Бхубанешвар – что посмотреть по городам Индии

0

Бхубанешвар – что посмотреть по городам Индии

Бхубанешвар – что посмотреть по городам Индии

по ИНДИИ и НЕПАЛУ

Европейцев в Индии часто воспринимают как очень богатых людей, поэтому, когда приезжаешь в индийский город, тебя сразу окружает толпа из разного вида зазывал, рикш, попрошаек, желающих скорее, пока ты не пришел в себя, развести тебя на деньги. В Бхубанешваре с нами этого не произошло. Выйдя в темноте из автобуса, мы поймали рикшу, чтобы доехать до железнодорожной станции. Цена в 20 рупий показалась нам вполне приемлемой, и мы уже загрузили рюкзаки, когда к нам подошли случайно услышавшие разговор с рикшей мужчины – жители Бхубанешвара. Они объяснили нам, что хорошая цена для такого расстояния 10 рупий, и, поругавшись немного с водителем, пересадили нас на «правильного» рикшу.

Весь следующий день, гуляя по центру Бхубанешвара, мы не переставали удивляться тому, что к нам не сбегаются со всех сторон нищие, около нас не останавливается каждый рикша, нас не зазывают продавцы магазинов. В такой обстановке можно спокойно гулять, изучать архитектуру города, не отвлекаясь на то, как бы избавиться от навязчивого внимания приставал.

Если есть время и не очень жарко, провести в Бхубанешваре можно как минимум неделю, гуляя по историческим улицам города. Бубанешвар именуется «Городом Храмов» Индии, и не зря. В старом городе, площадь которого всего несколько квадратный километров, сосредоточено 600 храмов. А многие из храмов очень древние, есть даже построенные в 7 веке. Получается, что когда гуляешь по городу, переходишь от одного храма к другому, и спокойствие древних храмов создает мир в душе.

Самый известный и самый крупный храм Бхубанешвара – Lingaraja Temple , построенный в 11 веке, закрыт для « No hindu ». Как мы не просили в офисе храма, разрешения войти на территорию нам не дали. И как потом нам рассказал встречный юноша, в храме такие строгие нравы, что на его территорию даже нельзя заходить индуистам, состоящим в браке с неиндуистами.

В храме предусмотрена специальная платформа, откуда люди других вероисповеданий могут посмотреть на это величественное сооружение. Lingaraja Temple – это больше 150 каменных храмов, посвященных Шиве и Вишну. Снаружи они богато декорированы резьбой, скульптурами богов, животных, людей, цветов. Поэтому, когда смотришь на храмы, создается впечатление, что смотришь на сказочные дворцы. Сравнивая архитектуру Lingaraja Temple с архитектурой сохранившихся церквей нашего «Золотого кольца», построенных в то же время, видишь, насколько индийская архитектура была более развита в те далекие времена.

Не менее известный храм Бхубанесвара Mukteswara Temple доступен для посещения людей других религий. Храм был построен в 10 веке, считается лучшим образцом архитектуры Ориссы. На территории храма очень аккуратно, тихо, немноголюдно.

Некоторые индусы пришли принять ванну в небольшом озере под стенами храма. Возможно, они получают своеобразное благословение после такого купания – потому что, судя по портфелям, которые лежали на ступенях, и по деловой одежде, мне показалось, что люди пришли во время обеденного перерыва на работе.

За посещение храмов в Бубанешваре обычно спрашивают « donation »- заплатить какую-нибудь сумму «на храм». Сумма не фиксированная, ее и имя человека, дающего деньги, записывают в специальную тетрадь. Мы много денег не оставляли, и, что очень приятно, никто не выражал своего недовольства по этому поводу. В районе Пури, где мы провели большую часть времени в Ориссе, меня порой доводило до отчаяния, что «пандиты» (священнослужители в индийских храмах) начинают требовать деньги, как только входишь в храм, не дают пройти – все показывают на тарелку для денег. А порой начинают еще и громко возмущаться, что, по его понятиям, ты пожертвовал маленькую сумму.

К сожалению, мы не знали, что нам так понравится в Бубанешваре, и оставили на него только пол светового дня. Но эти пол дня подарили нам очень интересное знакомство.

Когда мы проходили мимо небольшого храма, пандит пригласил нас войти. Мы засомневались – у нас мало времени, и хочется посетить более известные храмы. Но, следуя давней привычке, решили не отказываться, и вошли на территорию храма. Построенный в 7 веке Parsurameswara Temple оказался одним из самых древних храмов в Бхубанешваре. Трудно поверить, что храм такой старый – он очень хорошо сохранился. Видимо, он был построен из очень твердой породы – более молодая пристройка к храму сохранилась значительно хуже. Стены храма очень богато украшены скульптурами, изображающими Шиву, 10 сущностей Парвати, и даже сцены из Камасутры.

Пандит пригласил нас внутрь храма, и разрешил войти в старый храм, где проводят пуджи. Здесь было так прохладно, умиротворенно, что нам уже не хотелось никуда спешить. В разговоре выяснилось, пандит узнал нас. Он приезжал на Фестиваль Солнца в Конарк, и вспомнил, что видел нас, когда мы гуляли по городу с нашей подругой из рыбацкого поселка и с ее внучкой.

Читать еще:  Адельбоден   - обзор и отзывы лыжного курорта Швейцарии

Мы сидели втроем на полу храма, и разговаривали с пандитом, как со старым другом. Он рассказывал нам про свою жизнь, и очень сожалел, что мы уезжаем, и он не успеет показать город. Среди прочих историй он рассказал нам одну о том, как его друг – итальянец пригласил его в гости в Италию, оплатив всю поездку,. И, как только он вышел из самолета, изумленные полицейские взяли его под стражу. У нашего друга очень редкая для Европы болезнь, но часто встречающаяся в Индии. У него очень плохо развита одна нога, и поэтому он сильно хромает. Мы не знаем, в чем пандит был одет, когда приехал в Италию, возможно, обмотан в красную клетчатую ткань, в которую одеваются все пандиты в Ориссе. Но на поясе его висел большой, украшенный камнями, старинный кинжал. Неудивительно, что человек такой странной внешности привлек внимание первого же полицейского, и пришлось вызывать на помощь друга – итальянца, чтобы благополучно разрешить вопрос.

Когда мы прощались с пандитом, обещая навсегда сохранить друг друга в сердце, мимо храма проходили европейцы. Он пригласил их войти, но они отмахнулись, и, сфотографировав нас на фоне храма, поспешили к более известному Mukteswara Темплу, так и не узнав, сколько радости от искреннего сердечного общения они могли бы получить.

Кроме вышеописанных храмов, на нас произвела впечатление общественная кухня в одном из храмов по пути от Лингараджа Темпла к Муктешвара Темплу. Десятки пандитов с обмотанными красными клетчатыми тканями бедрами и обнаженным торсом заняты приготовлением еды на задворках храма. В огромных котлах они варят рис, дал, готовят овощи.

Несколько десятков пандитов в таком же клетчатом одеянии сидят в большом дворе храма и накладывают еду в тарелки из пальмовых листьев. Мы были сытые, поэтому есть не стали, но едоков на веранде было немало.

Кроме общей ненавязчивой обстановки и храмов, нам очень понравилась в Бхубанешваре еда. Живя в Индии, где очень много вегетарианцев, даже начинаешь стесняться своего мясоедства, и неудобно заявлять во всеуслышание о том, что в забегаловке напротив нашего гестхауза очень вкусно готовили курицу. И порции, которую нам завернули с собой, хватило не только на ужин, но и на завтрак.

В Бхубанешваре впервые за 5 месяцев в Индии мы увидели настоящий супермаркет. Предвкушая на ужин сыр с крупными дырками и шампанское, мы специально изменили маршрут прогулки по городу, чтобы зайти в супермаркет. При этом мы совершенно забыли, что алкоголь в Индии продается только в специальных магазинах, поэтому шампанского в супермаркете быть не может. И вообще, в Индии его, кажется, нет. Тогда мы начали штудировать магазин на предмет сыра, и нам предложили плавленый сыр. Так, купив плавленого сыра и чипсов, и потратив кучу денег, разочарованные мы вышли из супермаркета.

Бхубанешвар – первый большой индийский город, который произвел на нас очень положительное впечатление. Уезжали мы из него с чувством сожаления – что так мало побыли в здесь и мало посмотрели, и с горячим желанием вернуться сюда вновь. Пожалуй, это единственное место из нашей поездки в Ориссу, куда хотелось бы вернуться.

На восточном побережье Бенгальского залива расположился индийский штат Орисса со своей столицей Бхубанешвар – важным центром индуистского паломничества. Бхубанешвар – это не просто курорт, Бхубанешвар – Город Храмов.

Географическое положение Бхубанешвара

Бхубанешвар — индийский город, расположенный в районе дельты реки Маханади, к югу от города Катака. Воды Бенгальского залива и озера Бинду Сагар омывают берега этого чудесного города, занимающего восточную прибрежную равнину Ориссы. Бхубанешвар является одним из первых запланированных городов Индии наших дней с множеством садов и парков. Обилие водоемов, лесов и зелени благоприятствовало тому, что столица Ориссы считается самым чистым и зеленым городом Индии.

Климат Бхубанешвара

Тропический муссонный климат города – климат саванны — характеризуется осадками, выпадающими, по большей части, с июня по октябрь. Средняя температура зимой составляет +15ºϹ, а в летнее время — +34ºϹ. Летом воздух может прогреваться до + 40-45 градусов. Среднегодовая температура воды колеблется около +28 ºϹ. Весной, чаще в апреле и мае, распространены грозы. В июне здесь появляются юго-западные муссоны. Поэтому лучшим временем для посещения этого курорта считается период с ноября по март.

Историческая справка Бхубанешвара

История города началась более двух тысяч лет назад, еще во времена династии Чхеди (около II века до н.э.). Как только не назывался Бхубанешвар за этот период: Тошали и Калинга-Нагари, Нагар-Калинга и Экамра-Канан, Экамра-Кшетра и Мандира-Малини-Нагари, что означает «Город Храмов».

Читать еще:  Сочи - что посмотреть по городам России

Первые упоминания о городе в истории Индии появляются в качестве столицы Калинги где-то в III веке до н.э. Именно здесь была воздвигнута скала с эдиктами, которая находится в 5 км южнее Дхаули, сохранившаяся до сих пор. Во времена правления Чхеди древняя Калинга была довольно значительной северо-восточной морской державой, контролирующей торговлю всего региона. В V веке н.э. город, имеющий к тому времени название Экамра-Кшетра, становится центром почитания женского начала Шакти и бога-разрушителя Шивы.

В VII веке город вступил в эпоху своего процветания. Именно тогда началось массовое воздвижение песчаниковых храмов вокруг Бинду Сагара. 7 000 храмов, окружавших в те времена Бинду Сагар, который по преданиям, получал воду из всех священных рек Индии, являлись и пожертвованиями богам, и в тоже время символами власти. Начиналось строительство с довольно скромных строений, таких как Бхаума-Карами или Сомавамши, и постепенно дошло до произведения гигантских масштабов — Лингараджа, где проживал «бог трех миров» — Трибхубанешвар, от которого город и заимствовал со временем свое название. Бхубанешвар в переводе — это мир богов (бхубан — мир, а ишвар означает бог).

В конце XV века, когда, не смотря на сильные армии, сдерживающие продвижение ислама на восток, монголы таки взяли город, были стерты с лица земли практически все храмы Бхубанешвара. Город потерял свою значимость и впал в эпоху безвестности.

Лишь после обретения Индией независимости Бхубанешвар был офищиально объявлен административным центром штата Орисса (в 1956 году).

Достопримечательности Бхубанешвара и рядом

Бхубанешвар — не только столица штата, город-курорт, но и, благодаря множеству сохранившихся храмов, — центр индуистского паломничества. В большинстве своем храмы посвящены богу Шиве. Столица Ориссы — это расположенные вдоль железнодорожной линии две части города. Более современная, северо-западная часть Бхубанешвара отстроена в 1948—1956 годах, богата офисами, общественными зданиями, жилыми кварталами и мало привлекает туристов. Все главные достопримечательности расположены в юго-восточной части города.

Центром расположения храмов является священное озеро с островом ритуалов Бинду Сагар, которое находится в южной части Бхубанешвара. Стены почти 500 храмов имеют желто-красный оттенок, украшены различным орнаментом, а некоторые классические образцы столпообразных храмов с прилегающими воротами и залами покрыты снаружи резьбой.

Самый красивый и крупный храм комплекса — храм Лингараджа, расположившийся на вершине пологого невысокого холма западного берега Бинду Сагара, возвышается над городом, поэтому виден практически отовсюду. Воздвигнутый в XI веке в честь бога Шивы Трибхубанешвара, он в высоту достигает 55 метров. Каждый сантиметр стен здания украшен замысловатой резьбой. Под шпилем башни храма, состоящей из мелких башенок, стоит несколько львов. В современном виде этот храм появился в промежутке 1090-1104 годов, но его история началась задолго до этого периода.

Храм Вайтал, посвященный Чамунде, богине голода и смерти, одному из проявлений Кали, и датируемый VIII веком, расположен чуть дальше к западу от озера. В нем совершается тантрическое поклонение. В отличие от большинства храмов Бхубанешвара, которые венчает один шпиль, Вайтал имеет три шпиля, напоминающий тришул, иначе: трезубец Шивы. Множество эротических барельефов украшает стены храма.

Храмы Кедаргаури, Сиддхешвар и самый выразительный и фотогеничный Муктешвар находятся к востоку от озера. Немного дальше расположен храм Паршурамешвар. Построенный в VII веке, он украшен роскошной резьбой по камню. Это один из самых древних индуистских храмов. Под строгой, мрачной башней Паршурамешвара стены храма пестреют изображениями лошадей и слонов. За этими храмами расположено небольшое озеро, исцеляющее окунувшихся в него женщин от бесплодия.

Между озером Бинду Сагар и железнодорожным вокзалом возвышается храм Рамешвар. Вдали от большинства храмов и железнодорожного вокзала, но в достаточной близости от современного автовокзала расположен храм Исккон. Шри Шри Кришна-Баларама, Джаганнатх, Шри Шри Гаура-Нитай, Субхадра и Баладев — божества этого храма. Можно остановиться для проживания в небольшом гестхаузе при храме, соблюдая общие правила: отсутствие рыбы, мяса, яиц, спиртных напитков и внебрачного секса.

В большинство храмов неиндусы не могут войти, но туристам все же дозволено увидеть внутреннее убранство храмов издалека, взобравшись за небольшие пожертвования на специальные платформы.

Ежегодно в городе, в апреле-мае, проходит фестиваль колесниц Ашокастами, когда статую Лингараджа везут вокруг храма на огромной колеснице и доставляют к озеру Бинду Сагар, чтобы свершить ритуальное купание.

В Бхубанешваре можно посетить не только храмы, но и музеи. В Государственном Музее выставлены археологические находки, артефакты из земель адиваси, изделия местного прикладного искусства, собрания джайнской и буддийской скульптуры и огромная коллекция рукописей, картин и старинных книг, выполненных на пальмовых листах. Музей искусства и артефактов племен предоставит любознательным туристам полную и квалифицированную информацию и консультацию о племенах Ориссы. Галерея современного искусства Ориссы — это весьма эклектичная выставка-продажа довольно ординарных работ современных художников штата.

Читать еще:  Тегернзее - что посмотреть по городам Германии

В нескольких километрах к юго-западу от Бхубанешвара находятся пещерные монастырские комплексы Удаягири и Кхандагири. Удаягири — двухуровневый пещерный комплекс в виде небольшой подковообразной скалистой возвышенности, некогда увенчанный апсидальным храмом, напоминающим о себе в наши дни лишь фундаментом. Узкая зеленая долина отделяет от Удаягири холм Кхандагири с джайнским храмом, датируемым XIX веком и действующим до сих пор.

Экскурсии из Бхубанешвара

Бхубанешвар вместе с городами Пури и Конарк входит в популярный туристический маршрут по Ориссе — «Золотой треугольник». Вследствие того, что Орисса — это практически самый экзотический и малопосещаемый штат Индии, здесь сохранилась девственная природа, уникальная культура и самобытные племена, которые стоит увидеть.

Места для развлечений и шопинга в Бхубанешваре

В перерывах между увлекательными экскурсиями можно покататься на яхте или скутере, отправиться на пляж позагорать, заняться дайвингом, пройтись по магазинам, посетить рестораны и ночные клубы.

Местные рынки и магазины предоставляют широкий выбор деревянных и серебряных изделий и украшений. Здесь вы сможете купить сари или побаловать себя изысканным чаем и специями.

Вместо заключения стоит упомянуть о местной кухне. Блюдам из риса, баранины, овощей и козлятины придают неповторимый вкус и аромат различные приправы. Еще Бхубанешвар славится своими сладостями, попробовав которые однажды, полюбишь навсегда.

Бхубанешвар — город любви

Бхубанешвар – город любви, эротизма и страсти на востоке Индии. Храмы, скульптуры, старинные улочки и парки, всё здесь посвящено любви. А я посвящаю эту статью автору сайта.

Бхубанешвар

Восточная Индия. Бхубанешвар . Раскаленный воздух, насыщенный ароматом сандала и специй. Заходящее солнце, утопающее в священных водах озера Бинду Сагар. Темно-красные башни древних храмов тянутся к небу. В этом городе все дышит плотской страстью. Статуи богов и богинь на храмовых стенах сплелись в любовном экстазе, а главное Божество Лингараджа — фаллос Шивы умащен цветочными маслами и усыпан оранжевыми лепестками чампака. Мужской детородный орган в состоянии эрекции для индусов в Индии является символом начала мироздания и торжества жизни над смертью.

Бхубанешвар — город любви

Эротизмом здесь пропитаны не только храмы и скульптуры — даже горячие пури с овощной начинкой, которые нам принесли в уличном кафе, опьяняют жгучей смесью чили и гарам-масалы. Ты берешь меня за руку и ведешь мимо уличных торговцев, продающих цветочные гирлянды и сладости для подношения Божествам. Я не знаю, куда мы идем, но почему-то подчиняюсь твоей воле — может быть, очарование Бхубанешвара так действует на меня? Кажется, название города переводится как «Господин Вселенной», а мой господин — это ты.

Мы заходим в душный гостиничный номер и падаем на цветное покрывало. Ты похож на древнего бога — сильного и мужественного, а я как будто девидаси, храмовая танцовщица, прильнувшая к сосуду жизни. Твоя сила и мощь вливаются в меня горячим потоком, и я вижу, как рождаются миры, мчатся тысячелетия, рвется ткань истории, взрываются звезды. Неужели это конец?

Звук раковины из Брахмешвар Мандира, призывающий паломников из всей Азии к вечернему богослужению, заставляет очнуться и открыть глаза. Баньяновая роща за окном, каменная резьба на воротах храма в просветах между деревьями, облако благовоний с привкусом корицы и кардамона — где я, на небе или на земле?

Звуки любви в Бхубанешваре

На алтаре Лингараджа брамины омывают молоком и медом Шива-Лингам и зажигают масляные светильники. «Триямбакам яджамахе сугандим пуштивардханам. » — звуки мантры разливаются по всему городу.



Мы выходим на шумную улочку, звуки Будды ещё больше начинают пропитывать душу и тело, и ты, вдруг поддавшись внезапному порыву, покупаешь цветочную гирлянду и надеваешь мне на шею. Традиционный индийский свадебный ритуал. Проезжающий мимо рикша машет нам рукой, детвора разбегается по домам, и город любви погружается в безмолвие. Ты садишься за руль, а я засыпаю на заднем сиденье, и по дороге домой из города нашей страсти, мне снятся подсолнухи куполов Шри Мандира, летящие к солнцу.

Люблю тебя, родной!

А вы все придите в себя, подберите челюсти, и переходите на главную страницу.

Публикую по просьбе и без какой-либо правки. От себя могу добавить только то, что Бхубанешвар — город любви без всякого преувеличения.

Источники:

http://www.india.fotoputi.com/puri_bhub.htm
http://warps.ru/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%80%D1%82/%D0%91%D1%85%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%B2%D0%B0%D1%80.html
http://turizm-puteshestvuem.ru/india/bhubaneshwar-gorod-lubvi.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии