Костел Святого Мартина, Польша – обзор
Костел Святого Мартина, Польша – обзор
Костел святого Мартина в стене
Kostel svatého Martina ve zdi
Есть места в мире, где каждый камень, каждая стена, каждая колонна дышит историей. Таков костел святого Мартина в стене, который расположен в самом центре Праги, в Старом городе. Он много повидал на своем веку: история поворачивалась к нему и светлой, и темной стороной, но храм выжил.
Название костела
В конце XII века Прага активно строилась и разрасталась за счет предместий. Одним из таких был Уезд, небольшое поселение прямо напротив Вышеграда, на правом берегу Влтавы. Уезд имел покровителя – святого Мартина, и поселяне решили построить костел имени своего святого, что и произошло в 1178 году. Костел был однонефный, в романском стиле. Церковь святого Мартина тогда напоминала крепость. Полукруглый свод опирался на мощные стены и такие же колонны, и костел мог быть и местом общения с Богом, и местом укрытия от врагов.
Почему костел Святого Мартина оказался в стене?
Уезд вместе с жителями был подарен чешскому королю Собеславу II и так вошел в состав Праги. А в середине XIV века Карл IV решил возвести новые крепостные стены, одна из которых разделила костел святого Мартина на две части. О причине такого плана до сих пор спорят исследователи и краеведы, но факт остается фактом: одна часть осталась в Старом городе, другая – в Новом. Но храм жил, хотя это было не первое его преображение. Осталось только странное название – костел Святого Мартина в стене.
Архитектура костела: музыка веков, отраженная в камне
Костел святого Мартина строился в романском стиле ранних христианских построек. Сначала он имел один неф и полукруглую апсиду. Неф – вытянутое пространство, ограниченное с двух сторон колоннами. Сегодня одна такая колонна в церкви сохранилась, ее можно увидеть.
При Карле IV костел перестраивали в господствующем в то время готическом стиле: подняли колонны, сделали сводчатый потолок. Готика устремлялась ввысь, к Богу.
Последняя перестройка была в XV веке благодаря одной купеческой семье – семье Гольц, пришедшей из Кветнице. Их герб до сих пор на фасаде церкви. О них напоминает и маленькое помещение в одном из боковых нефов – личное молитвенное место. Тогда еще выше подняли костел, на полтора метра, сделали три нефа и нервюрный (реберный) потолок. На этом перестройки закончились.
Костел сгорел в 1678 году и был восстановлен, а в декоре храма появились барочные детали. Самое любопытное, что возникло в костеле после пожара, ‒ это расписанный деревянный потолок. В сценах из Ветхого завета можно увидеть праматерь Еву и праотца Адама. Ева обнажена, Адам в одежде. По тем временам изображение мужчин, кроме Христа и святых, было только на потолке Сикстинской капеллы, так что художник сильно рисковал, рисуя этих героев Библии. В 1779 году прихожане построили вход, через который сегодня в костел попадают прихожане и гости города.
Иозеф II, австрийский император, лично посетил пражские костелы в конце 70-х годов XVIII века и вынес вердикт: костел вреден для здоровья, и находиться там опасно. В здании средневекового храма сделали склад. Для костела начались темные времена. Потом там были торговые лавки, в XIX веке ‒ ресторан, пока человек по имени Камил Гилберт не обратил внимания на остатки той самой романской колонны в ресторане и не занялся исследованиями. Благодаря ему костел начали восстанавливать. Сегодня это евангелическая церковь.
Дыхание истории: события и легенды
На крыше храма можно увидеть фигурку мальчишки. Он растянул рот в улыбке-насмешке. С этой скульптурой связана легенда об окаменевшем насмешнике: сын бедной женщины, вынужденной работать, был предоставлен самому себе и предпочитал весело проводить время, но не помогать матери. Однажды он влез на крышу собора и стал насмехаться над проходящей мимо процессией. Мать, увидев это, крикнула: «Окаменей!», что и произошло. С тех пор проказник сидит на крыше и напоминает всем о наказании за злые шутки.
Однако главное событие, связанное с храмом, знаменательно для истории гуситского движения. В центре собора установлена золотая чаша. Гуситы собирались здесь во времена, когда участники движения подвергались гонениям. Ян из Градеца, служивший в костеле, впервые начал причащать прихожан хлебом и вином. О том и напоминает золотая чаша. До этого вином причащались только священники, Ян из Градеца и гуситы таким поступком утверждали, что перед Богом все равны. С тех пор гуситов стали называть чашниками.
Кто знает, сколько еще легенд и историй хранят старые стены, но храм точно еще не раскрыл их все. Живая история – часть настоящего, костел святого Мартина в стене свидетельствует об этом.
Топ-7 самых величественных костелов Польши
Монументальные и необычные, поражающие и с невероятной историей, овеянные столетними легендами и загадками – костелы, которые продолжают удивлять жителей и гостей Польши. Мы предлагаем вам список величайших и самых интересных костелов, которые можно посетить, находясь в Польше.
Что же такое костел? Костел (kościół) – польское название церкви, религиозного сооружения христиан-католиков, римско-католический храм, где проводят богослужения. Слово kościół происходит (возможно, через посредство старочешского слова kostel) от лат. castellum – «укрепленное место», «замок».
Собор Успения Девы Марии
Римско-католический храм находится в польском городе Фромборке Бранёвский повят Варминско-Мазурского воеводства. Собор Успения Девы Марии также является усыпальницей польско-немецкого ученого и мыслителя Николая Коперника. Несмотря на то, что этот костел построен в XII веке, он хорошо сохранился до наших дней. Значительную ценность представляет костельный орган, выполненный мастером из Гданьска Даниэлем Нитровським (Daniel Nitrowski) 1682, он заслуженно пользуется мировой известностью – в наше время здесь проходит ежегодный международный летний фестиваль органной музыки.
Со времени позднего Средневековья сохранился и бывший соборный алтарь, выполненный на заказ епископа Лукаса Ватценроде (Lucas Watzenrode) в одной из Торунскогих мастеров, и теперь размещен в северном притворе нефа.
Собор святого Иоанна Крестителя
Собор святого Иоанна Крестителя находится в центре Вроцлава на Тумском острове. Кирпичная церковь на месте современного костела была еще в X веке, о чем свидетельствуют найденные 1996-1997 остатки фундамента старой церкви. Современное здание ведет свою историю с 1242-1272 годов, кафедра в готическом стиле была построена епископом Томашем I и считается старейшей готической святыней в Польше. Позже храм многократно достраивался, страдал от пожаров 1540 и 1759, а весной 1945 года на 70% был уничтожен красноармейцами. Отстроенный 1951 года.
Собор Архангела Михаила и Святого Флориана
Базилика Святых Михаила и Флориана – кафедральный собор в епархии Варшавы-Праги Римско-католической церкви в столице Польши. Храм расположен в историческом районе Прага. Собор построен в неоготическом стиле. В 1997 году ему был присвоен статус малой базилики.
Собор представляет собой трехнефную базилику с трансептом. По бокам над фасадом возвышаются две 75-метровые башни с медными крышами, покрытыми зеленой патиной. Над главным порталом мозаика «Христос Спаситель», над боковыми порталами мозаики – «Герб Праги» и «Герб Казимежа Романюка, первого епископа Варшавы-Праги».
Церковь Девы Марии
Базилику Святой Девы Марии в Гданьске считают самым большим кирпичным собором в мире. Туристы прозвали базилику «Короной Гданьска». Церковь построена в XIII-XVI веках в строгом готическом стиле и является ярким образцом кирпичной готики. Длина здания – 105 м, ширина – 66 м, внутри церкви могло находиться до 25 000 человек. До 1945 года это была самая большая лютеранская церковь мира. В 1945 году при боях за Гданьск здание было повреждено, обвалилась часть сводов.
После Второй мировой войны началась реконструкция костела, в 1947 году была восстановлена крыша, некоторые своды были восстановлены в бетоне. В 1955 году церковь была заново освящена и вновь стала католической, а в 1965 году буллой Папы Римского костел стал базиликой.
Собор Святого Николая
Кафедральный собор Святого Николая – одна из крупнейших церквей Бельско-Бяла, расположена в Старом городе на площади Святого Николая. Первоначально основанный между 1443-1447 годами, собор был полностью перестроен в начале ХХ века по проекту венского архитектора Леопольда Бауэра. Художник из Вены Рудольф Харфлингер работал над витражами церкви.
Собор Святой Марии Магдалины
Собор Святой Марии Магдалины представляет собой готическую церковь, расположенную неподалеку от центральной рыночной площади города. Он был построен в XIII столетии, хотя первая церковь на его нынешнем месте появилась уже в конце ХV века. Во время нашествия монголов церковь разрушили, а следующая за ней была уничтожена пожаром в середине ХIV века. После этого на ее месте построили новую большую церковь в строгом готическом стиле, поместив на башнях более чем значительные колокола. В 1525 г. она стала протестантской и оставалась такой до конца Второй мировой войны, после чего была сделана некафедральним католическим собором.
Одна из самых ценных и примечательных частей собора – это романский портал, датируется ХII веком. Этот портал был перемещен сюда в 1546 г. из церкви Св. Марии и Винсента бенедиктинского монастыря в Олбин после его закрытия.
Собор Святых Мартина и Николая
Собор Святых Мартина и Николая в Быдгоще – католическая церковь, построенная в ХV веке в готическом стиле. Собор является самым ценным памятником архитектуры города Быдгощ. Первая приходская церковь была основана по инициативе мэра города в 1346 году. В 1425 году церковь сгорела во время сильного пожара. Реконструкция началась сразу же после происшествия. В 1466 году все работы в храме были завершены, о чем свидетельствует запись епископа в архивных документах. Интерьер церкви украсили два новых алтаря: Пресвятой Девы Марии в северном нефе и Святого Станислава.
Костел святого Мартина в стене (Kostel svatého Martina ve zdi)
Костел святого Мартина в стене (Kostel svatého Martina ve zdi) всем своим видом показывает, что он – выходец из другого времени, другой эпохи. Потемневшие камни, острая готическая крыша, стрельчатые окна — всё вызывает ощущение разверзшейся у нас на глазах глубины веков.
Костёл даже много старше, чем это кажется с первого взгляда. Ведь готические формы он приобрёл не сразу, а в процессе дальнейшей перестройки.
Сейчас костёл оказался в самом центре современной Праги, в Старом городе. А в XII веке на этом месте было всего лишь предместье на правом берегу Влтавы, Уезд, расположенное напротив Вышеграда. Жители Уезда своим покровителем считали святого Мартина, поэтому костёл, построенный в 1178 году, получил имя этого святого. И вид у костёла был совершенно не такой, как сегодня. Это было здание-крепость, в котором равно можно было и молиться богу, и защищать жителей поселения от врагов. Костёл получился в романском стиле, однонефный, с колоннами и мощными стенами.
Пришло время, и Уезд поглотила расширяющаяся Прага. Он был просто подарен Собеславу II, тогдашнему королю Чехии. А что касается стены, фигурирующей в названии костёла, то она действительно имела место быть. Она прошла через костёл насквозь, разделив его на 2 части: одна часть принадлежала Старому городу, а вторая – Новому. Историки до сих пор гадают, почему Карл IV в середине XIV века так поступил, что его к этому подвигло, но разумного объяснения не находят. А тем не менее, причина таких действий должна существовать, и это, возможно только одна из тайн, которые хранит древнее здание костёла. С тех пор и укоренилось название – «Костел святого Мартина в стене».
Стиль ранних христианских построек, романский, в котором костёл был выстроен, не смог дожить до наших дней. Тогда в помещении был один неф и аспида полукруглой формы. Изо всего этого сохранилась только одна колонна, на неё обращают внимание посетители церкви.
При том же Карле IV костел подвергся перестройке, и ему были приданы готические черты. В то время готика господствовала в архитектуре, людям казалось, что, устремляя свои здания ввысь, они становятся ближе к богу. Здание костёла приобрело в результате реконструкции сводчатый потолок, колонны его удлинились.
В следующем веке, XV, костёл оказался обязан новой перестройкой купеческой семье Гольц из Кветнице. Костёл в это время стал ещё выше на целых 1½ метра, у него появились три нефа, а потолок стал нервюрным, то есть – рёберным. Семья оборудовала для себя личное молельное место в боковом нефе – маленькое помещение, и укрепила собственный герб на церковном фасаде.
И когда всё уже было так хорошо, случился пожар, и костёл сгорел. Однако в 1678 году его восстановили, и при оформлении добавили несколько декоративных деталей несвойственного стиля – барочного. Внутри костёла потолки расписали, изобразив праотца Адама и праматерь Еву как участников сцен из Ветхого завета. При этом Адам был в одежде, а Ева явилась посетителям церкви обнажённой. Это был смелый поступок художника, потому что персонажей из Библии в то время не изображали таким образом, и исключение в этом плане было единственное – потолок Сикстинской капеллы.
Вход, которым пользуются сегодняшние гости церкви, был построен в 1779 году.
Однако вскоре после посещения здания костёла Иозефом II, австрийским императором, появился вердикт о том, что в здании находиться опасно, так как оно вредит здоровью горожан. Непонятно, что так повлияло на императора, но с конца 70-х годов XVIII века здание стало влачить жалкое существование. Сначала там организовали склад, потом разместили торговые лавки и даже ресторан. Это было уже в XIX веке, однако вскоре судьбе костёла суждено было снова измениться, на этот раз – в лучшую сторону.
Нашёлся такой человек, Камил Гилберт, которому бросились в глаза фрагменты той, единственной уцелевшей, романской колонны, которая смотрелась странно среди ресторанного антуража. Внимание общественности было привлечено, настроения руководства изменились, и восстановление костёла началось. В восстановленном здании костёла расположилась церковь евангелистов.
О фигурке насмешливо улыбающегося мальчишки на крыше костёла повествует легенда, которую знают в Праге все. Мальчишка этот, сын бедной горожанки, не желал помогать матери, а проводил время в играх и баловстве. Одним из его любимых занятий были всяческие дразнилки и насмешки, которыми он донимал жителей окрестности. Однажды, взобравшись на крышу костёла, он предался любимому занятию, насмехаясь над проходившей процессией. Разгневанная мать, заметив его, в сердцах пожелала ему окаменеть на месте, что и было немедленно исполнено.
Ещё одна легенда касается гуситского движения. В то время гуситы подвергались гонениям, им приходилось встречаться тайно, и таким местом сбора служил костёл святого Мартина. Человек, который в то время служил в костёле, по имени Ян из Градеца, ввёл в практику причащение прихожан хлебом и вином. Это было смелое новшество, поскольку до этого только священники допускались к причастию. Гуситы таким своеобразным способом хотели подчеркнуть, что перед богом равны все. В обряде причащения фигурировала золотая чаша, и гуситы с тех времён получили прозвище чашников.
Это – только две известные легенды. А сколько других, заблудившихся во тьме веков и не добравшихся до нах, хранят тёмные камни… Во всяком случае, само здание костёла святого Мартина в стене свидетельствует о том, что судьба здания, как и судьба человека, может поворачиваться разными сторонами, и никто не знает, чего ожидать от неё завтра. Спорить с ней не получается, но можно просто потерпеть и дождаться светлой полосы.
Как добраться
Адрес: Martinská, № 8, Praha 1, сайт — martinvezdi.eu
Можно поехать на метро до станции Můstek (Мост). Или использовать один из трамвае, с №№ маршрутов B, 6, 9, 18, 22; 53, 57, 58, 59. Выходить из трамвая надо на остановке Národní třída (Национальный проспект).
Костел святого Мартина в стене на карте
[googlemap address=»Martinská 8, Praha 1″ maptype=»ROADMAP» zoom=»19″ width=»580″ height=»350″ marker=»false» scrollwheel=»false» longitude=»» latitude=»»]Костел святого Мартина в стене[/googlemap]
Источники:
http://praga-praha.ru/kostel-svateho-martina-ve-zdi/
http://eurowork.com.ua/novosti/top-7-samyh-velicestvennyh-kostelov-polsi
http://iloveprg.ru/kostel-svyatogo-martina-v-stene-kostel-svateho-martina-ve-zdi/