Фолькеркское колесо, Шотландия — обзор

Фолкеркское Колесо — чудо инженерии

Если вы не знаете, что такое Фолкеркское Колесо, можно с уверенностью сказать, что ничего подобного вы еще никогда не видели.

Фолкеркское Колесо (Falkirk Wheel) – одно из главных достопримечательностей Шотландии. Это первый в мире вращающийся судоподъемник, соединяющий каналы Форт энд Клайд и Гранд Юнион, перепад высоты между которыми составляет 24 метра. Ранее эти два канала были связаны далеко в Фолкерке через 11 шлюзов общей протяженностью 1,5 км.

Разработкой колеса занималась компания Butterley Engineering. Дизайнеры черпали вдохновение в кельтской истории – вот почему у Falkirk Wheel такое внешнее сходство с двуглавым топором. Вы видите центральную ось и две симметрично устроенные механические руки, удерживающие две гондолы длиной 100 метров.

Для противовеса, вне зависимости от наличия лодки, каждая гондола должна нести приблизительно 500 000 литров воды – эквивалент бассейна для Олимпийского резерва. Для вращения этого «аттракциона» требуется всего пять с половиной минут и 1,5 кВт/ч энергии. Мощность электродвигателя Falkirk Wheel составляет 30 л.с. (22,5 кВт).

Фолкеркское Колесо было открыто 24 мая в 2002 году. Почетным гостем на церемонии открытия была Елизаветы II, которая как раз в это время праздновала свой золотой юбилей.

Фолкеркское колесо в Шотландии

Не так давно в ряд интересных достопримечательностей Шотландии вошел ещё один удивительный объект — Фолкеркское колесо. Названное так по имени близлежащего городка, это сооружение расположилось в самом центре страны, на перешейке между Глазго и Эдинбургом.

Фолкеркское колесо представляет собой первый в мире шлюзовой судоподъёмник, соединяющий каналы Юнион и Форд-Клайд, являющиеся важными водными артериями страны.

Центральный район Шотландии был стратегически значим ещё в период Римской империи. С развитием сталелитейной индустрии в XVIII веке возникла необходимость в путях сообщения для перемещения промышленных грузов и вырабатываемой продукции. Так возник первый канал Форт-Клайд в 1790 году. Канал Юнион, построенный в 1822 году, служил путем доставки дешевого угля в Эдинбург. В то время каналы предназначались только для судоходства грузового транспорта. Но уже в середине 1830-годов предприимчивые судовладельцы предложили любителям водных путешествий многочасовые экскурсии по каналам между Глазго и Эдинбургом.

К сожалению, с развитием железнодорожного транспорта каналы в 1960 году были закрыты. Но не забыты.

В конце ХХ веке опять встал вопрос о судоходстве по каналам Шотландии. Вместо реконструкции устаревшей инженерной системы, решено было принять нечто совершенно новое, что и легло в основу проекта «Миллениум Линк», возобновляющего судоходство в стране. В основу уникального гидротехнического сооружения была заложена идея подъёма-спуска судов на своеобразном вращающемся лифте для кораблей. Водное транспортное средство заходило в огромный шлюзовой «ковш» механизма и в считанные минуты поворачивалось и перемещалось в необходимом направлении.

Читать еще:  Плавающий парк серфинга, Австралия - обзор

Перепад высоты между каналами составляет около 25 метров. Ранее, попасть из одного канала в другой, можно было преодолев более десятка соединительных шлюзов. Сейчас же это стало возможным благодаря гениальному творению инженерной мысли.

Кроме всего прочего, колоссальных размеров судоподъёмник, сверкающий металлическими клювами грузовых ковшей, обладает завораживающей красотой. Автор этого шедевра современной техники был награжден особым дипломом Королевской академии художеств, отметившей изящество представленного архитектурного сооружения.

Кроме грузового транспорта, шотландский чудо-лифт, способный поднять около ста африканских слонов, перемещает и множество пассажирских лодок и кораблей с любознательными путешественниками. Для туристов, решивших посетить Фолкеркскую акваторию, проект предусмотрел не только водный аттракцион на самой незаурядной «карусели», на оборот которой требуется электроэнергии всего в 1,5 кВт. Центр для посетителей, множество магазинов и кафе, выставочный зал и чудесный парк в 5000 деревьев, посаженных юными скаутами, ждут многочисленных желающих увидеть современное шотландское чудо в районе исторически важного Вала Антонина.

Королева Елизавета II приурочила открытие Фолкеркского колеса к праздничным мероприятиям, посвященным своему золотому юбилею, состоявшемуся 24 мая 2002 г., подчеркнув этим неоспоримую важность гидротехнического сооружения, ставшего настоящей гордостью Шотландии.

Фолкеркское колесо, Фолкерк, Шотландия

Как известно, любое место на карте определяется относительно точки пересечения экватора с нулевым меридианом. И если бы мы захотели на круизном лайнере попасть из этой точки на остров в Тихом океане, пришлось бы познакомиться с Панамским каналом. Человечество давно придумало судоходные каналы как способ сокращения водных маршрутов. Известны десятки великих судоходных каналов на планете. А сколько малоизвестных, но локально значимых! К примеру, если Каледонский канал в Шотландии еще как-то на слуху, то об остальных трех вряд ли многие слышали вообще. А зря. Потому что на стыке двух из них находится уникальное сооружение мирового масштаба, являющееся ярчайшей достопримечательностью Великобритании.

Речь о каналах Форт-Клайд (Forth & Clyde), Юнион (Union) и о судоподъемнике Фолкеркское колесо (Falkirk Wheel). Канал Форт-Клайд был открыт в 1773 году между реками Форт(Forth) на восточном побережье Шотландии и Клайд (Clyde) на западном, а Юнион был построен позднее, в 1822 году от Эдинбурга до Фолкерка. Система из одиннадцати шлюзов соединявшая эти два канала, в тридцатых годах прошлого столетия пришла в негодность и была снесена, а к 1965 году каналы были закрыты. И только после церемонии открытия королевой в 2002 году Фолкеркского колеса, этого соединяющего каналы сооружения, заменившего уничтоженные шлюзы, навигация стала вновь возможна через самую узкую часть суши в Шотландии между восточным и западным побережьем. Да и то сказать, какая там навигация, если размер транзитного судна ограничен мощностью колеса. Но для Шотландии коммерческая выгода этого судоходного пути в данном регионе — отнюдь не главное. Тогда для чего им понадобилось колесо, этот проект под названием «Связь тысячелетий» стоимостью восемьдесят пять миллионов фунтов?

Читать еще:  Кратер Чиксулуб, Мексика - обзор

Вообще говоря, перенести судно из водоема одного уровня в водоем другого, то есть поднять или опустить его, можно с помощью шлюзов или судоподъемников, которые бывают самых различных типов. Авторы проекта «Связь тысячелетий» пошли своим собственным путем. Получилась, если упрощенно, следующая картина. У шотландцев есть два канала с разницей в уровнях тридцать четыре метра в точке их сопряжения. Верхний — Юнион, нижний — Форт-Клайд. Наш пароходик пришел из Эдинбурга и хочет переплыть из нижнего канала в верхний для того, чтобы добраться до Глазго. Для этого он выходит из канала через шлюз в искусственный бассейн, на берегу которого стоит колесо обозрения диаметром тридцать пять метров. Колесо имеет всего лишь две кабинки в диаметрально противоположных точках.

А коль так, то не было необходимости его делать круглым: кабинки (шотландцы называют их гондолами) можно закрепить на обоих концах цельнолитой «руки», вращающейся подобно двум лопастям вентилятора. Когда одна гондола находится в нижней точке, в воде, в нее заплывает пароходик, за ним закрываются ворота и он оказывается в герметичной камере с водой. Колесо начинает вращаться, поднимая гондолу с пароходиком в верхнюю точку, в то время как противоположная гондола опускается сверху вниз. Когда гондола достигает верхней точки, колесо останавливается и выпускает пароходик в акведук. Акведук — это аналог моста, расположенный на опорах, только вместо дорожного полотна — бетонный желоб, заполненный водой. Пароходик направляется в сторону верхнего канала Юнион по этой водной дороге акведука длиной сто четыре метра, которая переходит в подземный туннель, тоже водный, протяженностью сто шестьдесят восемь метров, , преодолевает два шлюза, чтобы подняться на одиннадцать метров выше, где и входит в канал Юнион. Дорога на Глазго открыта. Для желающего пройти наоборот из Глазго в Эдинбург дорога также открыта, с той лишь разницей, что ему нужно будет преодолеть этот же путь в обратном направлении, спустившись на колесе сверху вниз. В сегодняшней практике обе гондолы задействованы одновременно: одна поднимает одно судно, другая в это же время опускает другое. Обе они несут объем воды, достаточный для заполнения спортивного демонстрационного плавательного бассейна, потребляя при этом мизер электроэнергии: мощность двигателей около двадцати пяти киловатт.

Читать еще:  Смотровая площадка Panorama Punkt, Германия - обзор

Это сооружение, обладатель нескольких престижных наград, уникально. Подобных судоподъемников в мире больше не существует, оно является предметом законной гордости британцев и притягательным местом для туристов со всего мира. Но британцы не были бы британцами, если бы не дали возможность туристам развлечься на сопутствующих мероприятиях. Не будем говорить о естественной атрибутике большинства туристических объектов подобного рода. Здесь гребля, пешеходные и беговые маршруты, рыбалка, коттеджи для аренды жилья, кафе, детские развлечения, сувенирный магазин, аренда велосипеда. Кстати, на велосипеде, покрутив двадцать минут педали по дорожке вдоль канала, можно попасть на The Kelpies — памятник лошади как былому движителю индустриального и сельскохозяйственного экономического прогресса. Хотя вокруг колеса есть множество других интересных мест для посещений и занятий, государственная компания British Waterways, используя свои суда, проводит часовой тур стоимостью чуть менее девяти фунтов на взрослого для желающих покататься на колесе.

Снизу, от Центра приема посетителей — наверх, а после туннеля — разворот и обратно вниз. Кроме того, компания сдает в аренду суда для путешествий по каналам. На этих судах можно прокатиться, воспользовавшись, в том числе, услугами частных гидов в Эдинбурге. У тех, кто решается на такое приключение в компании с гидом, в памяти оно навсегда остается ярким выдающимся жизненным событием. Потому что путешествие по старинным британским каналам кардинально отличается от прохода по великим судоходным. В Панамском немудрено заскучать от повторяющихся закрытий-открытий ворот шлюзов, в Суэцком и вовсе заснуть от томительного ожидания в очереди на проход. В британских же каналах сопровождающее ощущение присутствия в проплывающих мимо тебя очаровательных пейзажах деревенского и городского быта, словно путешествие не только в пространстве, но и во времени, оставляет восхитительное чувство жизненной удовлетворенности и спокойствия.

В этом и заключен простой ответ на вопрос, для чего нужно Фолкеркское колесо. Для людей.

Адрес Фолкерского колеса:

The Falkirk Wheel, Lime Road, Falkirk, FK1 4RS

Источники:

http://ruyachts.com/journal/jul10-2015-folkerkskoe-koleso-chudo-injenerii/
http://tiptotrip.ru/tips/632-folkerkskoe-koleso-falkirk-wheel-v-shotlandii
http://london-guides-transfers.ru/dostoprimechatelnosti-velikobritanii/folkerkskoe-koleso-folkerk-shotlandiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector