Дом Дэвида Чипперфильда, Германия — обзор

На Музейном острове в Берлине открылась галерея Джеймса Симона по проекту Дэвида Чипперфильда

В Берлине открылась галерея Джеймса Симона, первое со времен Пергамского музея новое здание на Музейном острове. Проект Дэвида Чипперфильда (David Chipperfield) обошелся в 134 миллиона евро, с момента утверждения мастер-плана до открытия прошло ровно 20 лет.

Значительная часть галереи площадью 10 900 кв. м расположена под землей. Чипперфильд называет ее «станцией метрополитена», благодаря которой можно попасть в окрестности: от нее отходит туннель в Новый музей, а на Пергамский она раскрывается большим порталом.

Новое здание взяло на себя функции, которые не вместили исторические постройки. В нем находятся билетные кассы, гардеробы, кафе, сувенирный магазин, аудитория на 300 мест и зал временных экспозиций. С террасы за высокими девятиметровыми колоннами открывается вид на канал Купферграбен. За исключением входной зоны, отделанной тонкими мраморными плитами, стены и потолки в интерьере оставили бетонными.

У едва открывшегося здания тоже нашлись критики. Многие сочли неуместным использовать характерные «шпееровские» квадратные колонны для галереи, названной именем Джеймса Симона, мецената еврейского происхождения. Другие отметили необъяснимую диспропорцию между просторными коридорами и узким, как чулок, выставочным залом, площадь которого всего 600 кв. м. Третьим решительно не нравится терраса с прямым выходом к воде. Они опасаются, что, если планы берлинской мэрии сделать природные водоемы пригодными для плавания воплотятся, эта часть галереи превратится в общественный пляж.

Рыцарь модернизма архитектор Дэвид Чипперфильд

Твердый и неуступчивый сэр Дэвид Чипперфильд (David Chipperfield, р. 18.12. 1953) — имя, которое постоянно на слуху. Возведенный в рыцарское достоинство архитектор остается верен модернизму, а архитектуре служит как научной дисциплине . Постройки David Chipperfield Architects входят в лонг-листы премий RIBA.

Читать еще:  Вулкан Тааль, Филиппины - обзор

Он — автор реконструкций Новой национальной галереи в Берлине и исторического комплекса зданий Королевской Академии художеств ( Royal Academy of Arts ) в Лондоне. В планах — завершение проекта Нобелевского центра в Стокгольме (строительство началось в 2017 году).

Когда в 2011 году Чипперфильд получил золотую медаль RIBA, для многих это стало сюрпризом. Престижная награда была учреждена в 1848 году, вручает ее сама королева Англии. Медаль дается по совокупности заслуг и за вклад в мировую архитектуру. В числе ее лауреатов: Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, Фрэнк Гери, Ричард Роджерс, Норман Фостер.

Интрига в том, что Чипперфильд, будучи великолепным архитектором, последние двадцать лет выступает с резкой критикой строительства в Великобритании, а постройки Чипперфильда в UK можно пересчитать по пальцам. Он в пух и прах разносит британских девелоперов за любовь к дешевым решениям и пренебрежение к качеству.

«В Англии ценят деньги и индивидуализм, но мало внимания обращают на архитектуру. Тут либо хотят натолкать побольше спален, либо возвести эффектные монстры, чтобы ублажить медиа. Ни то ни другое к архитектуре никакого отношения не имеет. Никто не хочет рисковать, а строительство по природе очень рискованный бизнес».

В течение нескольких десятилетий Чипперфильд остается лобовым противником эстетики Нормана Фостера и Захи Хадид. Примерение для него возможно только в рамках теории и архитектурной культуры: став куратором XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции (2012 г.), он провозгласил тему Common ground — «общие интересы», объединяющие профессионалов разных возрастов, национальностей, творческих убеждений.

«Нам нужно согласовывать работу. Мы из странной породы людей: сдать проект заказчику и при этом оставаться независимым. Мы не только убеждаем финансировать свои проекты, мы еще убеждаем общество их принять».

Читать еще:  Цветочные часы в Эдинбурге, Шотландия - обзор

Дэвид Алан Чипперфильд родился в Лондоне в 1953 году. После учебы в Architectural Association поработал в мастерских у Ричарда Роджерса и Нормана Фостера. В 1984-м открыл собственную мастерскую. Название H92 (калибр самого твердого свинцового карандаша) указывало на характер ее руководителя. Чипперфильд достойно вел себя в тяжелый кризисный период 1980-х годов. Активную практику начал в Токио, построив арт-галерею и офисное здание. Был единственным англичанином, попавшим в шорт-лист конкурса Тейт Модерн на реконструкцию здания электростанции на южном берегу Темзы. Тогда выиграли швейцарцы Жак Херцог и Пьер де Мерон, а вечерние лондонские газеты называли его «агрессивным модернистом с безмасштабным дизайном».

«Я не считаю себя приверженцем неоклассики. Но я люблю порядок. Жаль, что определенный тип неоклассицизма в двадцатом веке стал домашним аритектурным языком фашизма.»

Новый Парфенон, или читаем Шиллера

Объявлен лауреат архитектурной премии Stirling Prize 2007

Объявлен лауреат архитектурной премии
Stirling Prize 2007

6 октября на торжественном ужине в лондонском Roundhouse был назван победитель

  • Stirling Prize 2007 — премии, учрежденной 12 лет назад
  • Royal Institute of British Architects совместно с
  • The Architects’ Journal. Из достойных соискателей почетного звания и £20,000 — Рема Коолхааса (Rem Koolhaas,
  • Office for Metropolitan Architecture) с проектом Casa da Musica в Порто (Португалия), Гленна Ховеллса (Glenn Howells,
  • Glenn Howells Architects) с Saville Building в Винздоре (Великобритания), Хаворта Томкинса (Haworth Tomkins) с Young Vic Theatre в Лондоне и
  • Foster + Partners со зданием Dresden Station Redevelopment (Германия) — профессиональное жюри выбрало проект Museum of Modern Literature в Марбахе-на-Неккаре (Германия) Дэвида Чипперфильда (David Chipperfield,
  • David Chipperfield Architects).

    Museum of Modern Literature — это продолжение комплекса Национального музея Шиллера, открытого в 1903 году. В задачу архитектора входило вписать здание нового музея в сложившийся в начале XX века парковый ансамбль, обыграть соседство с помпезным необарочным фасадом главного здания и при этом «удержаться» на обрывах холмистой возвышенности. И Дэвид Чипперфильд создал новый Парфенон из неоштукатуренного бетона и блоков известняка. Объем современного «храма» более аскетичен, минималистичен и вышколен чистой геометрией, но основные принципы гармоничной соразмерности, открытости воздушным и световым потокам ничуть не уступают античным ордерным принципам пластического выражения социального и духовного величия. «Целла» (внутреннее помещение в римских храмах, где находились изображения божеств) и стены выставочных залов музея обшиты деревом с теплым миндальным оттенком, который подпевает в унисон массивному терракотовому объему крыши основного здания комплекса, а в интерьерах смягчает полумрак, необходимый для хранения бесценных исторических документов.

    Читать еще:  Театр Орфей, США - обзор

    Museum of Modern Literature был открыт к 200-летию со дня смерти великого немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера, уроженца Марбаха-на-Неккаре. В архив музея передано более 1 млн книг, документов и экспонатов, рассказывающих о современных литературных течениях и о немецких литераторах конца XIX, XX и XХI веков. Среди них такие известные авторы, как Пауль Целан, Альфред Деблин, Франц Кафка и Карл Цукмайер.

    Об архитектурной премии Stirling Prize 2007 читайте также в статье:

    Шесть явлений архитектурной эволюции
    Британская архитектурная премия Stirling Prize 2007

    Источники:

    http://archspeech.com/article/galereja-dzhejmsa-simona-po-proektu-devida-chipperfilda
    http://www.interior.ru/design/name/194-rytsar-modernizma-arkhitektor-devid-chipperfild.html
    http://salon.ru/news/novyj-parfenon-ili-chitaem-shillera-36540

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector