Костел Святого Мартина, Польша – обзор

0

Костел Святого Мартина, Польша – обзор

Костел святого Мартина в стене

  • Kostel svatého Martina ve zdi

    Есть места в мире, где каждый камень, каждая стена, каждая колонна дышит историей. Таков костел святого Мартина в стене, который расположен в самом центре Праги, в Старом городе. Он много повидал на своем веку: история поворачивалась к нему и светлой, и темной стороной, но храм выжил.

    Название костела

    В конце XII века Прага активно строилась и разрасталась за счет предместий. Одним из таких был Уезд, небольшое поселение прямо напротив Вышеграда, на правом берегу Влтавы. Уезд имел покровителя – святого Мартина, и поселяне решили построить костел имени своего святого, что и произошло в 1178 году. Костел был однонефный, в романском стиле. Церковь святого Мартина тогда напоминала крепость. Полукруглый свод опирался на мощные стены и такие же колонны, и костел мог быть и местом общения с Богом, и местом укрытия от врагов.

    Почему костел Святого Мартина оказался в стене?

    Уезд вместе с жителями был подарен чешскому королю Собеславу II и так вошел в состав Праги. А в середине XIV века Карл IV решил возвести новые крепостные стены, одна из которых разделила костел святого Мартина на две части. О причине такого плана до сих пор спорят исследователи и краеведы, но факт остается фактом: одна часть осталась в Старом городе, другая – в Новом. Но храм жил, хотя это было не первое его преображение. Осталось только странное название – костел Святого Мартина в стене.

    Архитектура костела: музыка веков, отраженная в камне

    Костел святого Мартина строился в романском стиле ранних христианских построек. Сначала он имел один неф и полукруглую апсиду. Неф – вытянутое пространство, ограниченное с двух сторон колоннами. Сегодня одна такая колонна в церкви сохранилась, ее можно увидеть.

    При Карле IV костел перестраивали в господствующем в то время готическом стиле: подняли колонны, сделали сводчатый потолок. Готика устремлялась ввысь, к Богу.

    Последняя перестройка была в XV веке благодаря одной купеческой семье – семье Гольц, пришедшей из Кветнице. Их герб до сих пор на фасаде церкви. О них напоминает и маленькое помещение в одном из боковых нефов – личное молитвенное место. Тогда еще выше подняли костел, на полтора метра, сделали три нефа и нервюрный (реберный) потолок. На этом перестройки закончились.

    Костел сгорел в 1678 году и был восстановлен, а в декоре храма появились барочные детали. Самое любопытное, что возникло в костеле после пожара, ‒ это расписанный деревянный потолок. В сценах из Ветхого завета можно увидеть праматерь Еву и праотца Адама. Ева обнажена, Адам в одежде. По тем временам изображение мужчин, кроме Христа и святых, было только на потолке Сикстинской капеллы, так что художник сильно рисковал, рисуя этих героев Библии. В 1779 году прихожане построили вход, через который сегодня в костел попадают прихожане и гости города.

    Иозеф II, австрийский император, лично посетил пражские костелы в конце 70-х годов XVIII века и вынес вердикт: костел вреден для здоровья, и находиться там опасно. В здании средневекового храма сделали склад. Для костела начались темные времена. Потом там были торговые лавки, в XIX веке ‒ ресторан, пока человек по имени Камил Гилберт не обратил внимания на остатки той самой романской колонны в ресторане и не занялся исследованиями. Благодаря ему костел начали восстанавливать. Сегодня это евангелическая церковь.

    Дыхание истории: события и легенды

    На крыше храма можно увидеть фигурку мальчишки. Он растянул рот в улыбке-насмешке. С этой скульптурой связана легенда об окаменевшем насмешнике: сын бедной женщины, вынужденной работать, был предоставлен самому себе и предпочитал весело проводить время, но не помогать матери. Однажды он влез на крышу собора и стал насмехаться над проходящей мимо процессией. Мать, увидев это, крикнула: «Окаменей!», что и произошло. С тех пор проказник сидит на крыше и напоминает всем о наказании за злые шутки.

    Читать еще:  Музей Электрик Лэдиленд, Нидерланды - обзор

    Однако главное событие, связанное с храмом, знаменательно для истории гуситского движения. В центре собора установлена золотая чаша. Гуситы собирались здесь во времена, когда участники движения подвергались гонениям. Ян из Градеца, служивший в костеле, впервые начал причащать прихожан хлебом и вином. О том и напоминает золотая чаша. До этого вином причащались только священники, Ян из Градеца и гуситы таким поступком утверждали, что перед Богом все равны. С тех пор гуситов стали называть чашниками.

    Кто знает, сколько еще легенд и историй хранят старые стены, но храм точно еще не раскрыл их все. Живая история – часть настоящего, костел святого Мартина в стене свидетельствует об этом.

    Топ-7 самых величественных костелов Польши

    Монументальные и необычные, поражающие и с невероятной историей, овеянные столетними легендами и загадками – костелы, которые продолжают удивлять жителей и гостей Польши. Мы предлагаем вам список величайших и самых интересных костелов, которые можно посетить, находясь в Польше.

    Что же такое костел? Костел (kościół) – польское название церкви, религиозного сооружения христиан-католиков, римско-католический храм, где проводят богослужения. Слово kościół происходит (возможно, через посредство старочешского слова kostel) от лат. castellum – «укрепленное место», «замок».

    Собор Успения Девы Марии

    Римско-католический храм находится в польском городе Фромборке Бранёвский повят Варминско-Мазурского воеводства. Собор Успения Девы Марии также является усыпальницей польско-немецкого ученого и мыслителя Николая Коперника. Несмотря на то, что этот костел построен в XII веке, он хорошо сохранился до наших дней. Значительную ценность представляет костельный орган, выполненный мастером из Гданьска Даниэлем Нитровським (Daniel Nitrowski) 1682, он заслуженно пользуется мировой известностью – в наше время здесь проходит ежегодный международный летний фестиваль органной музыки.

    Со времени позднего Средневековья сохранился и бывший соборный алтарь, выполненный на заказ епископа Лукаса Ватценроде (Lucas Watzenrode) в одной из Торунскогих мастеров, и теперь размещен в северном притворе нефа.

    Собор святого Иоанна Крестителя

    Собор святого Иоанна Крестителя находится в центре Вроцлава на Тумском острове. Кирпичная церковь на месте современного костела была еще в X веке, о чем свидетельствуют найденные 1996-1997 остатки фундамента старой церкви. Современное здание ведет свою историю с 1242-1272 годов, кафедра в готическом стиле была построена епископом Томашем I и считается старейшей готической святыней в Польше. Позже храм многократно достраивался, страдал от пожаров 1540 и 1759, а весной 1945 года на 70% был уничтожен красноармейцами. Отстроенный 1951 года.

    Собор Архангела Михаила и Святого Флориана

    Базилика Святых Михаила и Флориана – кафедральный собор в епархии Варшавы-Праги Римско-католической церкви в столице Польши. Храм расположен в историческом районе Прага. Собор построен в неоготическом стиле. В 1997 году ему был присвоен статус малой базилики.

    Собор представляет собой трехнефную базилику с трансептом. По бокам над фасадом возвышаются две 75-метровые башни с медными крышами, покрытыми зеленой патиной. Над главным порталом мозаика «Христос Спаситель», над боковыми порталами мозаики – «Герб Праги» и «Герб Казимежа Романюка, первого епископа Варшавы-Праги».

    Церковь Девы Марии

    Базилику Святой Девы Марии в Гданьске считают самым большим кирпичным собором в мире. Туристы прозвали базилику «Короной Гданьска». Церковь построена в XIII-XVI веках в строгом готическом стиле и является ярким образцом кирпичной готики. Длина здания – 105 м, ширина – 66 м, внутри церкви могло находиться до 25 000 человек. До 1945 года это была самая большая лютеранская церковь мира. В 1945 году при боях за Гданьск здание было повреждено, обвалилась часть сводов.

    После Второй мировой войны началась реконструкция костела, в 1947 году была восстановлена крыша, некоторые своды были восстановлены в бетоне. В 1955 году церковь была заново освящена и вновь стала католической, а в 1965 году буллой Папы Римского костел стал базиликой.

    Собор Святого Николая

    Кафедральный собор Святого Николая – одна из крупнейших церквей Бельско-Бяла, расположена в Старом городе на площади Святого Николая. Первоначально основанный между 1443-1447 годами, собор был полностью перестроен в начале ХХ века по проекту венского архитектора Леопольда Бауэра. Художник из Вены Рудольф Харфлингер работал над витражами церкви.

    Читать еще:  Сюрстрёмминг - забродившая селедка, рестораны Питеи, Швеция - обзор

    Собор Святой Марии Магдалины

    Собор Святой Марии Магдалины представляет собой готическую церковь, расположенную неподалеку от центральной рыночной площади города. Он был построен в XIII столетии, хотя первая церковь на его нынешнем месте появилась уже в конце ХV века. Во время нашествия монголов церковь разрушили, а следующая за ней была уничтожена пожаром в середине ХIV века. После этого на ее месте построили новую большую церковь в строгом готическом стиле, поместив на башнях более чем значительные колокола. В 1525 г. она стала протестантской и оставалась такой до конца Второй мировой войны, после чего была сделана некафедральним католическим собором.

    Одна из самых ценных и примечательных частей собора – это романский портал, датируется ХII веком. Этот портал был перемещен сюда в 1546 г. из церкви Св. Марии и Винсента бенедиктинского монастыря в Олбин после его закрытия.

    Собор Святых Мартина и Николая

    Собор Святых Мартина и Николая в Быдгоще – католическая церковь, построенная в ХV веке в готическом стиле. Собор является самым ценным памятником архитектуры города Быдгощ. Первая приходская церковь была основана по инициативе мэра города в 1346 году. В 1425 году церковь сгорела во время сильного пожара. Реконструкция началась сразу же после происшествия. В 1466 году все работы в храме были завершены, о чем свидетельствует запись епископа в архивных документах. Интерьер церкви украсили два новых алтаря: Пресвятой Девы Марии в северном нефе и Святого Станислава.

    Костел святого Мартина в стене (Kostel svatého Martina ve zdi)

    Костел святого Мартина в стене (Kostel svatého Martina ve zdi) всем своим видом показывает, что он – выходец из другого времени, другой эпохи. Потемневшие камни, острая готическая крыша, стрельчатые окна — всё вызывает ощущение разверзшейся у нас на глазах глубины веков.

    Костёл даже много старше, чем это кажется с первого взгляда. Ведь готические формы он приобрёл не сразу, а в процессе дальнейшей перестройки.

    Сейчас костёл оказался в самом центре современной Праги, в Старом городе. А в XII веке на этом месте было всего лишь предместье на правом берегу Влтавы, Уезд, расположенное напротив Вышеграда. Жители Уезда своим покровителем считали святого Мартина, поэтому костёл, построенный в 1178 году, получил имя этого святого. И вид у костёла был совершенно не такой, как сегодня. Это было здание-крепость, в котором равно можно было и молиться богу, и защищать жителей поселения от врагов. Костёл получился в романском стиле, однонефный, с колоннами и мощными стенами.

    Пришло время, и Уезд поглотила расширяющаяся Прага. Он был просто подарен Собеславу II, тогдашнему королю Чехии. А что касается стены, фигурирующей в названии костёла, то она действительно имела место быть. Она прошла через костёл насквозь, разделив его на 2 части: одна часть принадлежала Старому городу, а вторая – Новому. Историки до сих пор гадают, почему Карл IV в середине XIV века так поступил, что его к этому подвигло, но разумного объяснения не находят. А тем не менее, причина таких действий должна существовать, и это, возможно только одна из тайн, которые хранит древнее здание костёла. С тех пор и укоренилось название – «Костел святого Мартина в стене».

    Стиль ранних христианских построек, романский, в котором костёл был выстроен, не смог дожить до наших дней. Тогда в помещении был один неф и аспида полукруглой формы. Изо всего этого сохранилась только одна колонна, на неё обращают внимание посетители церкви.

    При том же Карле IV костел подвергся перестройке, и ему были приданы готические черты. В то время готика господствовала в архитектуре, людям казалось, что, устремляя свои здания ввысь, они становятся ближе к богу. Здание костёла приобрело в результате реконструкции сводчатый потолок, колонны его удлинились.

    Читать еще:  Стад де Франс, Франция - обзор

    В следующем веке, XV, костёл оказался обязан новой перестройкой купеческой семье Гольц из Кветнице. Костёл в это время стал ещё выше на целых 1½ метра, у него появились три нефа, а потолок стал нервюрным, то есть – рёберным. Семья оборудовала для себя личное молельное место в боковом нефе – маленькое помещение, и укрепила собственный герб на церковном фасаде.

    И когда всё уже было так хорошо, случился пожар, и костёл сгорел. Однако в 1678 году его восстановили, и при оформлении добавили несколько декоративных деталей несвойственного стиля – барочного. Внутри костёла потолки расписали, изобразив праотца Адама и праматерь Еву как участников сцен из Ветхого завета. При этом Адам был в одежде, а Ева явилась посетителям церкви обнажённой. Это был смелый поступок художника, потому что персонажей из Библии в то время не изображали таким образом, и исключение в этом плане было единственное – потолок Сикстинской капеллы.

    Вход, которым пользуются сегодняшние гости церкви, был построен в 1779 году.

    Однако вскоре после посещения здания костёла Иозефом II, австрийским императором, появился вердикт о том, что в здании находиться опасно, так как оно вредит здоровью горожан. Непонятно, что так повлияло на императора, но с конца 70-х годов XVIII века здание стало влачить жалкое существование. Сначала там организовали склад, потом разместили торговые лавки и даже ресторан. Это было уже в XIX веке, однако вскоре судьбе костёла суждено было снова измениться, на этот раз – в лучшую сторону.

    Нашёлся такой человек, Камил Гилберт, которому бросились в глаза фрагменты той, единственной уцелевшей, романской колонны, которая смотрелась странно среди ресторанного антуража. Внимание общественности было привлечено, настроения руководства изменились, и восстановление костёла началось. В восстановленном здании костёла расположилась церковь евангелистов.

    О фигурке насмешливо улыбающегося мальчишки на крыше костёла повествует легенда, которую знают в Праге все. Мальчишка этот, сын бедной горожанки, не желал помогать матери, а проводил время в играх и баловстве. Одним из его любимых занятий были всяческие дразнилки и насмешки, которыми он донимал жителей окрестности. Однажды, взобравшись на крышу костёла, он предался любимому занятию, насмехаясь над проходившей процессией. Разгневанная мать, заметив его, в сердцах пожелала ему окаменеть на месте, что и было немедленно исполнено.

    Ещё одна легенда касается гуситского движения. В то время гуситы подвергались гонениям, им приходилось встречаться тайно, и таким местом сбора служил костёл святого Мартина. Человек, который в то время служил в костёле, по имени Ян из Градеца, ввёл в практику причащение прихожан хлебом и вином. Это было смелое новшество, поскольку до этого только священники допускались к причастию. Гуситы таким своеобразным способом хотели подчеркнуть, что перед богом равны все. В обряде причащения фигурировала золотая чаша, и гуситы с тех времён получили прозвище чашников.

    Это – только две известные легенды. А сколько других, заблудившихся во тьме веков и не добравшихся до нах, хранят тёмные камни… Во всяком случае, само здание костёла святого Мартина в стене свидетельствует о том, что судьба здания, как и судьба человека, может поворачиваться разными сторонами, и никто не знает, чего ожидать от неё завтра. Спорить с ней не получается, но можно просто потерпеть и дождаться светлой полосы.

    Как добраться

    Адрес: Martinská, № 8, Praha 1, сайт — martinvezdi.eu

    Можно поехать на метро до станции Můstek (Мост). Или использовать один из трамвае, с №№ маршрутов B, 6, 9, 18, 22; 53, 57, 58, 59. Выходить из трамвая надо на остановке Národní třída (Национальный проспект).

    Костел святого Мартина в стене на карте

    [googlemap address=»Martinská 8, Praha 1″ maptype=»ROADMAP» zoom=»19″ width=»580″ height=»350″ marker=»false» scrollwheel=»false» longitude=»» latitude=»»]Костел святого Мартина в стене[/googlemap]

    Источники:

    http://praga-praha.ru/kostel-svateho-martina-ve-zdi/
    http://eurowork.com.ua/novosti/top-7-samyh-velicestvennyh-kostelov-polsi
    http://iloveprg.ru/kostel-svyatogo-martina-v-stene-kostel-svateho-martina-ve-zdi/

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии