Церковь Санта-Мария-делло-Спазимо, Италия – обзор
Церковь Санта-Мария-делло-Спазимо, Италия – обзор
Церковь Санта-Мария-делло-Спазимо, Италия
Год появления: 1509.
С 1582 года постройку начали использовать для проведения различных публичных мероприятий, а в конце 17 века во время очередной эпидемии чумы она была переоборудована в лазарет. В дельнейшем здание некоторое время использовали как склад, в середине 18 века здание церкви начало постепенно разрушаться. Еще в 1855 году здесь был открыт приют для бедных, в данном статусе постройка оставалась до 1985 года. Около 30 лет назад ее объявили историческим памятником национального значения и теперь используют для проведения театральных и музыкальных представлений. Далее – Финансовый центр Конфинансас
Церковь Санта-Мария-делло-Спазимо и достопримечательности вокруг
В Италии можно надолго застрять. Культовый замок-крепость Италии Cuba является соседом Santa Maria dello Spasimo, пять километров по прямой. Было бы интересно заехать в Палермо в великолепный художественный музей Palazzo Abatellis в четырех минутах неспешной ходьбы. На дистанции буквально сотни метров от Santa Maria dello Spasimo открыт для посетителей знаковый храм Италии Basilica SS. Trinità la Magione.
В этих краях было бы здорово вообще надолго застрять. Зоопарк Палермо Parco Ornitologico Villa d Orleans в пятнадцати минутах неспешной ходьбы поразит вас обилием уникальных экземпляров фауны Италии. На расстоянии десяти минут прогулочным шагом от Santa Maria dello Spasimo размещен известный торговый район Via Roma. К тому же, Церковь Санта-Мария-делло-Спазимо соседствует с прекрасным архитектурным комплексом Италии – дворцом Palazzo dei Normanni. Ну и под занавес, на закате съездите в Палермо в замечательный ресторан Osteria dei Vespri менее чем в километре.
Церковь Санта-Мария-делла-Виттория в Риме
Санта-Мария-делла-Виттория (Santa Maria della Vittoria) – это церковь в Риме (Roma), имеющая статус титулярной. Титулярной церковью заведует кардинал-священник, входящий в Коллегию кардиналов, являющийся почетным членом римского духовенства. Санта-Мария-делла-Виттория находится на попечении кардинала-архиепископа города Бостон Шона Патрика О’Мелли (Seán Patrick O’Malley), получившего титул этой церкви и сан кардинала в 2006 году. На мемориальной доске в церкви написано имя и размещен герб этого кардинала.
История постройки
Церковь начали строить в 1605 году в честь Святого Павла монахи ордена босоногих кармелитов, имеющие статус нищенствующих и известные своей аскетической жизнью (непрестанная молитва, молчание, смирение, отказ от благ мира и др.). Проект обители в стиле барокко разработал художник-архитектор Карло Мадерна (Carlo Maderno). Здание строили более 10 лет, и в 1620 году его заново освятили именем Девы Марии, принесшей победу представителям католицизма над чешскими протестантами в жестоком сражении у Белой Горы недалеко от Праги.
С 1624 года строительством руководил Шипионе Боргезе (Scipione Borghese), взявший на себя финансирование проекта. Благодаря этому в 1626 году строительство церкви завершилось. Внутренняя отделка, создание декора продлились до конца XVII века.
Санта-Мария-делла-Виттория пострадала огня в 1833 году, после чего пришлось реставрировать здание и его внутреннюю отделку.
Художественные особенности
Санта-Мария-делла-Виттория – один из образцов постройки в стиле барокко.
Храм имеет небольшие размеры, снаружи скромен и прост, передает особенности ордена, по инициативе которого создавался.
Во внутреннем убранстве церкви использованы различные средства создания образа интерьера:
- Колонны;
- Лепные украшения;
- Яркая мозаика с сюжетами из жизни святых;
- Стенная роспись;
- Позолоченные элементы интерьера;
- Скульптурные изображения.
В росписи присутствует несколько изображений «Мадонны Победоносной», которой посвящен храм.
Среди скульптур привлекает внимание «Мечта Иосифа» работы Доменико Гвиди (Domenico Guidi), создававшаяся мастером с 1625 по 1701 годы, а также надгробие над могилой кардинала Пьетро Видони (Pietro Vidoni), занимавшего свой пост в годы строительства церкви.
Особого внимания заслуживает изысканное оформление расположенной в западной части церкви погребальной часовни – капеллы, выполненной по заказу кардинала Федерико Карнаро (Federico Cornaro) и названной его именем.
Капелла Карнаро
Особую ценность представляет художественный и идейный центр капеллы Карнаро (Cappella della Cornaro) – «Экстаз Святой Терезы» (Estasi di santa Teresa d’Avila) работы Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini). Тему для создания скульптуры предложил также кардинал Карнаро.
Святая Тереза Авильская – это монахиня-кармелитка, проживавшая в 16 веке в испанском городе Авила и возведенная в ранг святых благодаря подвижнической жизни, отказу от мирских благ. Тереза из Авилы стояла у основания ордена босых кармелитов в 1593 году, так как боролась за возвращение к первоначальному строгому уставу ордена.
По преданию, Бернини создавал свой шедевр на основании сюжета из жизни Святой Терезы: святую во время сна посетил ангел в обличии обычного человека и поразил ее стрелой из чистого золота, имевшей наконечник из огня. Тереза Авильская, обладавшая литературным даром, рассказала об этом видении в одном из писем, вспоминая о состоянии «сладкой муки» от удара ангела прямо в сердце.
Скульптура высотой 3,5 м создавалась с 1647 по 1652 годы. «Экстаз Святой Терезы» отличается сложностью и театральностью композиции.
Экстаз Святой Терезы
Работа Бернини – синтез живописи, скульптуры, архитектуры и декорирования.
Знаменитую работу Бернини изваял из белоснежного каррарского мрамора, на заднем плане – лучи из бронзы, покрытой золотом, представляющие божественную природу явления ангела Святой Терезе. Вокруг композиции – обрамление в виде самостоятельного алтаря с цветными мраморными колоннами. За ансамблем скрыто окно, через которое проникает свет и усиливает эффект божественного сияния бронзовых лучей. С правой и левой стороны от композиции выполненные из мрамора балкончики, на которых изображены представители семейства Карнаро, обсуждающие видение Святой Терезы.
Бернини использует белый каррарский и цветной мрамор, полудрагоценные камни, объемные яркие фрески на своде капеллы с изображением небес. Мастер умело вписывает скульптуру в покрытый росписью интерьер церкви и достигает необычного эффекта изысканности, утонченности, передает сложность мистического образа. Скульптурная группа огорожена перилами, но они не отдаляют мраморные фигуры от верующих, а делают зрителей своеобразными участниками событий.
Фигура Терезы, расположенная среди облаков, поражает необычной позой, передающей одновременно и томление, и страдание, и озарение божественным светом, священный экстаз – экстаз от безмерной любви к Богу. В своих записках Тереза говорила о наслаждении, которое она находила в «Богосупружестве», о том, что в видениях Бог назвал ее своей женой, а себя – ее мужем. Скульптор сумел передать одухотворенность, чистоту и невинность одновременно с чувственностью. Ангел в ниспадающих одеждах, по которым скользит божественный свет от установленных на заднем плане лучей, стоит в изящной позе, привлекает внимание «человечным» выражением лица, легкой полуулыбкой, выражающей сочувствие, восхищение, предвидение.
Скульптура передает жизненность сюжета о чудесном видении, подчеркивает идею о том, что высокие духовные переживания может испытать каждый человек. Глядя на «Экстаз Святой Терезы», зрители должны были уверовать в возможность совершения религиозного подвига любым из верующих. Удивительно тонкий с психологической точки зрения образ экспрессивен, передает сиюминутное состояние персонажей и вечность идеи божественного служения.
Интересный факт
Известно, что в скульптуре Джованни Лоренцо Бернини отразились его личные переживания. Он был безумно влюблен в Констанцию Буонарелли, юную жену своего помощника.
Он называл ее ангелом, а свою любовь к ней ощущал как священный экстаз. В образе Святой Терезы мастер отразил и черты возлюбленной, и свою страстную любовь к ней, по его представлению, имеющую божественное начало.
Как добраться
- Церковь находится по адресу: Via Venti Settembre, 17.
К Санта-Мария-делла-Виттория легко дойти пешком от станции метро Repubblica.
Двери церкви открыты для посетителей каждый день с 7.00 до 12.00 и с 15.30 до 19.00.
Рядом находятся такие достопримечательности, как Церковь Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna), фонтан Моисея (Fontana dell’acqua Felice) и площадь Республики (Piazza della Repubblica) с фонтаном Наяд (Fontana delle Naiadi).
Церковь Санта-Мария делла Спина, Пиза (Chiesa di Santa Maria della Spina, Pisa)
Церковь берёт своё начало как небольшая часовня сооруженная примерно в 1230 году у самого берега реки Арно на средства пизанской семьи Гуаланди. Это случилось в один из периодов расцвета Республики Пиза.
В то время часовня называлась Санта-Мария ди Понтеново (у нового моста) так как была построена у подножия моста, соединявшего улицы св. Антонио и св. Марии. Это был единственный частный мост из четырех мостов Пизы, построенный в конце XII-го на деньги знатных пизанских семей и контролировавших его. Однако, покровительство часовни не спасало мост от постоянных невзгод и разрушений и, как результат тяжелых последствий, в начале XV-го веков он пришел в упадок и разрушился.
Изначально здание часовни выглядело довольно простым и скромным. В 1322 году было принято решение о её реконструкции и превращения здания в полноценную церковь. При участии муниципалитета города и под руководством архитектора Лупо ди Франческо в 1325 году начались строительные работы, которые с большим перерывом (возможно из-за эпидемии чумы, охватившей Пизу) продлились до 1376 года. К работе над декором церкви были привлечены такие известные тосканские мастера как Андреа Пизано с сыновьями Нино и Томмазо и Джованни ди Бальдуччио.
В 1333 году церкви пожертвовали один из шипов тернового венца, которым была увенчана голова Христос перед его распятием. После этого церковь получила не только новое название – Санта-Мария делла Спина (итальянское «Spina» означает шип), но и больший престиж и значимость. Как следствие, за последующие столетия интерьер церкви обогатился и пополнился многими шедеврами, среди которых были произведения таких художников как Беноццо Гоццоли, Джованни Антонио Ваззи по прозвищу Содома, Франческо Трабаллеси, Баччио Ломи и других.
Однако, судьба у церкви складывалась не так гладко – расположенная на песчаном берегу, она на протяжении веков страдала от постоянных наводнений, сырости и разрушения в результате проседания почвы размываемой водами реки Арно. Церковь становилась предметом постоянных реставрационных работ, вот только это ей мало помогло. В конце-концов фасад церкви местами деформировался, а стены покрылись трещинами и разломами.
Чтобы предотвратить церковь от полного разрушения 4 Июня 1871 года городским советом Пизы было организовано экстренное заседание на котором было принято решение о срочном переносе церкви на более безопасное место.
Работы по переносу и реставрации здания велись под руководством флорентийского архитектора Винченцо Микели. Они начались в 1871 году и к 1875-му году церковь с многочисленными преобразованиями уже стояла на набережной Гамбакорти возвысившись на метр над берегом реки Арно.
Однако в процессе строительных работ церковь очередной раз пострадала – была разрушена ризница, которую впоследствии не стали восстанавливать. Пострадал и внешний декор который, как было отмечено, отреставрировали не очень качественно, а наиболее ценные скульптуры фасада заменили на копии, отправив оригиналы в местный музей Сан-Маттео. Да и вид церкви в то время, как можно заметить и сравнить по следующей фотографии, не стал идеальным.
Фотографии 1871 г. и 2014 г.
Во время Второй Мировой войны многие исторические здания Пизы были или разрушены полностью или значительно пострадали. Однако этой маленькой церкви на этот раз повезло – ей удалось уцелеть.
После 1999 года эта жемчужина готической архитектуры была заново полностью отреставрирована и открыта для общественности.
А вот попасть во внутрь церковь не удалось даже за три дня пребывания в Пизе, так как двери её постоянно были закрыты, а в запыленные окна разглядеть ничего не получилось. Но, судя по фотографиям в интернете, в отличие от внешнего вида, интерьер нынешней церкви выглядит довольно скромным. Можно только догадываться по роскошному внешнему виду, как всё могло выглядеть внутри. Как оказалось, после переноса церкви она лишилась практически всего всего своего интерьера – вся её мебель канула в неизвестность, а большинство из предметов искусств таких как картины, скульптуры, иконы алтарей, реликвии и прочие сокровища оказались в различных музеях, церквях и библиотечных хранилищ.
Тем не менее, кое что осталось и от прежних времен – единственный зал церкви украшает один из лучших образцов готической скульптуры «Богоматерь Розы» – работа Андреа Пизано, созданная мастером между 1345 и 1348 годами. Скульптура до сих пор хранит следы оригинальной росписи и позолоты.
По обе стороны от неё в нишах расположены скульптуры святых Петра и Иоанна Крестителя также приписываемые этому мастеру и сыновьям. На северной стене можно увидеть дарохранительницу созданную в 1534 году скульптором Стаджио Стаджи в которой когда-то хранилась святая реликвия – шип с тернового венка. С XIX-го века этот шип хранится в другой церкви Пизы – Санта Кьяра. В нише между дверями расположена другая скульптура – «Кормящая Богоматерь». Сейчас это копия, оригинал, созданный совместными усилиями Андреа и Нино Пизано, нынче хранится в Национальном музее Сан-Маттео.
Декоративная отделка фасада церкви не оставит никого равнодушным. Это и изящные часовни со статуями ангелов и «Богоматери с Младенцем», и статуи Христа с апостолами, и миниатюрные фигурки святых и ангелов, затейливые водостоки и многий изящные архитектурные элементы, присущие готической архитектуре. Практически вся эта красота работа таких известных пизанских мастеров как Андреа, Томмазо и Нино Пизано, Лупо ди Франческо и Джованни ди Бальдуччио. Некоторые из оригинальных скульптур, как сказано было ранее, заменены на копии, а оригиналы отправлены на хранение в Национальный музей Сан-Маттео.
Главный фасад церкви. Над порталами возвышается декоративная часовенка со статуями «Богоматери с Младенцем между ангелами» Джованни ди Бальдуччио.Часовенки на фронтонах украшены статуями благословляющего Христа и четырех апостолов.
На боковом фасаде можно видеть тринадцать статуй – Христа и апостолов, произведенных в XIV-м веке. Маленькие фигурки святых и ангелов, установленные выше, были выполнены в мастерской Нино Пизано.
Портал и декор бокового фасада.
Задний фасад церкви декорирован многочисленными барельефами и статуями святых, созданных в мастерских Нино Пизано. Центральный шпиль башни венчает статуя “Богоматери с Младенцем” – копия работы Андреа Пизано.
Источники:
http://www.orangesmile.com/extreme/ru/forgotten-buildings/santa-maria-dello-spasimo.htm
http://italy4.me/lazio/roma/cerkvi-rima/santa-maria-della-vittoria.html
http://spratto.livejournal.com/2215.html