Храм Санта-Мария-дель-Фьоре, Италия — обзор

20 фактов о соборе Санта-Мария-дель-Фиоре во Флоренции

Рассказываем о Санта-Мария-дель-Фиоре — одном из самых известных и красивейших соборов Италии.

1) Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фиоре — пятый по величине собор в мире, на первом месте — Собор Святого Петра в Риме (кстати, за основу проекта и был взят собой Санта-Мария-дель-Фиоре), на втором месте — Собор Святого Павла в Лондоне, на третьем — Севильский кафедральный собор, на четвертом — Дуомо в Милане.

2) Во время службы собор способен вместить до 90000 человек, интересно, что во времена строительства собора все население Флоренции составляло 900000 человек.

3) Собор венчает знаменитый купол архитектора Филиппо Брунеллески. Интересно, что воздвигнуть такой огромный каменный купол (45 метров по диагонали изнутри и 52 метра по диагонали снаружи) без опирающихся на землю лесов в то время считалось невозможным.

Кстати, до Брунеллески собор долгое время стоял без купола. Брунеллески с помощью точных математических расчетов вывел, какую степень наклона, чтобы избежать обрушения, должны иметь стенки купола, а также то, что кирпичная кладка должна быть выполнена в виде рисунка «елочка». Как мы видим, оранжевый купол, ставший символом Флоренции, украшает собор и по сей день.

На фото: структура купола Брунеллески

Сейчас в итальянских архитектурных вузах изучение купола Санта-Мария-дель-Фиоре входит в обязательную учебную программу.

4) Строительство собора Санта-Мария-Дель-Фиоре длилось 140 лет: с 1296-го по 1436 год.

5) Над обликом собора трудилось пять архитекторов (на самом деле их было больше, но основных — пятеро): Арнольфо ди Камбио, Джотто, Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини и Филиппо Брунеллески.

6) Внешние стены собора облицованы мрамором трех цветов: зелёным, привезенным из Прато (город в 30 километрах от Флоренции), розовым из Мареммы и белым из провинции Масса-Каррара.

ХОТИТЕ ОТПРАВИТЬСЯ НА ЭКСКУРСИЮ ПО ФЛОРЕНЦИИ С МЕСТНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ? ЗАКАЖИТЕ ЕЕ С ПОМОЩЬЮ ФОРМЫ НИЖЕ!

7) Хотя собор был открыт и освещен Папой Евгением IV в 1436 году, свой нынешний облик он обрел только в 1887 году, потому как фасад собора на момент открытия оставался недоделанным. Автор нынешнего фасада Эмилио де Фабрис.

8) Именно в Санта-Мария-дель-Фиоре читал свои проповеди Джироламо Сованарола, выступавший против ростовщичества, за счет которого и богатела Флоренция, а заодно и гомосексуализма.

На фото: статуя Джироламо Сованаролы в Ферраре

Радикальные предложения Сованаролы об обновлении церкви не могли понравиться Папе Борджиа (бывшего в ту пору Папой Римским), и Джироламо вначале обвинили в ереси, потом заставили пройти испытание огнем, а в конце-концов прилюдно повесили на площади Синьории, после тело проповедника было сожжено. Почему в сериале «Борджиа» Сованаролу сжигают заживо в Риме — для нас осталось загадкой.

На фото: странная казнь Сованаролы в финале второго сезона сериала «Борджиа»

9) При строительстве собора Санта-Мария-дель-Фиоре архитекторы внимательно изучали астрономию, поэтому 21 июня — в самый длинный день в году ровно в полдень луч солнечного света, проходящий через купол собора, падает на мраморный медальон на полу собора.

На фото: луч солнца на полу Санта-Мария-дель-Фиоре

10) Орган Mascioni, который сейчас установлен в соборе, появился здесь только в 1961 году. Во время наводнения, случившегося во Флоренции в 1966 году, орган очень сильно пострадал. В первый раз его ремонтировали в 1968 году, а во второй — в 1991 году.

11) В соборе находится картина, на которой изображен Данте, читающий «Божественную комедию», автор картины — флорентийский художник Доменико ди Микелино (1417-1491 гг).

12) Именно собор Санта-Мария-дель-Фиоре стал местом действия трагедии, вошедшей в историю, как Заговор Пацци, когда флорентийские патриции 26 апреля 1478 во время мессы в соборе попытались кинжалами убить представителей правящей во династии Медичи. Покушение на жизнь Джулиано Медичи удалось, а вот Лоренцо Медичи успел скрыться за тяжелыми дверьми ризницы (фото ризницы внизу).

На фото: скульптура в ризнице, где скрывался Лоренцо Медичи

13) Сегодня в ризнице, где укрывался Лоренцо Медичи хранится облачение священников.

На фото: скульптура во внутренней ризнице собора

14) По легенде в соборе есть потайной подземный ход, с помощью которого представители династии Медичи могли покинуть Санта-Мария-дель-Фиоре или, наоборот, тайно проникнуть внутрь храма.

15) Сегодня оригинальные статуи на фасаде собора постепенно заменяются копиями, изготовлением которых занимаются зодчие, работающие в мастерской близ Санта-Мария-дель-Фиоре.

На фото: мастерская, где создают копии скульптур для Санта-Мария-дель-Фиоре

Таким образом, к примеру, скульптуру Адама на фасаде церкви уже заменили на новую, а вот Ева пока еще оригинальная (на фото ниже).

16) Изготавливаются статуи по той же технологии, что использовалась в старину, то есть вручную.

На фото: скульптор Джузеппе трудится над копией статуи

17) Когда статуя заменена на копию, оригинал отправляется в музей Museo dell’Opera del Duomo, считающийся на сегодняшний день одним из самых крупных католических музеев.

На фото: эскпонат музея Museo dell’Opera del Duomo

18) В соборе до сих пор работают часы Паоло Уччелло, которые еще называют часами евангелистов, установленные в храме в 1449 году. Их особенность в следующем: стрелка часов движется против привычного хода, циферблат разделен на 24 деления, а по краям мы видим портреты апостолов-евангелистов.

Читать еще:  Одесские катакомбы, Россия - обзор

На фото: часы Паоло Уччелло

Обычно в католических церквях апостолов-евангелистов можно опознать по изображенным рядом с ними животным, считающимися их символами: Марка символизирует Лев, Луку — вол или телец, Иоанна — орел, а символ Матфея — ангел. Однако в Санта-Марии-дель-Фиоре изображения животных евангелистов отсутствуют, зато художник Уччелло придал апостолам внешнее сходство с их символами.

19) Колокольня собора создана по проекту Джотто. Изначально предполагалось, что она будет скорее сооружением декоративным, не предназначенным для повседневного использования.

Размер колокольни: 84,70 метров в высоту и около 15 метров в ширину, строительство ее было начало в 1334 году, а завершено уже после смерти Джотто в 1359 году, при этом работы по возведению колокольни на пару лет (с 1348 до 1350 год) были остановлены из-за того, что во Флоренции бушевала чума, а сам Джотто похоронен здесь же в Санта-Мария-дель-Фиоре.

20) Баптистерий собора возведен на месте языческого храма, построенного тут еще во времена древних римлян. Кстати, внутри баптистерия и сейчас можно увидеть остатки древнеримской мозаики.

И последний факт, Санта-Мария-дель-Фиоре упоминается в книге Дэна Брауна «Инферно».

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Флоренция. Via Cavour и Santa-Maria-del-Fiore

Первое наше свидание с Флоренцией случилось в рамках организованного экскурсионного тура по Италии, который обещал нам два дня в этом городе. В реальности же утром первого из двух дней мы выехали из Рима на автобусе, заехали в районе Кьянти продегустировать вино и другую типичную тосканскую продукцию (3 часа), заехали в Лукку на обзорную экскурсию по городу (2 часа + обед), далее в Пизу (обзорная экскурсия 2 часа) и лишь вечером въехали во Флоренцию. Несмотря на определенную усталость мы буквально бросили вещи в номере отеля Atheaeum на Via Cavour. В голове вертелось: «Мало времени! На Пизу маловато, на Лукку маловато, а на Флоренцию совсем не хватит!» Мы вышли из отеля на Via Cavour и направились в сторону Пьяцца дель Дуомо. А на город опускались сумерки, улица была на удивление пустынна, по сторонам серые стены старых домов и в них высокие деревянные резные двери. Двери выглядели очень масштабно, ручки у каждой из них своей формы- то в форме льва, то клоуна, а под каждым окном (зачастую зарешеченным) головы летучих мышей, или горгулий- в общем все напоминало времена средневековья. Двери и горгули под окнами нас просто околдовали, мы замедлили шаг, но батарейка в фотоаппарате была на исходе после целого дня «работы» и пришлось идею фотографирования дверей отложить на завтра. Но мне все равно хочется начать фоторассказ именно с «завтрашних» фотографий дверей, хотя в более светлое время они и не смотрятся так таинственно, но это первое, чем нас зацепил город.

Для соизмерения масштаба дверей я периодически вставала рядом с ними. То, что в соборах высокие массивные двери- это довольно привычно, но здесь просто улица, просто дома и такие двери смотрятся иначе. Некоторые были не очень высокие, но все равно массивные.

Ручки дверей в разных вариантах.

Типичные головы страшилок под окнами. Под практически каждым окном.

Расстояние до Пьяццо дель Дуомо довольно большое и за это время мы уже успели погрузиться в особую историческую атмосферу, а глаза мы вверх не поднимали, шли себе, разглядывая двери, на улице еще более стемнело и тут впереди возник сначала уголочек Баптистерия…

…а потом и сам кафедральный собор Санта-Мария-дель Фьоре. Мы как-то неожиданно вышли на эту площадь и картина резного бело-зелено розового фасада собора, устремленная вверх колокольня Джотто и восьмиуголный баптистерий на фоне темнеющего неба заставила сердце затрепетать от восторга, у меня перехватило дыхание, потому что более волшебной красоты кружевного разноцветного мрамора, более гармоничного соединения зданий разных геометрических форм в единый ансамбль не придумать. Стрела Амура метко попала в цель, я влюбилась во Флоренцию сразу и навсегда.

Самые лучшие фотографии собора у нас ночные. Их катострафически мало. Раз, два, три, четыре- далее батарйка села. Можно было только смотреть, обходить с разных сторон, и восторгаться.

Мы сели в кафе на площади, чтобы поужинать с видом на прекрасный Santa-Maria-del-Fiora, отжали от фотоаппарата последний кадр и вот- первый день во Флоренции подошел к концу…

На следующий день наша экскурсионная программа началась именно с Пьяцца дель Дуомо. Наверное я сейчас буду повторять известные всем факты, но без них мой рассказ будет неполным. Строительство Кампанилы началось в 1334 году под руководством Джотто, которому на тот момент исполнилось уже 67 лет. Для того времени это достаточно солидный возраст и при жизни Джотто сумел построить только первый ярус своего проекта. Небольшое отступление о Джотто ди Бондоне- именно он одним из первых начал применять в иконописи не двухмерное, а трехмерное изображение с помощью светотени и смещения оптической перспективы. Этот же подход оптического обмана он заложил в своих рисунках колокольни- нижние ярусы более приземистые и основательные, с каждым новым ярусом окна увеличиваются в высоту, конструкции облегчаются и словно устремляются ввысь, что создает обманчивую для глаз перспективу. После кончины Джотто работы по строительству колокольни продолжил Андреа Пизано по чертежам, оставленным Джотто. Ему удалось построить еще два яруса колокольни, но тут разыгралась эпидемия чумы, которая унесла много жизней, в том числе и Пизано. Строительство Кампанилы замерло еще на несколько лет. Лишь третий архитектор Франческо Таленти закончил строительство колокольни, но при этом он отступил от первоначального замысла Джотто, придумал богатую внешнюю отделку колокольни, упразднил шпиль и закончил Кампанилу плоской крышей. С нее открываются великолепные виды на город и окружающие холмы, если у вас конечно хватит силы преодолеть пешком 414 ступенек лестницы на эту крышу. Ну и еще немного о колокольне Джотто — говорят, что у некоторых при взгляде на нее начинает кружиться голова, глаза не могут воспринимать «обман перспективы.» У нас не кружилась, ну, если только от восторга.

Читать еще:  Остров Норт-Бразер, США - обзор

Собор Санта-Мария-дель-Фьора строился на протяжении целых шести веков и не менее чем шести архитекторами. Начал строительство Арнольфо ди Камбио, перед которым стояла задача затмить построенные ранее Пизанский и Сиенский соборы, чтобы подчеркнуть значимость Флоренции. Начав строительные работы Камбио скончался, строительство приостановилось. Затем архитектором собора был назначен Джотто, но он сосредоточился на Капаниле, ну и затем так же скончался. Далее последовала чума и строительство снова прекратилось. Лишь к середине XV века строительство стен было завершено и встал вопрос установки купола. Такого размера купола еще не строились. Подходящего инженерных сооружения для строительства на такой высоте не было. Был объявлен конкурс на проект купола, на котором никому пока неизвестный ювелир Филиппо Брунеллески предложил свое решение этой сложной задачи- построить целых два купола, один внутри другого, но никому не раскрыл секрет, как он это сделает. Попечители собора обозвали Брунеллески болтуном и невеждой, тем не менее эта идея никак не давала им покоя, и в конце концов они все же решились назначить Филиппо руководителем строительных работ. Брунеллески во многом опередил время в своих иженерных решениях. Он изобрел сложный подъемный механизм- трехскоростную лебедку с системой шестеренок, шкифов, карданных валов, приводимую в движение двумя быками, которые вращали деревянный рычаг. Кроме того, раз купол внутри был пустотелым, он оказался гораздо легче и выше, чем если бы он был цельным. Купол строился на протяжении 16 лет. Но сам собор еще догое время оставался недостроенным Лишь в XIX веке фасад собора и интерьер внутри были закончены.

Над входом в собор установлена статуя Богоматери с младенцем на коленях и лилией в руке, рядом с ней 12 апостолов, а наверху круглое ажурное окно и над ним сверху взирает на все Отец Небесный. Работы по отделке фасада закончил Эмилио де Фабрис, использовав в отделке горизонтальные и вертикальные мраморные панели- розового цвета из Мареммы, зеленоватого из Прато и белого цвета из Каррары, и все это украшено великолепными ажурными каменными кружевами.

Входная бронзовые врата в собор украшены рельефными изображениями сцен из жизни Марии

По историческим сведениям часть денег на украшение собора пожертвовал русский промышленник Демидов. Справа от входа в Санта-Мария-дель-Фьора можно увидеть герб Демидовых. Кстати на этой фотографии видна разница в отреставрированных деталей фасала от тех, которые еще предстоит заменить.

Фасад собора постоянно реставрируется, рядом с собором есть мастерская, заглянув в которую можно увидеть, как идет работа с деталями облицовки.

Над правым входом фреска Мадонны с лилиями.

Собор Санта Мария дель Фьоре

Свежий интернет порадовал прекрасным фото

как бы намекая, что писать о Флоренции и умалчивать о Санта Мария дель Фьоре это просто немыслимо. А значит, пора представить читателю, увлеченному историей Флорентийской республики ее главную достопримечательность.

Кафедральный собор Флоренции Санта Мария дель Фьоре находится на Соборной площади, а это самое сердце города.
Но подробней описывать местонахождение собора совершенно бессмысленно ибо Святая Мария Цветущая вознесла свою главу столь высоко над городом, что пропустить или не увидеть ее лик просто невозможно.

Такие масштабы это не признак гордыни людской, а насущная практическая необходимость. Задумывался этот собор таким образом, чтобы в него вмещалось по возможности все население города. Для Флорентийской республики это значило очень много. Для каждого без исключения гражданина и богача, и бедняка должно было найтись место в храме в дни праздников. А население Флоренции составляло к моменту закладки собора почти 90 000 человек.

Старый храм Санта Репарата уже не справлялся со своей задачей, кроме того он серьезно обветшал и начал разрушаться.

Помимо этого были и другие причины постройки именно такого храма, поражающего своим величием и красотой. Мощный и влиятельный город-коммуна, каким стала Флоренция к концу XIII в. не мог обойтись без соответствующего символа, впечатляющего гостей и вызывающего уважение соседей. В то же время собор не должен был напоминать аналогичные постройки в Милане, Пизе, Сиене.
А поэтому Санта Репарата был разобран, а на его месте началось строительство нового собора или Дуомо (собор), как его ласково называют сами флорентийцы.

Строительство, как уже было сказано, началось в конце XIII века. Первый камень был торжественно заложен в день Рождества Богородицы в 1296 году, а окончательные отделочные работы завершились лишь к концу XIX столетия. На сегодняшний день можно смело говорить, что собор Санта-Мария-дель-Фьоре, вмещающий около 30000 человек, — один из самых масштабных и прекрасных соборов в Европе (фотографы, стремящиеся сделать снимок этого собора целиком, страдают больше, чем при съемках других храмов). И уж точно он находится среди лидеров по технологическим разработкам, реализованным при строительстве храма. Для своего времени это были инновационные решения.

Читать еще:  Бассейн в отеле Ubud Hanging Gardens, Бали - обзор

Недаром, Санта-Мария-дель-Фьоре считается своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.

Архитектором и первым руководителем работ был избран Арнольфо ди Камбио – известный скульптор и архитектор Проторенессанса. Ди Камбио создавал свой проект используя весь опыт Средневековья в то же время смело привнося в него то новое, что породила становящаяся мысль Возрождения.

Храм имеет распространенную для западноевропейских построек такого типа форму — три нефа, два трансепта и полукруглую апсиду.

При Арнольфо ди Камбио были возведены стены храма, но смерть мастера в 1302 году помешала завершить начатую работу.

Через тридцать лет работы продолжились под руководством известнейшего флорентийского художника и архитектора Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

Именно Джотто часто называют отцом Ренессанса, считая его творчество поворотным в развитии художественных традиций. Джотто внес большой вклад в проектирование и постройку колокольни Санта-Мария-дель-Фьоре, называемой Кампанила (итал. Campanile). Но довести эту работу до завершения он так же не успел. После смерти Джотто в 1337 году работы были приостановлены до 1349 года, то есть на 12 лет.

За долгое время строительства главными архитекторами были Франческо Таленти, Джованни ди Лаппо Гини. Они в основном работали над завершением отделки стен и колокольни, но проблемой оставался купол, за постройку которого никто не брался в виду сложности работ. В начале XV века стало ясно, что затягивать с созданием купола больше нельзя. За работу взялся известный мастер Филиппо Брунеллески.

Проектирование и строительство купола – это отдельная увлекательная и полная интриг история. Надо отметить только, что диаметр купола должен был составлять около 45 метров, а его основание покоиться на высоте около полусотни метров. И никто не знал, с какой стороны подойти к решению подобной задачи. Как поднимать строительный материал, как рассчитать нагрузку, как обеспечить сохранение формы и устойчивости. Брунеллески не только рассчитал все нагрузки, но и построил модель купола, которую значительно позже обнаружили ученые.

Брунеллески предложил реализовать купол в виде двухслойной конструкции полой внутри, и это было гениальнейшее решение снижающее вес и обеспечивающее устойчивость купола. Внутренний и внешний слои купола объединены 24 ребрами и 6 горизонтальными кольцами. Кладка купола осуществлялась без лесов и опалубки.

Кирпичи различной формы, создаваемые по требованию мастера и другие строительные материалы поднимались наверх с помощью уникальной лебедки, изобретенной Брунелески и вращаемой волами. Огромный шар венчающий купол и служащий как опорой для креста, так и дополнительным стабилизатором конструкции, подняли наверх с помощью машины, сконструированной Микеланджело.
В результате возникло прекрасное произведение искусства, гимн силе человеческой мысли и созидательному труду, преобразующему мир. Чудесный купол высотой 69 метров и весом около 37 тысяч тонн легко парит в воздухе на фоне синего неба Флоренции, каждый день и час напоминая человеку о тех возможностях, которые заложены в нем и которые он в силах развить и реализовать.

Работы над куполом закончились примерно в 1446 году, к этому моменту само здание собора было почти закончено, и его основные параметры остаются неизменными и поныне:

Длина собора — 153 метра
Ширина в трансепте — 90 метров
Общая высота с крестом — 114 метров
Высота сводов — 45 метров
Высота купола изнутри — 90 метров
Диаметр купола — 42 метра
Общая площадь — 8300 квадратных метра

Вскоре после окончания работ по постройке купола Филиппо Брунеллески скоропостижно скончался и работы над постройкой собора опять были надолго прерваны.

Окончательная отделка была возобновлена только в XIX в.

Отделкой собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский мастер Эмилио де Фабрис. Именно он придумал использовать для декорирования разноцветный облицовочный мрамор из различных месторождений. Зелёный привозили из Прато, розовый — из Мареммы, так же использовался уникальный Каррарский мрамор.

Три двери фасада изготовлены в 1899-1903 гг. В искусно отделанных резьбой и орнаментами углублениях (люнетах) над дверями три мозаики.

Милосердие среди основателей флорентийских благотворительных учреждений:

Спас на престоле с Богоматерью и Иоанном Предтечей и Флорентийские ремесленники, купцы и гуманисты. Фасад собора украшен скульптурами Богородицы и апостолов.

Стрельчатые окна и медальоны дополняют образ собора. Выше центрального круглого окна-медальона расположены скульптуры известных деятелей Флоренции.

Внутреннее убранство храма — это дань строгости и добродетели Джироламо Савонаролы.
Своды собора украшены фресками, изображающими известных флорентийцев. Среди них можно увидеть Данте Алигьери, Джованни Акуто, Николо да Толлентино.

Здесь же находятся бюсты тех мастеров, которые принимали участие в создании собора.

Бюст Брунеллески Brunelleschi
Бюст Джотто Giotto
Бюст Эмилио де Фабриса Emilio De Fabris
Бюст Арнольфо ди Камбио Arnolfo di Cambio
Здесь же находится барельеф изображающий Джотто за работой.

Витражи из стекла украшают собой арки нефов и трансептов. Каждая из них посвящена деяниям святых и мучеников Ветхого и Нового Завета. Округлые витражи, размещенные в барабане купола, иллюстрируют сцены из жизни Христа и Богоматери. Сам купол собора украшен картиной Страшного суда.

В соборе похоронены Джотто и Брунеллески. Это дань особого уважения граждан Флоренции по отношению к двум величайшим гениям своего времени.

Источники:

http://trip-point.ru/2013/06/04/20-factov-o-sobore-santa-maria-dell-fiore-vo-florencii/
http://www.tourister.ru/responses/id_15767
http://tstealth1.livejournal.com/209366.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector