Нагорный Карабах — что посмотреть по городам Армении

Открыть левое меню Нагорный Карабах

Нагорный Карабах — край величественных гор, живописных долин, чистейших рек и озер. Но, кроме всего прочего — это чудное место, полное древних городов, мощных твердынь, православных храмов и монастырей, многие из которых стоят здесь уже не первое тысячелетие. И это совсем неудивительно, ведь Нагорный Карабах, известный также под названием провинции Арцах, входил в состав Великой Армении, сформировавшейся еще до рождения Иисуса Христа. Нетрудно предположить, какую культурную ценность хранит в себе этот удивительный и прекрасный край.

Армения. Меленькая страна, большие открытия! Туры от 24 461 руб. Новый год и Рождество в Армении. Экскурсионные и горнолыжные программы. Отдых в Ереване, Цахкадзор. Спешите бронировать! Быстрый подбор путевок. Туры в рассрочку — 0%. Работаем каждый день. Отдыхайте в Армении вместе с турагентством Pegas Touristik ООО «ЦМТ».

Как добраться

Добраться до Нагорного Карабах не так уж просто, в первую очередь из-за тяжелой политической ситуации, связанной с неопределенностью статуса региона. Туристам из России удобнее всего лететь до Еревана (в международный аэропорт Зварнтоц из Москвы отправляется несколько рейсов в день). А далее либо арендовать автомобиль, либо воспользоваться услугами гидов или экскурсионных бюро, так как край этот немалый, достопримечательности раскиданы по всему региону, а общественный транспорт курсирует не так часто, как хотелось бы.

На авто: из Еревана нужно следовать по очень красивой трассе, пролегающей через южную Армению, в Степанакерт. Расстояние составляет около 360 км, время в пути от 4 до 6 часов. Есть и другой вариант, по времени и километражу примерно такой же. Проходит он мимо Севанского озера через город Зодк, Карабахский хребет, Мартакерт. Третий маршрут для любителей острых ощущений лежит через Кафан и равнинный Карабах.

Можно добраться до Степанакерта и при помощи общественного транспорта. От главного автовокзала Еревана туда регулярно курсируют автобусы. Стоимость проезда — около 10-15 USD. На такси стоимость составит никак не менее 30 USD.

Поиск авиабилетов в город Ереван (ближайший а/п к Нагорному Карабаху)

Немного истории

Нагорный Карабах, расположенный в Восточной части Армянского Нагорья, исключительно интересный регион, отличающийся древней и запутанной историей. Доподлинно неизвестно, кто проживал на этих землях до вхождения Карабаха в состав Армении. Например, согласно сведениям Геродота и Ксенофонта, армяне появились на берегах Куры, протекающей по этим живописным краям, еще в 7 веке до н. э. Во 2 столетии эти территории вошли в состав государства Великая Армения под названием провинции Арцах, где и просуществовали вплоть до падения империи, то есть до 390 г. С этого периода земли Карабаха были присоединены к Кавказской Албании.

Само собой, что такие исторические перипетии не могли не сказаться на формировании особой культуры этих мест. Например, находясь под властью Кавказской Албании, население Карабаха сохранило армянский язык, а вернее даже его особую диалектную форму. В эпоху Средних веков тут появилось княжество Хачен. В 9 −11 веках территории отошли к государства Багратидов, а после сельджукской экспансии в Хачене вновь воцарилось армянское правление.

Более того, Карабах становится настоящим центром армянской культуры. В 1720 г. именно здесь пылает главный очаг борьбы армян против турецкого владычества. Это, кстати сказать, одна из причин, почему армяне придают краю такое значение.

С 18 столетия, то есть с начала эпохи правления Петра Великого представители политической элиты и иерархи церкви ведут оживленную переписку с Петербургом. И в 1805 г. в ходе войны против Персии русские войска входят на территорию провинции Карабах и принимают регион в Российское подданство. Формально же этот акт был закреплен Гюлистанским мирным договором от 1813 г.

После падения Российской империи фактическую власть взяло на себя Собрание армян Карабах, однако Азербайджан, также претендовавший на эту территорию, прибег к помощи большевиков и иностранных держав. Это позволило включить Нагорный Карабах в его состав, а вскоре и сам Азербайджан присоединили к СССР. После распада Союза конфликт вокруг статуса и принадлежности региона разгорелся с новой силой, по сути он не завершен до сих пор.

Экскурсии и достопримечательного Нагорного Карабаха

Нагорный Карабах, бывший в давние времена центром культуры Армении, сохранял этот статус на протяжении всей своей истории. И неслучайно одной из самых древних и ярких достопримечательностей края считается монастырь Арамас, центр религиозной и культурной жизни провинции Арцах. Согласно историческим сведениям, монастырь был основан еще в 5 веке Григорием Просветителем. Он не раз подвергался разрушениям и разграблениям, но, несмотря на это, вновь восставал из пепла. Последние удары судьбы постигли его в конце 80-х — начале 90-х, когда азербайджанские военные захватили и разграбили обитель.

Другое святое место, расположенное в землях Нагорного Карбаха — это Гандзасар, который также может похвастать очень древней историей. Первые упоминания о главном храме обители относятся к глубокой древности, к 10 веку нашей эры. Однако до наших дней сохранился более поздний вариант храма, построенный в 1240 г. ровно на том месте, что и старая церковь. Основателем Гандзасара был князь Гасан-Джалал Дола. Согласно преданию, тут хранится священная для всех христиан реликвия — глава Иоанна Крестителя.

В Гандзасаре хранится множество очень важных реликвий для христиан. Сохранились и уникальные барельефы, надписи на древнем армянском языке, одну из которых начертал сам основатель обители.

Есть в Гандзасарском монастыре и памятники, которые напоминают о недавних трагичных событиях. А именно: застрявший и неразорвавшийся в стене снаряд, выпущенный в ходе обстрела обители азербайджанцами.

Худаферинские мосты

Доподлинно неизвестно, когда именно эти сооружения были возведены, но скорее всего произошло это на рубеже 12 и 13 столетий. Соединяющие два берега реки Аракс, эти сложные по тем временам инженерные сооружения виртуозно построили на естественных выступах скал, что избавило строителей от необходимости возводить опоры. Всего было построено два моста — Большой и Малый, но до нашего времени, к великому сожалению, меньшая переправа не сохранилась. А вот Большой мост, напротив, неплохо функционирует по прямому назначению и по сей день.

Этот небольшой городок в Нагорном Карабахе привлекает сразу двумя важными достопримечательностями — во-первых, храмом в честь Христа Спасителя, а во-вторых, одноименной с городом твердыней. Храм работал вплоть до страшной Шушинской резни 1920 г. в ходе которой азербайджанцы жестоко расправились над местным населением, изгнав их из города, а храм практически разрушив. Однако в наше время церковь была восстановлена и сегодня по-прежнему принимает верующих. Другая интересная достопримечательность Шуши — мощная крепость, возведенная в 18 веке карабахским ханом Панах-Али беком. Крепость имела важное стратегическое значение для местных ханов. Неудивительно, что к строительству укреплений подошли с должной ответственностью. Возведение твердыни началось с невероятно длинной, достигавшей в высоту 8 м, стены, которая выросла на крутых отвесных утесах. С другой стороны крепость защищали отроги скалы, что делало приступ Шуши практически невозможным. Однако, если каким-то чудом осаждавшим удалось бы взять твердыню, то на этот случай был предусмотрен подземный ход, через который можно было легко выйти в ущелье Карин-так.

Читать еще:  Кача - что посмотреть по городам России

К слову, ущелье — отдельная важная достопримечательность Карабаха, края живописных долин и брутальных скал. Этот регион славится удивительной, суровой, но очень красивой и величественной природой. Чтобы понять это, достаточно посетить живописный хребет Муровдаг, полный ущелий и головокружительных пиков.

Армения и Нагорный Карабах — быстро и бюджетно

День 1

Первый раз я побывала в Армении в январе. Посмотрела Хор Вирап на фоне силуэта Арарата (была сильная облачность), Ереван, Гарни в снегах, музей-заповедник Зварноц, Эчмиадзин… Поэтому, планируя поездку, все эти места я рекомендовала друзьям посмотреть без меня, потому что я прилетала поздно вечером и утром мы сразу уезжали из Еревана, чтобы успеть добраться до Карабаха и вернуться к воскресению.

Мной был тщательно продуман план. Я много читала отчетов о поездках по Кавказу на машине с местным водителем. Это проще и удобнее, а при хорошей большой компании ненамного дороже, чем на маршрутках. Время так экономится, неожиданностей, как правило, не бывает, и водитель показывает по дороге другие интересные места, о которых туристы и не подозревает.

Но мы путешественники и не управляем временем и обстоятельствами. Поэтому каждый день непредсказуем.

Оставив ненужные вещи в хостеле, мы отправились с автостанции около железнодорожного вокзала — прямо около метро. Маршрутка ехала в сторону деревни Арарат, на ней так и написано латинскими буквами — Khor Virap.

В летнее время много туристов, все машины заполнены, попутку найти сложно. Но нам повезло, после монастыря нас подбросили до трассы, а там армяне ехали в ту сторону и не просто подвезли до поворота к следующей нашей цели — винный завод Арени, — но и подождали, пока мы пообедаем в ресторане напротив.

Затем, узнав, что мы едем в Нораванк, сказали, что здесь есть пещера, где нашли самые древние тапочки в мире. Я читала, что пещеру закрыли. Но для нас за тысячу драм с человека открыли, включили свет и мы побродили там среди археологической разметки.

После Монастыря Нораванк мы остановились у реки выпить вина, которое купили армяне — незапланированная опция в нашей программе.

Дождь, от которого мы спасались в пещере с древними кувшинами и летучими мышами, кончился. Темнело. Армяне ехали в свой город и, подбросив нас, нагруженных пакетами с бутылками вина, до площади города Вайк, предложили остаться переночевать, а завтра ехать в Джермук.

Но у нас по плану была ночь в городе Сисиан. Ломать план не хотелось — нам надо было увидеть всю Армению за пять дней.

Поэтому мы застопили грузовик. В кузове было немного навоза, водитель плохо понимал по-русски, но главное — он ехал в Сисиан. Дорога длинная, через горы, но нас и это не пугало.

А из кузова даже фотографировать удобно.

Грузовик остановился. Показалась голова водителя. Он показал на огни внизу и сказал что это и есть Сисиан. Но предложил ехать в Горис. Мы запротестовали. Нам надо в Сисиан. «хорошо,«- сказал водитель. Его голова исчезла, а грузовик поехал дальше. Скоро скрылись огни Сисиана, скрылось солнце и взошла луна. Ветер сдувал нас и замораживал мозг, вдали на вершинах еще лежал снег. Хотелось пить и есть.

Наконец грузовик свернул с трассы и остановился в городе. Водитель позвонил всем друзьям и они приехали за нами, чтобы отвезти в отель. Гостеприимные армяне приглашали нас погулять и выпить вина, но мы были так измучены, что не нашли сил продолжить так хорошо начавшуюся ночь. Мы в Горисе — в городе, где планировали остаться следующей ночью.

Поэтому пришлась начать маршрут с конца. И поехать утром не теряя времени в Степанакерт.

День 2

Итак, утром мы позавтракали и ушли менять деньги. Знакомый таксист предлагал довести нас до Степанакерта всего за 10000 драм, но мы отказались. И поехали на автобусе за 2000 драм с человека. Но сначала, пока искали банк и автовокзал, посмотрели город.

Жара нещадно забирала наши силы, мучила жажда. Хорошо, что на улицах Армении стоят фонтанчики с водой.

И вот мы едем через перевал в Арцах — Нагорный Карабах. Меня сразу же укачало… Водитель остановил маршрутку и я пробл. … Некоторые последовали моему примеру позже. На паспортном контроле на границе нам дали адрес, где нужно получить разрешение о пребывании в Нагорно-Карабахской республике. Водитель нам обещал показать и МИД, и гестхаус. Быстро заселившись, бросив пакеты с вином из Арени, мы поспешили за разрешением и далее в Шуши, так как завтра планировали уезжать обратно, чтобы не спеша осмотреть Татев и Сисиан и вернуться в Ереван.

Пока нам оформляли разрешение, мы рассматривали фотографии красивых мест в Карабахе, развешанные как информация для туристов. Меня привлекла фотография удивительного ущелья и необычного водопада. Красивые места — обязательны для посещения в каждом моем путешествии. Must see. И мы решили узнать, где этот водопад и сходить к вечеру из Шуши. Еще одна незапланированная опция на маршруте.

Mы зашли в магазин за фруктами — перекусить, и сразу сели на маршрутку в Шуши. Времени мало, гулять по Степанакерту в поисках ресторана некогда. Фрукты скушали по пути — путешественник умеет успевать всё: и поесть, и поспать, и выпить местного вина, и посмотреть красивые интересные места, и пообщаться с местными людьми.

Маршрутка высадила нас около старинной церкви, таких в Шуши две.

Далее мы пошли вглубь города, к мечетям и домам, которые были брошены жителями во время войны. Все сохранилось неплохо, лишь немного разрушилось, и сейчас целые районы города пустуют и зарастают деревьями.

Блуждая по узким тропинкам, в которые превратились улицы, мы спрашивали местных жителей, как пройти в ущелье Гунот — но ответить было непросто и нам посоветовали взять такси.

Вдруг мы набрели на музей и спросили там. Нас отправили в другой музей, где мы встретили Сергея — таксиста, который случайно зашел к другу.

Мы прогулялись по музею, послушали краткую историю Карабахской войны, затем не теряя времени поехали с Сергеем смотреть вторую старинную церковь. А потом началось самое интересное.

Таксист Сергей взял с нас всего 4000 драм за поездку к ущелью Гунот, прогулку к водопаду и возвращение в Степанакерт.

Он прогулялся вместе с нами, показывая те места, где шли бои, где были подбиты танки и где гибли люди. Он всё это видел собственными глазами, он воевал вместе со своим народом.

В ущелье есть красивый, весь покрытый зеленью мост, там же течет речка, около хачкара маленький водопад.

Но это был не тот водопад, который мы видели на картинке. Сергей не знал, куда идти и позвонил в музей. Там ему объяснили дорогу и мы пошли дальше. Пришлось перейти речку по шатающемуся, но на удивление крепкому мостику. И вот перед нами маленький, но удивительной красоты водопад. Как только природа создает такие вещи — всегда неповтримые, уникальные и… хрупкие…

Летом хорошо путешествовать — долго длится светлая часть суток. Было уже поздно, но еще достаточно светло, чтобы бродить по ущелью и слушать рассказы о местной фауне.

В ущелье ведут три пути, как нам сказали в музее: короткий, но трудный, длинный, но полегче, и путь на такси через соседнюю деревню и немного пешком — для тех, у кого нет времени идти целый день,

Наши девушки, опытные путешественницы, на обратном пути сразу нашли экстремальную тропинку до Шуши — то есть обратно. Хорошо, вовремя остановились, машина же нас ждала совершенно в другом месте.

Читать еще:  Каринтия - что посмотреть по городам Австрии

В Степанакерт приехали уже когда стемнело и пошли сразу ужинать в шашлычную, единогласно проголосовав против пиццерии — альтернативы шашлычной.

Сергей предлагал нам остаться еще на день, чтобы покатать нас по Карабаху, и мы готовы были остаться, ведь в плане было два дня отведено на Карабах. Но пазлы не складывались: наш автобус уезжал в 15 часов, а до этого времени Сергей не мог нас привести обратно: дорога длинная и плохая.

Поэтому мы отказались от идеи увидеть еще что- то в Карабахе и уехать маршруткой Степанпкерт-Сисиан в 10 часов, выйдя на повороте в Горис, чтобы оттуда поехать к одной из главных точек нашего маршрута — «Крылья Татева».

Рано мы распрощались с Карабахом! Вечером Эдик, хозяин гестхауса, пригласил нас пить домашнюю местную водку. И за этим делом решили утром посмотреть город Ванк и монастырь — но для этого надо было проснуться пораньше, собраться, позавтракать и в 7 утра отправиться в сторону удивительного карабахского города — тоже своеобразная достопримечательность.

День 3

Так как программа, тщательно подготовленная мной, порушилась из-за того, что мы увлеклись вечерней Арменией и прокатились лишнюю пару часов с ветерком в кузове грузовика с навозом, пришлось маршрут перекраивать. Татевская самая длинная канатная дорога и Зорац Керер (Караундж) — мегалитический комплекс- были основными точками нашего маршрута.

Итак, проснувшись рано по будильнику, мы помылись и сходили в туалет по определенной схеме, чтобы распределить свое личное утреннее время правильно, со смыслом. В шесть с минутами наш водитель, друг Эдика, был уде у ворот. Ему в 10 часов надо было на работу, поэтому так получилось, да и к лучшему, что очень рано начался наш день. Позавтракав, ровно в 7 часов мы загрузились в машину и выехали в монастырь Гандзасар и город Ванк.

Монастырь Гандзасар был еще закрыт, ведь было очень рано. Пока мы бродили вокруг и что-то фоткали, ворота открылись для нас и мы смогли увидеть нечто прекрасное… Всем рекомендую обязательно посетить этот монастырь.

Нагорный Карабах: о дороге, о пересечении границы и о регистрации для русских

Начинаю серию статей про самостоятельное путешествие в Нагорный Карабах. Сегодня расскажу о том, как туда добраться, как мы пересекали границу, о необходимой регистрации для русских, о дороге и о людях. Кто-то наверняка сейчас подумал: “что за сумасшествие, лезть на территорию военного конфликта”. Отвечаю: таких «сумасшедших» полно среди путешественников, зарубежные туристы Степанакерт уже давно свободно посещают, еще и деньги за это платят. Если бы там действительно было “жарко”, то никого бы туда и за 50 км не пустили.

Как добраться из Еревана

Попадаем в Армению:

Основная дорога от Еревана до Степанакерта проходит по Южной Армении через города Ехегнадзор, Вайк, Горис, расстояние 350 км. Дорога в более или менее приличном состоянии с потрясающими ландшафтами и действует круглый год.

Маршрутки (автобусы) Ереван-Степанакерт отъезжают от Центрального автовокзала (Киликия), время в пути 6 часов (30 мин перерыв в г. Вайк), ежедневно с 08:00, интервал 1 час, стоимость проезда 5000 драм.

Такси Ереван-Степанакерт. Машина на 4-х человек из столицы Армении до Карабаха 40000 — 45000 драм/машина. Вы также можете заказать такси индивидуально в интернете через популярную систему КивиТакси.

Экскурсии. Тур. агентства в Ереване могут организовать поездку в Нагорный Карабах на 2-3 дня в купе с попутными достопримечательностями Армении. Пример турагентства «Йур Сервис» (Ереван, ул. Налбандяна, д. 96): стоимость 80000-90000 драм/чел (с отелем и питанием, 2 дня/3 ночи). А можно заказать заранее целый тур по Армении с захватом Нагорного Карабаха.

Арендованная машина из Еревана. Если не хочется заморачиваться с общественным транспортом и у вас в кармане водительские права, можно арендовать машину в Ереване. Однако в Карабахе есть сложные и продолжительные участки горной дороги. Цены и варианты смотрите здесь.

Дорога до Нагорного Карабаха

Мы до Карабаха поехали автостопом. На “копейке” местный мужичок довез до ближайшего к монастырю Нораванку города — Ехегнадзора. А здесь нам случайно повезло сесть в машину с “военными рубашками”. Двое мужчин имели по паре-тройке звезд на погонах, но для нас это не имело никакого значения, ведь изначально до Нагорного Карабаха мы не собирались. Я думала сначала съездить до городка Джермук, а напоследок уже заглянуть в Карабах. Поэтому мы сказали армянам, что едем до поворота на Джермук.

Однако, армяне оказались очень приятными в общении, постоянно шутили и даже заподозрили в нас шпионов, так как мы легко без карты в руках ориентировались в названиях и дорогах Армении, включая вопросы про Нагорный Карабах. В процессе такого диалога вдруг выяснилось, что военные именно туда и едут. Обычно мы быстро меняли планы, если попадался удачный попутный транспорт. Но до Карабаха реально было не близко и наглеть не хотелось.

Самого юморного звали Камо и он сидел за рулем, а второго чуть поменьше чином – Армен. Ребята ехали прямиком до Мардакерта (Мартакерта). Если вы не совсем ориентируетесь, то это один из последних и дальних населенных пунктов перед границей с Азербайджаном, точнее последний безопасный населенный пункт.

Когда мы доехали до поворота на Джермук, забрали рюкзаки из багажника, Камо вдруг предложил ехать с ними до конца. Очень сложно было отказаться от такого предложения, военные нам понравились, да и мы вызывали у них интерес. Мы согласились и снова сели в машину, Джермук подождет. Ехать предстояло еще более 200 км.

Была в этих мужиках, прошедших все круги ада военного конфликта с Азербайджаном, какая-то “хитринка”, еле уловимое ощущение, непонятное мне. И вместе с тем они настолько были обаятельны, добры, душевны по-армянски, что первое ощущение как-то само собой гасилось на фоне остальных.

Воротанский перевал (Зангер)

Всю дорогу они как-будто никуда не торопились, достаточно было вскользь заинтересоваться чем-либо за окном, чтобы машина тут же остановилась, и армяне пошли вместе с нами осматривать достопримечательности и фотографироваться. К примеру, первую остановку мы сделали на перевале Воротан (Зангер), лежащем на высоте — 2344 м над уровнем моря. Он, как и большинство высокогорных перевалов Армении, служит рубежом различных природных границ.

Камо еще в машине предупредил, что будет холодно и сильный ветер. Меня это не пугало, пойду залезу на одну из половинок этих ворот.

Чуть подальше мы нашли табличку, свидетельствующую о том, что ранее здесь проходила дорога Шелкового пути.

Многие думают, что это один определенный маршрут, на самом же деле существовало много маршрутов, пересекавших разные страны и соединявших Восточную Азию с Европой, так один из них проходил и через Армению.

В городе Горисе мы остановились пообедать в кафе, а заодно встретить и забрать еще одного военного – майора. Армяне угостили нас кебабом, шашлыком, а за соседним столом на нас покашивались иранцы, празднующие вольное пребывание в чужой стране. После обеда в машине было уже пятеро человек. Кстати, Горис — довольно интересное место, я вам советую сюда съездить отдельно.

Начало территории Нагорного-Карабаха

Наконец, мы стали подъезжать к территории Нагорного Карабаха, первым указателем чего были вот такие строения 2005 года постройки.

Поочередно мы залезли на самую верхушку “треугольника”, только ветер холодный и сильный в лицо.

А за строениями находится армянский хачкар.

Уже здесь виды зеленых в вечернем закате гор были просто потрясающими. А пустынная безлюдная дорога добавляла какой-то таинственности общему впечатлению.

Оставался последний короткий отрезок до границы.

Граница Нагорного-Карабаха

На самом деле границ со стороны Армении две (граница с Азербайджаном, естественно, закрыта, ибо война).

Первая — это та, где мы сейчас стояли, то есть трасса Горис — Шуши. По мнению карабахского МИДа — это единственно правильная и официальная для пересечения граница.

Читать еще:  Муджу - обзор и отзывы лыжного курорта Южной Кореи

Вторая — находится на севере через Зодский перевал. Мы там не ездили (хотя была такая мысль), кто-то говорит, что пункта пропуска там нет, постовой нам сообщил, что есть. В любом случае пересекать границу с НКР с севера не рекомендуется. Потому как, если пропускного пункта там нет, то по закону это будет нарушением со всеми вытекающими, по факту многие путешественники проходили свободно либо с кратким задержанием и допросом со стороны военных.

Правильное прохождение границы Армения-Нагорный карабах

На въезде. Доезжаете до поста по трассе Горис — Шуши, останавливаетесь, все пассажиры транспортного средства предъявляют документы. Для русских виза не требуется, но необходимо по прибытию в Степанакерт сразу же сделать регистрацию в МИД НКР (об этом ниже).

На выезде. Также останавливаетесь у поста, все пассажиры транспортного средства предъявляют документы и регистрацию, уезжаете.

Неправильное прохождение границы Нагорного-Карабаха (личный опыт)

На въезде. Признаться, я не знаю, чем мы так приглянулись военным, что они решили нам помочь. Жаль что вместо помощи получилась “медвежья услуга”. Благодаря своему чину, Камо никогда не заморачивался вопросом проезда через границу, и к сожалению, не знал, что русским пребывание на территории Карабаха бесплатно (в отличие от жителей других стран). Армянин решил, что нам, как и прочим иностранцам нужно платить, поэтому когда машина встала у приграничного пункта, а мы собрались было уже вылезать для предъявления документов, он сказал, чтобы мы сидели в машине и не вылезали. Естественно, мы возмутились, что могут возникнуть проблемы, но тот на ходу кинул, что сам все решит. Не знаю, почему, но мы ему доверились на тот момент.

Через 5 мин. Камо вернулся и мы поехали дальше. На мой вопросительный взгляд, он спокойно заявил, что с ним нам не о чем беспокоиться, он обо всем договорился. Я не унималась и спросила, как же нам теперь возвращаться, на что получила ответ: “я сам лично отвезу вас обратно”. Почему-то я ему не поверила, с учетом того, что в Карабахе мы не планировали находиться долго, может пару дней всего, а полковник ехал в командировку дней на 10. Но дергаться было поздно, очень хотелось верить в то, что слово военного – сила.

На выезде. Обратно из Карабаха, конечно же военные нас не повезли, но на всякий случай оставили один из телефонных номеров, вдруг какие проблемы… Пока ехали до границы все обдумывали, как бы так выкрутиться, чтобы и нам плохо не было и военных не подставлять. Все-таки они хотели как лучше, я это только сейчас поняла, просто он не был в курсе деталей с регистрацией для русских. И как всегда, когда в уме представляешь, как будешь отвечать на возможные вопросы, по факту получается совсем не так. По крайней мере говорить, что мы прошли через другой пограничный пункт было глупо, потому что вранье могло привести к еще худшим результатам.

Как мы не надеялись, а проскочить без предъявления регистрации у не вышло. Пограничник долго не мог понять, как мы проскользнули незамеченными мимо поста. Мы ответили, что проехали вместе с военными, на что посыпались новые вопросы, что за военные и как так получилось. Пришлось воспользоваться тем самым звонком, в трубке сказали ждать звонка. Я чувствовала себя глупо за то, что мы сразу не настояли предъявлении документов. Возможно, из-за нас доверять военным уже не будут.

Через 20 мин. пограничник сообщил, чтобы мы ехали обратно в Степанакерт за регистрацией в Министерство иностранных дел (МИД). Ну да, время сумерки уже, там наверняка закрыто, а у нас только палатка за спиной. Мой спутник, побродив возле поста, заметил за рекой зеленую лужайку, где можно поставить палатку. Естественно, мы спросили разрешения у постового. Тот посмотрел на нас как на идиотов, но и сам понимал, что не с ним же в будке мы будем всю ночь сидеть. Отпустил, и обещал, что завтра утром отправит нас в столицу на попутке.

Мы ушли за реку, я и не думала, что тут еще жилые дома стоят. Раз уж мы тут застряли, мой спутник пошел попросить у пограничников горячей воды для чая. Пока его не было, нашу палатку заметила местная женщина, я наткнулась на нее взглядом и успокоила, что мы не воры, а по стечению обстоятельств будем спать тут 1 ночь. Вместо ответа женщина пригласила нас обоих на чай и кофе. Когда Андрей вернулся с пакетом булочек, печенья и колбасой, мы решили таки заглянуть на чай к женщине по имени Лида.

У Лиды был настолько маленький домик, больше напоминающий сарай, что она постеснялась нас пригласить внутрь, тем более печка, на которой разогревался чайник стояла прямо на улице, два кресла тут же. За кривым забором женщины жил ее брат и племянники в большом хорошем доме, кстати в тот момент они как раз ковырялись в машине во дворе. А вот Лиду, похоже, не сильно жаловали, раз оставили в одиночестве в таком хилом жилье. Правда, чуть позже я поняла, что она чуть-чуть не нормальная, но разговаривать вполне можно было, добрая тетка. Пока мы пили чай, нас с фонарем искал постовой.

— Ну куда вы исчезли?! – услышала я уже по-свойски знакомый голос.
— Сидим, чай пьем с Лидой, — спокойно ответили мы.
— А я тут бегай по деревне, ищи вас с собаками. Заглянул в палатку – никого, думал, сбежали что ли, но тогда зачем вещи оставили, пошел искать.

Пограничник присел тут же и тоже попросил чаю. Оказывается он вспомнил тех самых военных, с которыми мы проезжали границу, он сам был тогда на дежурстве. Оказывается Камо им сказал, будто в машине кроме майоров никого нет, а слово полковника всегда в цене, ему и поверили. Мы попросили, чтобы постовой не сильно “злился” на военных, они хотели как лучше. Тут же спросили о других пограничных пунктах как бы невзначай, на что получили ответ, что сейчас везде стоят пограничники и без регистрации выезд невозможен.

Молодой армянин не только за этим пришел, он еще не до конца нам доверял и хотел узнать подробности, кто мы, откуда, зачем в Карабахе были. Так полночи и проболтали у Лиды во дворе с пограничником и чашечкой горячего чая.

Регистрация МИД Нагорного Карабаха

Рано утром нас практически на первой же машине отправили в Степанакерт до МИД КНР. За рулем сидел армянин пожилых лет, за время пути мы с ним так “подружились”, что он дал адрес в Ереване и телефон, если будем проездом, звал в гости.

МИД находится в центре Степанакерта, адрес: ул. Азатамартикнери-28. Как я уже упоминала выше, регистрация для русских бесплатна, а для иностранцев стоит 3000 драм (245 руб.) на 21 день. И делается практически за 5 минут. Заполняется анкета по образцу о том, какие города мы хотим посетить в Карабахе, и сколько собираемся дней провести, а потом отдается сотруднику МИДа. Взамен получаем некое подобие квитанции для пограничников, вот и все, мы свободны.

Кстати, а если вы не знаете, какие достопримечательности можно посмотреть в Карабахе, то прямо здесь висит стенд с картинками и указанием различных крепостей, церквей, монастырей и так далее.

А какие достопримечательности и города посмотрели мы, я расскажу в следующей статье. До новых встреч!

Источники:

http://tonkosti.ru/%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%85
http://www.tourister.ru/responses/id_12863
http://litetrip.ru/armeniya-nelegalnoe-peresechenie-granicy-nagornogo-karabaxa-gorod-shushi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector