Кто ж его посадит? Самые необычные статуи и монументы — обзор

Кто ж его посадит: петербургские памятники, которых нет

Что происходит на этой фотографии? Зачем памятник Александру III посадили в клетку? Кто стоял на Манежной площади вместо фонтана, кому на самом деле принадлежит «памятник невидимке», что случилось с гипсовым Радищевым и кто спас Ленина на Варшавском вокзале — об этом мы сегодня расскажем в новом тексте.

«Кто ж его посадит? Он же памятник!» — удивлялся герой Савелия Крамарова в фильме «Джентльмены удачи». Но бывает и такое.

В Петербурге почти 5000 памятников, от «Медного всадника» до шуточного Чижика-Пыжика на Фонтанке. Сегодня мы вспомним монументы, которые не пережили ХХ век или в лучшем случае потеряли законное место. Рассказываем об утраченных памятниках Петербурга — от великих князей до советских вождей.

Бегемот на комоде

Одним из самых одиозных петербургских памятников всех времён остаётся памятник Александру III, созданный в 1909 году итальянским скульптором Паоло Трубецким. Скульптуру установили перед крупнейшим столичным вокзалом — Николаевским (ныне Московский). Место выбрали не случайно: ключевой заслугой императора Александра, судя по надписи на постаменте, сочли создание Транссибирской магистрали.

1908-1909 гг — это не Троянский конь в Петербурге. Просто архитекторы примериваются, как будет выглядеть памятник Александру III на Знаменской площади.

Но петербургская публика монумент не приняла. Уже в день открытия несчастного Царя-Миротворца сопровождало улюлюкание толпы, а зеваки и газетчики упражнялись в острословии: самой популярной шуткой стал стишок «Стоит комод, на комоде — бегемот, на бегемоте — обормот». Досталось даже лошади самодержца, которой пеняли на отсутствие хвоста, а выпуклости её спины сравнивали с женской грудью.

Да нормальный памятник!

Но как это ни странно, памятник простоял после революции 1917 года почти до самой Второй мировой — демонтировали скульптуру только в 1937 году.

В советские годы над несчастным монументом всячески глумились, особенно в годовщины революции и на первомай. Здесь он, например, заключён в клетку. Вот настоящее современное искусство!

1922 г. — памятник на своём месте, хотя и с издевательской подписью на постаменте. Возможно, она его и спасла. Вместо метро «Пл. Восстания» можно видеть храм.

В каком-то смысле «обормоту на комоде» даже повезло: его так и не переплавили, а убрали в запасники Русского музея. Лишь постамент валаамского красного гранита сохранить не удалось: он пошёл в расход уже под другие скульптуры — в частности, памятник композитору Римскому-Корсакову на Театральной площади.

1994 г — перевозка памятника в Мраморный дворец, где его можно увидеть и сегодня.

Впрочем, теперь в художественных достоинствах монументу Александру III (или в отсутствии оных) могут лично убедиться все желающие: в 1994 году его поставили перед Мраморным дворцом.

Правда, и в наши дни Александра III не оставляют в покое. Например, недавно в курдонёре Мраморного дворца напротив него стоял памятник Японской девочке на тиранозавре (современное искусство).

И пожалуй, дело не в том, что он так уж плох — просто российское общество к 1910-м годам было уже настроено антимонархически, и напоминавший городового-держиморду царь вызывал у большинства петербуржцев только раздражение.

Проект возвращения Александра III на прежнее место обсуждают и сегодня. Это может стать актуальным, если власти городе решат сделать пространство под пл. Восстания торгово-развлекательными площадями — в этом случае площадь точно не выдержит стелу.

При всей спорности монумента Паоло Трубецкого новый памятник Александру III, открытый совсем недавно в Крыму, изрядно напоминает петербургскую скульптуру. Ещё и гангнам-стайл танцует.

Фонтан вместо Романова

А вот памятник великому князю Николаю Николаевичу-старшему пробыл перед нынешним кинотеатром «Родина» совсем недолго. Торжественно открытый императором незадолго до начала Первой мировой, он не простоял на Манежной площади и пяти лет — в соответствии с ленинским указом «о памятниках царям и их слугам» скульптура была направлена на переплавку уже осенью 1918-го.

Приезд Николая II на открытие памятника Николаю Николаевичу в январе 1914 года.

Досадно, но как раз этот памятник, созданный итальянским скульптором Пьетро Каноникой, был довольно красивым. Большая, свыше 10 метров, скульптура генерал-фельдмаршала и полководца Николая Романова возвышалась на площади, ближе к Караванной улице.

Она призвана была напоминать о подвигах российских солдат и офицеров во время войны с турками 1877-1878 годов. Именно после тех блестящих побед русского оружия народы Балкан получили независимость от Османской империи и создали свои государства.

Читать еще:  Фестиваль Дивали, Индия - обзор

Сама скульптура имела портретное сходство с великим князем. В отличие от пресловутого «бегемота на комоде», была встречена общественностью и критиками положительно.

Правда, по воспоминаниям некоторых современников, сам Н. Н. Романов был весьма противоречивой личностью. Эксцентричный и эпатажный, он к концу жизни вовсе выжил из ума, оставаясь изрядной головной болью для царствовавшего тогда Александра III. Да и победы русских войск над турками, как считают военные историки, складывались не благодаря, а скорее вопреки командованию Николая Николаевича.

Точные копии памятника сохранились на родине скульптора — в Италии. Их можно увидеть и сейчас.

Возможно, всё это также поспособствовало уничтожению памятника в первые советские годы. Теперь вместо него в ожидании очередного сеанса в «Родине» хипстеры могут любоваться стандартным круглым фонтаном.

Памятник невидимке

Ещё более странную скульптуру можно увидеть у дома №132 по Фонтанке. Точнее, как раз нельзя увидеть — дело в том, что это так называемый «Памятник Невидимке», давно пользующийся популярностью у местных жителей и гостей города.

Тот самый «памятник невидимке» на Фонтанке, д. 132. На постаменте так и написано. Власти часто закрашивают надпись, но всякий раз она таинственным образом появляется на пьедестале к следующему утру.

Это постамент памятника, на котором ничего не стоит, он пуст. Шутники часто пишут на нём «Памятник Невидимке», а также фотографируются, забравшись на него — «я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

На самом же деле постамент предназначался для бюста ещё одного Романова — императора Александра II, который пожертвовал немало личных средств на создание Александровской больницы, перед которой и был воздвигнут монумент. Бюст стоял на этом месте с 1893 по 1931 год, пока не был сброшен со своего места. Есть версия, что сбросили его прямо в Фонтанку. Кстати, сейчас больница переквалифицировалась в психиатрическую, и некоторые её пациенты утверждают, что они этот памятник по-прежнему видят.

В действительности здесь стоял бюст Александру II, Царю-Освободителю. Позже благодарные соотечественники сбросили его в Фонтанку.

О восстановлении бюста речи пока не идёт. Хотя поклонники Александра II не должны переживать: уже в постсоветские годы в России появилось немало памятников Царю-Освободителю. Два из них находятся в Петербурге: в полный рост — на Суворовском проспекте и бюст перед банком — на улице Ломоносова. Не говоря уже о том, что главным петербургским памятником этому императору остаётся храм на месте его гибели — Спас на Крови.

Впрочем, в современном Петербурге память царя всё же чтят.

Короткий век «монументальной пропаганды»

Особой строкой в истории петроградской скульптуры стоят первые советские памятники. Практически все они создавались как временные и оказались крайне недолговечными, поэтому в лучшем случае сохранились лишь на фотокарточках тех лет. Единственным монументальным сооружением советского Петрограда, дошедшим до наших дней, остаётся мемориал на Марсовом поле.

Лассаль на Думской

Маркс перед Смольным (сейчас там Ленин — до сих пор)

Размах ленинской «монументальной пропаганды» впечатлял: только за 1918 год Петроград обрёл не один десяток новых памятников. Перед Смольным поставили гигантского Карла Маркса, на площади Восстания — бюст Софьи Перовской в ультрасовременном стиле, прямо у Зимнего дворца — дворянского революционера Радищева. На углу Невского и Думской появился памятник Лассалю, у Балтийского вокзала — Огюсту Бланки, а на Васильевском острове — любимому Лениным поэту Гейне.

Софья Перовская перед Московским вокзалом

Гипсовый Радищев был символически установлен в разрушенной ограде Зимнего дворца. Все эти монументы были сделаны наспех и из крайне недолговечных материалов (например, из гипса) — а потому просуществовали весьма недолго.

Только вот обилие новых скульптур российских и зарубежных революционеров с лихвой компенсировалось крайне низким качеством работ. Вследствие развала экономики нормальных материалов не было, и многие из этих памятников изготавливались из гипса и гранитной крошки. В итоге даже те из них, кто не стал жертвой вандалов, не простояли и нескольких лет: например, Радищева быстро разнесла очередная буря, а самые крупные из памятников убрали сами власти после того, как их состояние стало представлять угрозу для жизни прохожих.

Как бронзовый Ильич по городу ходил

В отличие от первых совдеповских скульптур, памятники Ленину создавались уже с чувством, с толком, с расстановкой — из бронзы и гранита, на века. В Ленинграде, само собой, их было особенно много. Даже сейчас краеведы насчитывают в Петербурге 57 изваяний Ленина, не считая памятных досок.

Особенно Ильичей в советские годы любили ставить на вокзалах. Но если в памятнике на Финляндском вокзале была своя логика — ведь именно туда Ильич прибыл в 1917 году — то к остальным вокзалам он вроде бы прямого отношения не имел.

Читать еще:  Плотина Гувера, США - обзор

Варшавский вокзал в 1952 г. — с Лениным.

Тем не менее, в 1949 году, после реконструкции, свой Ленин появился и на действовавшем в ту пору Варшавском вокзале. Памятник стоял в огромной нише фасада и был прекрасно виден с любой точки Измайловского проспекта, а особо глазастые различали его аж с колоннады Исаакия.

Ленин на Варшавском в 1990-х: если присмотреться, то видно, что к нему уложены цветы, но и кое-где не отскребли краску, которой закидывали памятник.

Но наступили иные времена, и в 2001 году Варшавский перестал функционировать как вокзал, переквалифицировавшись в торгово-развлекательный комплекс. Ленина с вокзала вывезли.

Памятник Ленину во время его пребывания в Старо-Паново в 2005-2012 гг. Фото — Дмитрия Ратникова, «Канонер».

Хотя бронзовому Ильичу повезло больше. Сначала его укрыли рабочие завода «Специалист» в Старо-Паново, а в 2012 году скульптуру приобрела и установила в своём внутреннем дворе Академия имени Лесгафта. Типовой Ленин с Варшавского вокзала и сейчас стоит там, и при желании посмотреть на него можно, если зайти в вуз с улицы Декабристов. Скульптуру даже отреставрировали за счёт академии, так что выглядит Ленин хорошо.

Транспортировка Ленина в выкупивший его институт им. Лесгафта.

Ленин сегодня — на задворках академии Лесгафта.

В бурный ХХ век из истории «выпилили» не только памятники, но и многих живых людей. Впрочем, памятники, в отличие от людей, всегда можно воскресить прецеденты имеются.

Самые необычные памятники и монументы мира

Памятники и скульптуры навевают скуку? Значит, вы еще не видели необычные памятники, от которых сложно оторвать взгляд.

Телевизионная башня, Прага, Чехия

С 2000 года 10 гигантских младенцев ползут вверх по Жижковской телевизионной башне в Праге. Эта композиция создана скульптором Давидом Черным.

Из-за формы скульптуру также называют фасолью. На самом деле, Клауд-Гейт автора Аниша Капура считается каплей ртути, которая упала на Землю.

Памятник Сибелиусу, Хельсинки, Финляндия

Оптическая система органной трубки выглядит абстрактно и круто. Неудивительно, что памятник финскому композитору Жану Сибелиусу очень популярен у туристов.

Рука пустыни, пустыня Атакама, Чили

В центр пустыни путешественников приманивает эта рука высотой 11 метров. Она создана Марио Ирраразабалом и является символов экологических грехов человечества, которые превращают Землю в пустыню.

Памятник клавиатуре, Екатеринбург, Россия

Никакой шутки, здесь фактически была установлена скульптурная гигантская компьютерная клавиатура. Автор Анатолий Вяткин создал бетонную клавиатуру, превосходящую обычную по размерам в 30 раз.

Пожиратель детей, Берн, Швейцария

Человек, который ест голого ребенка — это действительно странный мотив этой скульптуры, скульптура пугает детей и взрослых с XVI века. В средние века фигура наводила ужас на умы людей.

Мама, Оттава, Канада

Этого гигантского паука художницы Луизы Буржуа можно найти в нескольких местах по всему миру, включая Оттаву, Бильбао и Токио. Кстати, животное посвящено матери автора: «Она была моим лучшим другом. Подобно паукам она ткала. У моих родных было собственное дело: они занимались реставрацией гобеленов, и мать руководила мастерской. Как и пауки, моя мать была умна. Пауки дружелюбны и едят комаров. Мы знаем, что комары переносят болезни, за это их не любят. То есть пауки полезны, они нас защищают. Такой была и моя мать», — писала о своем произведении скульптор.

Статуя святого Вацлава на мертвой лошади, Прага, Чехия

Давид Черный известен своими необычными и провокационными скульптурами: почитаемый в Чехии святой сидит на перевернутом коне. Не все приняли эту необычную скульптуру.

Хедингтонская акула, Великобритания

Акула застряла в крыше дома? Это можно увидеть на New High Street 2 в Хедингтоне, пригороде Оксфорда. Кстати, художественное произведение из стекловолокна Джона Бакли является символом борьбы против ядерного оружия и ядерной энергии. В некотором смысле акула изображает красивую, но потенциально смертельную ракету.

Памятник хлопковому долгоносику, Энтерпрайз, штат Алабама

Вы не ошиблись — дама действительно несет над головой жука. Статуя призвана напомнить жителям Энтерпрайз штата Алабама, что жук-хлопчатник в 1915 году истребил урожай и что многим фермерам это дорого стоило.

Парк подводной скульптуры, Гренада

Эти сумасшедшие скульптуры Джейсона де Кайреса Тейлора могут увидеть только дайверы. Бетонные фигуры в натуральную величину показывают жизнь и историю Гренады в повседневных сценах.

Самые забавные памятники мира (41 фото + текст)

Сейчас в крупных городах Европы можно встретить весьма необычные памятники и скульптуры, зачастую поражающие своим забавным, смешным и даже нелепым видом.

Ну, разве можно серьезно отнестись вот к такому памятнику, стоящему в Амстердаме? «Не пили сук, на котором сидишь»:

Читать еще:  Мавзолей Конфуция, Япония - обзор

Кстати, подобный памятник установлен и в Якутске. Вот он:

А в Брюсселе на улице можно встретить вот такую вот старушку с сумкой, пересчитывающую свои денежки.

Там же, в Брюсселе установлен вот такой смешной памятник: полицейский и поймавший его вор-проказник:

Памятник очереди установлен в Вашингтоне. Посмотрите, как органично в него вливаются и туристы:

Очень необычно обстоит дело с проходимостью сквозь стены. Если в Лос-Анджелесе клерк с чемоданчиком смог засунуть в стену только голову.

. то французский писатель Марсель Эме, в Париже, уже прошел сквозь стену, и теперь в процессе выхода из нее.

. а вот бронзовая женщина из Санта-Фе, Нью Мехико улеглась отдохнуть прямо на тротуаре. Туристы присоединяются!

Музыку в Голландии любят. Вот, сквозь пол пробился скрипач, дабы усладить слух прохожих:

В Братиславе даже есть памятник сантехнику, высунувшемуся из канализационного люка:

Кстати, сантехники есть не только в Братиславе, но и на Украине. Вот такой грустный «санта» из Бердянска. Кстати, подобные памятники есть и в Красноярске, и в Омске, и в Екатеринбурге.

А в Осло замечен каменный мужчина, отбивающийся от каменных детишек. Или он ими жонглирует? Что примечательно — мужчина голый.

В Сеуле скамейки на улицах держат не подпорки, а крепкие зубы! Полюбуйтесь на этих товарищей!

Кстати, датчане тоже отличаются чувством юмора. Вот, например, памятник э. как бы это выразиться помягче?

А в Сан-Хосе, Коста-Рика гуляет довольно полная тетушка.

. но датская мадам из Рингкобинга пожалуй, побольше будет:

Еще один достаточно необычный памятник установлен в Мельбурне. Что-то на картинке не так, не правда ли?

Кстати, от этих велосипедистов нигде не спрячешься. Даже на дне морском!

Кроме каменных или бронзовых людей, мир наводнили памятники вещам, и об этом нельзя умолчать!

Самый новый из них — это памятник, скажем так, политический. Памятник ботинку, брошенному в Буша Младшего:

А в Париже установлен памятник пальцу. И торчит он себе из-под земли:

В Австралии — кошельку:

В Накавике, Канада — топору:

В Спрингфилде (США) — памятник вилке:

А в Норвегии, Осло — скрепке:

И даже книгам — в Берлине:

А в России на это ответили мощным трехметровым табуретом! «Памятник первому табурету земли русской» установлен в бывшей усадьбе братьев Аршеневских на Таганке:

А еще в Германии в Брауншвайге были замечены бездомные коты (хорошо, что хоть эти — не орут):

И кран в Кадизе, льющий воду с неба:

Лондон славится своими светофорами, и по этому поводу там установлен вот такой памятник:

А в Праге — памятник женской туфельке:

А теперь, перенесемся в Россию. Чего только нет на земле русской! Начнем с животных. Любит русский народ братьев меньших!

Вот, например, в Питере, на Малой Садовой улице разместился чугунный кот, которого окрестили Елисей Котович Питерский. Кот забрался высоко — на второй этаж «Елисеевского» гастронома, и поэтому его не так просто заметить:

Другой кот (точнее кошка) «висит» у окна творческого центра «Митьки ВХУТЕМАС» (ул. Правды, 16) на уровне 6-го этажа. Одетую как известный герой мультфильма, ее сразу прозвали кошкой Матроскина:

А в Москве в сквере у озера возле Новодевичьего монастыря открылась целая скульптурная композиция «Дайте дорогу утятам!». Маленькие утятки озираются по сторонам, крякают, ищут в траве червяка — словом, ведут себя как живые. Недаром у памятника поставили охрану — утят так и норовят украсть!

Кстати, скульпторы не обошли вниманием даже такое крохотное существо, как пчела. В парке «Кузьминки», например, поставили памятник пчелке Кузе, которая сидит на одной из колонн изображающих соты:

К числу самых необычных памятников Петербурга причислен «Нос». Кстати, он, как и его прототип любит погулять. Например, в 2002 он внезапно исчез со своего постамента. Его нашли спустя год на лестничной площадке дома № 15, неподалеку от Вознесенского проспекта, где находилось его законное место:

Помещаю здесь так же подборку памятников, местонахождение которых мне неизвестно, но не показать их Вам, дорогие читатели, просто нельзя!

Всемирно известный памятник слону с картины Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» просто потрясает!

А это же самые настоящие Толстый и Тонкий:

Ой, как мамаша раскрутила дочурку. Лишь бы не отпустила!

Здесь мальчишки прыгают в воду и визжат от предвкушения:

А девчонки, оставшись на «суше» играют в чехарду:

А это кто? Прекрасный витязь на коне? Но что с конем?

И на последок: корова на дереве! Присмотритесь. Что она вам напоминает? Может, пакетик молока?

Источники:

http://luna-info.ru/discourse/monument/
http://zen.yandex.ru/media/id/5b029e06dd2484a8c9b886dc/5b2e82aa0c35da00a9c80c11
http://fishki.net/22008-samye-zabavnye-pamjatniki-mira-41-foto—tekst.html

Ссылка на основную публикацию