиозного искусства. Он занимает 3,45 метра в длину и 1,4 метра в высоту. Алтарь Святого Марка — один из лучших алтарей Европы. Над ним работали лучшие мастера Венеции и Константинополя. Пала д Оро украшен золотым декором с медальонами с изображениями жития Христа, жития Святого Марка и других библейских тем. Последние элементы добавляли через пять столетий после начала изготовления алтаря.

Нижняя секция датируется 1102-1118 гг. Здесь находятся фрески со сценами из жизни Святого Марка. Серия из шести византийских портретов с центральным образом в виде архангела Михаила, как предполагается, была сделана в Константинополе после 1204 года. Последние изменения в дизайн внес с 1343 по 1345 год дож Дандоло, нанявший двух венецианских золотых дел мастеров для украшения алтаря в романской арке и нижней готической арки. В эти годы алтари были инкрустированы двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней.


Мраморные полы

Если купола и потолки символизируют небеса, то, в полном согласии с византийскими архитектурными традициями, полы символизируют землю. 2099 квадратных метров полов покрыты искусными геометрическими и натуралистическими мраморными мозаичными узорами. В основном узоры геометрические, но тут и там попадаются изображения животных или флористические мотивы. Считается, что мастера, делавшие мозаику на полах и потолках, прибыли из Константинополя или Греции.


Капеллы в трансептах

В коротких трансептах, отходящих по обе стороны от центрального купола, есть несколько капелл, посвященных Богородице и различным святым. Алтарь часовни Богородицы украшен готическим алтарем со скульптурами и мозаикой на сводчатых потолках. Алтарь и мозаика датируются XV веком. В стене Капеллы Святой Исидоры покоится саркофаг с мощами святой. Алтарь Капеллы Богородицы Никопея, также в северном трансепте, украшен бесценной византийской иконой Девы Марии Никопея, декорированной жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями. Икону привезли из Константинополя в 1204 году. В часовне Святого Петра стоит обратить внимание на потрясающий иконостас XIV века. Также отсюда открывается хороший вид на главный алтарь собора и мозаику на хорах.

Читать еще:  Тяньцзиньский виадук, Китай - обзор

В южном трансепте находится Капелла Святого Климента, бывшая часовня дожа. Стена отделяет колонны XIV века от мозаики со Святым Климентом в апсиде (XII век). Южный алтарь датируется 1617-ым годом. Перед ним находится место, отмеченное мозаикой на полу, где повторно нашли мощи Святого Марка, потерянные в пожаре 976 года. На мозаике 12-го столетия изображены притчи и чудеса Христа.



Крестная перегородка и святилище

Хоры отделены от нефа крестной перегородкой. Аналой был украшен с 1394 по 1404 год серебряным распятием и статуэтками Богородицы, Святого Марка и апостолов работы братьев Якопо, Пьетро Паоло и братьев Масенье. Справа стоит амвон, у которого стоял новый дож, представляясь народу. Хоры украшают бронзовые барельефы работы Якопо Сансовино (1537-1541 гг) со сценами из жизни Святого Марка, чьи мощи покоятся в главном престоле собора. Четыре колонны, поддерживающие каменный навес над алтарем, украшены 324-мя барельефами 13-го столетия с житиями Иисуса и Марии.


Сокровищница

Сокровищница, в которую можно попасть через угловой вход в южном трансепте, полна диковинами, привезенными венецианцами из Константинополя в 1204 году. Одних только изделий из золота, серебра и других драгоценных металлов насчитывается 283 объекта. Сокровищница базилики Святого Марка — одна из самых важных и богатых церковных сокровищниц Европы, даже после разграбления церкви войсками Наполеона и использования части драгоценностей при реконструкции собора в начале 19-го столетия. Среди константинопольских трофеев было 110 золотых и серебряных византийских реликвий XI-XIII веков, инкрустированных драгоценными камнями. Здесь можно увидеть византийские иконы с покрытием из золота и серебра, потиры, посуду, шедевры исламского искусства, филигранные венецианские украшения, золотое шитье и подарки собору, сделанные папами, европейскими монархами и дожами. Обязательно обратите внимание на роскошный трон дожей, две красивые хрустальные лампы в форме рыб, вырезанную из цельного куска агата амфору, иконы Архангела Михаила и жаровню в форме небольшого здания с пятью куполами.

Небольшая дверь у главного входа в собор ведет в музей, где хранятся оригиналы четырех знаменитый лошадей, некогда стоявших в галерее над главным входом. Эти медные кони, покрытые позолотой, в свое время немало попутешествовали. Сначала венецианцы вывезли их из Константинополя в качестве трофеев. Затем они стали добычей Наполеона, снова вернулись в галерею, где стояли изначально, а в конечном итоге попали в музей Марчиано. Также обратите внимание на великолепные гобелены XIII-XVI веков, византийские скульптуры XII века и красивый алтарный образ для Пала д Оро, созданный в 1345 году Паоло Венециано и его сыновьями. Образ украшен сценками из жития Святого Марка.


Советы по посещению собора Сан-Марко

Время: собор Сан-Марко — одна из важнейших достопримечательностей города, поэтому отводите на ее осмотр достаточно много времени. Лучшее время для посещения — раннее утро либо полдень, когда туристические группы отправляются на обед.

Дресс-код: собор — место поклонения, поэтому одевайтесь соответствующе (женские плечи должны быть покрыты, никаких шорт, мужчинам лучше одеть рубашку).

Вещи лучше оставить в Ateneo San Basso, на пьяцетте Леончини, у северного фасада, слева от главного входного портала.

Лучшие виды: мозаику лучше всего видно из галереи, что у входа в музей. Возьмите с собой бинокль, чтобы лучше все разглядеть.

Еда и напитки: множество кафе и ресторанов находятся в районе площади Святого Марка и на берегу Гранд-канала, в нескольких метрах от базилики.


Как добраться:

Сядьте на вапоретто, венецианскую версию водного такси, и выходите на Святого Марка или на Святого Захария, ближайших к базилике остановках.


Адрес:

Площадь Сан-Марко, Венеция на карте
www.basilicasanmarco.it


Схема базилики

Базилика Сан-Марко в Венеции, карта
Легенда
(A) Арка Рая
(B) Арка Апокалипсиса
(C) Пятидесятница
(D) Сцены из Страстей Христовых
(E) Вознесение
(F) Святой Михаил с мечом
(G) Святой Иоанн
(H) Генеалогическое древо Девы Марии
(I) Омовение ступней, Искушение в пустыне
(K) Святой Леонард
(L) Четыре чуда Иисуса
(M) Святой Петр, Воскресение и т. д.
(N) Мозаики хоров
(O) Овечка Господа
(P) Христос со святыми
(1) Главный протал
(2-5) Альковы в портале
(6) Колонна Пьетро-дель-Бандо
(7) Колонны Акритани
(8) Скульптура «Тетрархи»
(9) Лестница в музей Марчиано
(10) Ворота Святого Петра
(11) Ворота Цветов
(12) Капитель Креста
(13) Романская чаша для святой воды с ангелами (XII век)
(14) Капелла Мадонны Масколи
(15) Капелла Святого Исидора
(16) Капелла Мадонны Никопейской
(17) Алтари Святого Петра
(18) Капелла Святого Петра
(19) Высокий алтарь
(20) Пала д'Оро
(21) Иконостас
(22) Рака
(23) Капелла Святого Климента
(24) Алтари Святого Джакомо
(25) Проход во Дворец дожей
(26) Вход в сокровищницу
(27) Tesoro (Сокровищница) с изделиями из золота и других драгоценных металлов и камней
(28) Battistero (Баптистерий)
(29) Купель 1546 года
(30) Капелла Дзена, названная по имени кардинала Дж. Б. Дзена (умер в 1501 году)
Ризница

Источники:

http://wikiway.com/italia/venetsiya/sobor-svyatogo-marka/
http://kulturologia.ru/blogs/080717/35215/
http://saletur.ru/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F/info/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0.htm

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии