Мост Риальто, Италия – обзор

Мост Риальто

Мост Риальто – самый красивый и известный мост во всей Венеции. Он является главной достопримечательностью города после площади Сан-Марко. В Венеции насчитывается более сотни островов, испещренных многочисленными каналами. Чтобы обеспечить людям нормальные условия передвижения по суше, городские власти проложили почти 400 мостов. Риальто славится своей многовековой историей и богатым убранством. Проплывая под ним, гондольеры обязательно замедляют ход, чтобы пассажиры насладились видами моста.

Пересечение тысячи дорог

Территория, которую сегодня занимает Венеция, издавна считалась выгодной. Она находилась на границе Византийской Империи и государства франков. Венецианские купцы всегда пользовались особыми привилегиями. К концу IX в. только они могли свободно перемещаться по землям ближайших государств, тогда как остальные должны были продавать свои товары здесь же. В центральной части, где потом построили мост, еще в XII в. находился оживленный рынок Риальто.

Венецианские купцы выступали в роли посредников. Они скупали все товары у мореплавателей и сами устанавливали цены на них для жителей Европы. Они могли предложить все: ткани, драгоценности, кофе, специи, дурманящие средства. Здесь же зародились биржевые отношения, то есть продавались первые ценные бумаги.

Строительство моста

Еще с древних времен на месте моста располагалась переправа, торговцы связывали плоты, лодки и другие судна. Неустойчивая конструкция часто переворачивалась, что приводило к трагедии. Первый настоящий мост через большой канал был завершен в 1181 г. Понтонную переправу называли «Монетным мостом» за близость к монетному двору и платный переход. Этот мост препятствовал свободному плаванию суден по каналу, поэтому к середине XIII в. на его месте появился первый раздвижной мост из дерева. Так как поблизости находился знаменитый рынок Риальто, то и мост назвали так же.

За свою историю мост несколько раз горел во время восстаний. На нем оборудовали торговые места, а арендная плата существенно пополняла казну. Мост постоянно выдерживал огромную толпу, но однажды он обрушился под тяжестью нескольких сотен людей. Трагедия случилась в 1444 г., после этого мост снова отстроили. Деревянную конструкцию снабдили подъемниками, однако сваи постоянно прогнивали и приходили в негодность. После нескольких десятилетий власти вняли просьбам жителей и решились на постройку каменного моста.

Многие именитые мастера представили свои проекты на суд общественности, среди них были Микеланджело, Джакопо, Палладио. Победа досталась менее известному автору – Антонио Понте. При строительстве моста использовались приемы, не свойственные тому времени. Многие недоброжелатели пророчили быстрое разрушение конструкции. Но Антонио Понте был уверен в себе, ведь он основывался на законах Галилея. В 1591 г. под сводами моста прошло первое судно, и он не дал причин для беспокойства. Несколько столетий только мост Риальто соединял берега Гранд-канала.

Конструктивные особенности

Основа моста Риальто состоит из 12 000 свай, которые вбиты у берегов канала. Максимальная высота свода составляет 7,5 м. Длина моста равна 48 м при ширине 28 м. С каждой стороны вдоль широкой каменной лестницы располагается по 12 арочных проемов.

Основным отделочным материалом моста Риальто является мрамор. Изящные барельефы располагаются по всей его длине. В центральной части оборудована смотровая площадка на двух более высоких арках. Отсюда можно любоваться окрестностями, а также проплывающими по каналу гондолами.

В произведениях искусства

Боковые поверхности моста на момент создания покрывали прекрасные произведения известных художников. Увы, но время и близость воды полностью стерли яркие краски с камня. Зато сам мост часто вдохновлял мастеров, его изображение встречается в работах художников XV в. и в более поздних произведениях. Такие полотна кроме художественной ценности играют важную историческую роль, так как помогают воссоздать давний облик моста.

Даже знаменитый Шекспир упоминает Риальто в «Венецианском купце». Более современный облик конструкции представлен на полотнах В. Тернера, М. Мариеске, Г. Гаранина и других.

Современный мост Риальто

Сегодня, как и несколько столетий назад, мост Риальто пользуется популярностью. Ежедневно по нему проходят тысячи туристов. Из-за этого возможна давка или пробки. Стоит более внимательно следить за личными вещами, потому что в толпе снуют карманники.

Читать еще:  Озеро Масюко, Япония - обзор

Недалеко от моста уже в 7 утра открываются небольшие кофейни, где можно насладиться ароматным напитком и полюбоваться на пробуждающуюся Венецию. На самом мосту находится несколько лавок и мастерских. В них продают ювелирные украшения и бижутерию, а также делают маски.

Как добраться

Мост Риальто находится в получасе ходьбы от площади Сан Марко или вокзала Санта Лючия. По городу располагается много указателей, чтобы помочь туристам сориентироваться по дороге к мосту.

Риальто – самый популярный мост Венеции

Прекрасная Венеция, стоящая на воде, известна итальянцам и представителям других стран как «Город Мостов». Такое название вполне объяснимо: в городе насчитывается около четырех сотен мостов, соединяющих 117 небольших островков над 150 каналами. Некоторые из этих связующих звеньев получили интересные и необычные имена, некоторые выделяются своим внешним видом, некоторые привлекают определенных туристов. Но сегодня речь пойдет об одном из самых известных и значимых мостов города – Риальто.

Мост Риальто (Ponte di Rialto) раскинулся над Гранд-каналом, соединяя два городских района Сан Поло (San Polo) и Сан Марко (San Marco) друг с другом, став одним из самых оживленных мест в дивном городе на воде.

Примечателен тот факт, что на сегодняшний день этот мост, как правило, «оккупируют» толпы туристов, стремящихся взглянуть на уютные домики и здания, разместившиеся вокруг. Именно Риальто считается одним из самых посещаемых в Венеции мест, несмотря на то что в городе есть еще несколько мостов, пересекающих самый главный канал.

Историки и сегодня затрудняются дать точный ответ на вопрос «Когда был построен первый мост через Гранд-канал?».

Вплоть до 1100-х годов в городских архивах не было ни единого упоминания о существовании моста Риальто. До возведения первого моста жителям Венеции приходилось прибегать к некоторым уловкам: они перебирались с одного берега на другой по деревянным лодкам, связанным между собой. Однако от использования этих ненадежный конструкций вскоре пришлось отказаться: постоянные пожары и неустойчивость приводили к гибели людей.

После многочисленных трагических инцидентов венецианцы приняли решение возвести через Гранд-канал мост, однако дерево, послужившее основным материалом при постройке, вновь принесло множество проблем.

Первая беда настигла его в 1310 году, когда он был частично сожжен во время восстания под предводительством Байамонте Тьеполо (Bajamonte Tiepolo). Столетие спустя, в 1444 году мост вновь был разрушен. Согласно одной из версий, он не выдержал массу зрителей, которые собрались там, чтобы взглянуть на жену маркиза Феррары (Ferrara).

Раз за разом мастера Венеции ремонтировали и переделывали мост, возле которого раскинулся продуктовый рынок, привлекавший массу местных жителей. Лишь в 1591 году через главный канал города перекинулось каменное сооружение, на создание которого по проекту Антонио де Понте (Antonio de Ponte) ушло три года из-за неравномерным дном лагуны.

Мост, который мы видим сегодня, сохранил свой первозданный вид: это одна арка, по обеим сторонам которой тянутся торговые ряды.

Риальто стоит на 12 тысячах свай, его длина простирается на 48 метров, а ширина составляет 22 метра. Вскоре после открытия обновленного моста в 1591 году власти города разрешили кораблям проходить под Риальто.

Во времена расцвета Венеции в этом месте останавливались и разгружались массивные корабли и лодки, прибывшие в том числе и из далеких заморских стран. Из стран Востока в Венецию привозили шелка и специи, а городские купцы получали уникальный шанс первыми продать новинки на остальной территории Италии и даже за ее пределами. Даже несмотря на то что сегодня на мосту не ведется торговля, он все еще довольно оживлен: его давно полюбили туристы, сделав одним из самых фотографируемых мест в живописной Венеции.

Мост Риальто в Венеции – вся правда и легенды о первой переправе через Гранд канал

Город на воде с множеством каналов восхищает туристов своей непередаваемой, притягательной атмосферой. Мост Риальто в Венеции считается одним из ее символов, своеобразной визитной карточкой. Он соединяет два берега Гранд канала и является самым известным, популярным и наиболее древним относительно других, не менее прекрасных венецианских мостов. Чудная пешеходная переправа через Гранд канал расположена в самой узкой его части. Пройтись по ней стремятся не только вновь прибывшие, но и те, кто приезжает сюда далеко не в первый раз. С моста открывается незабываемый вид на главную водную артерию города. Кроме того, на нем расположено пару десятков сувенирных и ювелирных лавок. Цены здесь, конечно же, кусаются, но товар непременно находит своего покупатели, поэтому продавцы, как правило, не жалуются.

Читать еще:  Вышка в Пуэрто-Вальярта, Мексика - обзор

История моста Риальто

Первая переправа через Гранд-канал появилась именно в этом месте Венеции. В 1181 году она представляла собой понтонный мост с плавучими опорами, который получил название Монетного, или Понте-делла-Монета. Одни утверждают, что столь необычное имя является результатом того, что за проход через него взимались монеты, а другие уверены, что связано оно было с находившимся неподалеку монетным двором. Авторство деревянных опор для Понте-делла-Монета приписывают Николо Баратьеро, принимавшему активное участие в обустройстве Венеции во второй половине 12 века.

Деревянный мост Риальто. ок. 1500 г

Довольно быстро Монетный мост стал популярным благодаря расположенному рядом рынку Риальто, поэтому нагрузка на него существенно возросла. Было решено полностью заменить конструкцию на более прочную, деревянную. В середине 13 века появился новый мост, состоящий из двух поднимающихся пандусов. Такое решение позволило организовать проход по каналу высоких судов. Теперь мост стали называть Риальто, ассоциируя его уже с соседним рынком. В дальнейшем деревянная конструкция то горела (1310г.), то рушилась под тяжестью зевак, пришедших посмотреть на регату, или же на невесту одного из маркграфов (1444г.), то не выдержала напора толпы при проведении торжественного мероприятия, посвященного императору Фридриху III (1468г.). Несмотря на то, что очередной деревянный мост Риальто имел более прочную основу, в 1524 году он вновь рухнул во время регаты.

Проект каменного моста Риальто работы Андреа Палладио

Джованни Антонио Каналь (Каналетто). Картина-фантазия на тему проектов Андреа Палладио «Каприччо с палладианскими зданиями» (1756 – 1759)

Хотя предложение о возведении каменного строения появилось еще в 1503 году, о нем вспомнили только после очереднной трагедии. Вскоре венецианский дож (должность выборная, почти всегда пожизненная, но в те времена единоличная власть была ограничена) объявил конкурс на проект каменного моста. Свои работы представили именитые архитекторы, в числе которых, как говорят, были и Микеланджело Буонарроти, и Андреа Палладио, и Джакомо да Виньола, и Винченцо Скамоцци. В течение нескольких десятков лет представленные проекты отвергались комиссией один за другим по разным причинам. Конкурс то приостанавливался, то возобновлялся вновь. В большинстве работ предлагались образы римских акведуков, триумфальных арок и даже дворцов.

Мост Риальто на старой иллюстрации

И, наконец-таки, в 1588г. победитель был определен. Им стал Антонио да Понте, наверное потому, что его одноарочная конструкция более всего напоминала первое деревянное строение и смотрелась намного изящнее других. Критиков было много из числа известных и только начинающих свой путь архитекторов. Они предрекали быстрое разрушение каменного моста Риальто, но сегодня мы его видим именно таким, каким он был построен в период 1588-91гг. Его возраст составляет более 4 веков! Он оставался единственным переходом через Большой канал Венеции, пока в 1854 году не был сооружен Мост Академии.

Архитектурные особенности моста Риальто

В конструкции моста отсутствуют промежуточные опоры. Его огромный вес приходится на два фундамента, расположенные по обе стороны от Гранд канала. Именно это и стало, в свое время, причиной возмущенных споров в среде архитектурных гениев. Однопролетное арочное строение в верхней части увенчано своеобразным кружевом в виде аркады, конструктивно представляющей столбы с расположенными между ними арочными сводами. По обеим сторонам центрального прохода размещаются магазины (бывшие лавки), а по краям моста – своеобразные смотровые площадки на Гранд канал, постоянно заполненные туристами.

Читать еще:  Пис-ривер, Канада - обзор

Высота верхней точки арочного просвета моста Риальто над уровнем водной глади при отсутствии приливов и отливов составляет 7,5 метров. Его ширина – почти 23 метра, пролет над Гранд каналом – 28,8 метров, а общая протяженность – 48 метров. По мосту проложены три параллельные лестничные конструкции.

Мост Риальто периферийно ремонтировали не раз. Первая крупная реставрация произошла более чем через столетие после его строительства – в начале 18 века. Тогда подправили лестницы и колонны, элементы мостовой и балюстрады, но конструктивную основу даже не затронули. В дальнейшем обновляли дренажную систему и приводили в порядок торговые лавки. Последняя реставрация закончилась в первой половине 2017-го. В этот раз были учтены все авторские редакции, изучалось влияние предыдущих ремонтных работ, состояние фундаментов и камня, а также производились обмеры с помощью современных приборов и лазерное сканирование. Кроме того, укреплялись балюстрады и кровля, очищались известняковые плиты и менялись всевозможные коммуникации.

Работы по реставрации моста Риальто

Легенды, передаваемые из уст в уста

Существует поверье о том, что влюбленным мост Риальто в Венеции помогает стать счастливыми. Оказывается, если проплывая на гондоле под его сводом успеть подарить друг другу страстный поцелуй, то любовь будет долгой и счастливой. А еще мост исполняет заветные желания. Главное, вовремя вспомнить о самом трепещущем из них, проплывая непосредственно под аркой. И чтобы обаятельный гондольер в этот момент не прервал мысли своей завораживающей песней. Иначе ничего не получится!

В одной из городских легенд Венеции говорится о том, что в назидание скептикам, сомневающимся, что каменный мост Риальто, все же, будет построен, на капителях рядом расположенного Палаццо деи Камерленги были высечены две довольно забавные фигуры, развернутые в сторону моста. Одна – женская, как бы приседающая на пламя, а другая – мужская, с непонятным предметом между ног. А дело было так… Как-то в один из дней в период строительства моста Риальто на городском рынке завели оживленную беседу о судьбе каменного строения. И вдруг один из собеседников выкрикнул, что быстрее у него между ног вырастет копыто или коготь, нежели появится новый каменный мост. Его поддержала бойкая дама, сказав, что у нее, в свою очередь, там же загорится пламя. Так и случилось – мост построили, а необдуманные слова получили свою реализацию в изображениях на капителях. Очевидцы утверждали, что высечь их приказали власть имущие для демонстрации того, что они все видят и слышат.

Микеле Мариески. Мост Риальто. 1740 г

Другая легенда повествует печальную историю о мосте Риальто. Якобы один из мастеров, или даже сам архитектор, заключил сделку с нечистой силой, каждую ночь разрушавшей построенные днем части каменного строения. За прекращение каверз было обещано отдать душу первого, кто пройдет по уже готовому мосту. Мужчина, у которого к моменту завершения строительства ожидалось появление на свет малыша, задумал перехитрить Лукавого и запустить на мост петуха, преградив на какое-то время доступ людям. Но не тут-то было. Прилично одевшись, нечисть объявилась у дверей дома мастера, сказав жене, что муж с нетерпением ее ждет на другом берегу канала. Счастливая женщина бросилась со всех ног к любимому и оказалась первой, кто взошел на каменную переправу. Одни рассказчики утверждали, что ребенок родился мертвым, другие – что жена мастера тоже погибла. Говорят, что долгое время под аркой Риальто появлялся так и не родившийся младенец, который беспрестанно чихал. Однажды проплывавший под мостом гондольер автоматически крикнул в ответ на очередной чих – «Salute!» (Будь здоров!), на что услышал ответ «Grazie!» (Спасибо!). С тех пор призрак исчез навсегда…

Источники:

http://tepler.ru/italy/venezia/most-rialto.html
http://italy4.me/veneto/venice/most-rialto.html
http://unitalia.ru/most-rialto-v-venetsii-vsya-pravda-i-legendy-o-pervoj-pereprave-cherez-grand-kanal/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии