Впадина Турфан, Китай — обзор

42° 57.5353 ′N , 89° 7.1770 ′E
42.95892N, 89.11962E
42°57′32.12″N, 89°7′10.62″E

5 материалов по 2 объектам, 174 фотографии

Ссылки от бывалых

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Турфане.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Город Турфан — один из самых низменных городов Земли

Материал понравился:

От Урумчи до Турфана 170 километров. Поскольку мы в Китае еще не акклиматизировались, это расстояние мы решили проехать официальным междугородним автобусом по билету. Автобусы, как и бензин, в Китае оказались сравнительно дороги: за автобус мы заплатили российскую цену.

Ну да ладно. Надеемся, нам нечасто потребуются автобусные услуги. Выехали из Урумчи; потянулись бесконечные степи, заставленные – о удивление! Ветряками! Сотни и сотни белых ветряков, похожих на вентиляторы на ножках, росли по обе стороны дороги. Высотой они были, мне показалось, метров двадцать, были направлены в разные стороны, некоторые неторопливо крутились. Там и сям протянулись провода, ибо это была одна из крупнейших, наверное, в Азии ветряных электростанций. К сожалению, я не знаю её мощ-ности, но вообще похвально, что китайцы пытаются использовать энергию ветра. Я видел такие конструкции в Иране, но никогда не встречал их сразу в таком количестве, просто километры ветряков.

Другое использование передовых технологий – сотовые вышки, работающие автономно, от солнечных батарей. Эти вышки встречаются раз на двадцать километров по всей пустыне. Вообще Китай очень зателефоненная страна: целых 600 миллионов человек имеют здесь мобильные трубки! Работают почти везде, по всем городам и основным трассам, разговор дёшев, и идя по улице, едучи в автобусе, читая газету, сидя в туалете и даже, наверное, во сне, почти все китайцы-горожане треплются по телефонам. В Урумчи, как и во всех прочих городах, несчётные сотни и тысячи салонов мобильной связи, где продаётся несчётное количество миллионов крутых и дорогих телефонов, с цветными экранами, видеокамерами, и всякими примочками. Простые же, не цветные и не раскладные трубки, здесь нам не попадались. Прикольно, что китайцы отправляют SMS-сообщения из иероглифов.

Дорога вблизи Урумчи имела вид автобана, с шикарными развязками и хорошим асфальтом. Но то и дело попадались места ремонта, где толпы китайцев вручную долбили старый асфальт кирками и молотками, возили на тележках камни и мусор, вручную укла-дывали новый асфальт. Вообще в Китае очень много ручного труда. Огромные здания строятся вручную, и на десятый этаж китайские рабочие заносят кирпичи силой своих организмов, на спинах, причём на спине одного китайца поднимается вверх шестнадцать, а то и двадцать кирпичей (я считал), что равно килограммам восьмидесяти, если не больше. И только двадцатые и выше этажи требуют подъёмного крана.

Ручной труд – повсюду в строительстве и ремонте, причём ремонтируется непрерывно 10% страны: мосты, дороги, здания ремонтируются, расширяются, улучшаются, и на этих непрерывных доделках и улучшениях занято, всего по стране, наверное пятьдесят мил-лионов человек. И женщины и мужчины на равных участвуют в работах, строят, месят, кладут камень и долбят всё предыдущее, плохо построенное тремя годами ранее. Всюду бетономешалки, цемент в мешках, люди в повязках на лице (защита от цементной пыли). Но на бытовках рабочих и самых простых хижинах – спутниковые антенны. Электричество всюду есть.

Женщины в Китае на виду, не так, как в Афганистане или других некоторых странах. Вернее, наоборот: женщины-таксистки и даже велорикшистки, продавцы и дворники, полицейские и строители, на всех работах можно обнаружить не только мужчин, но и женщин. Только в Китае я видел женщин за рулём дальнобойных грузовиков; в России и других странах это чисто мужское дело. У нас девушка может быть за рулём “Оки” или джипа, но “Камаза” – никогда! А за рулём китайского “Донгфенга” – бывает.
Рассмотрение китайской жизни приостановилось с наступлением темноты. Вскоре мы прибыли в Турфан, где и продолжили не научную, а буржуйскую жизнь, с подачи хелпера поселившись в Турфан-хотеле.

Старинный городок Турфан расположен в самой низшей точке Китая. Турфанская впадина – вмятина в земле ниже уровня моря. Самая нижняя точка этой вмятины находится на отметке -153 метра, да и сам Турфан тоже довольно низок, следовательно жарок в любое время года. А сейчас и так было самое жаркое время, так что даже по ночам воздух был весьма нагрет, почти до +30º. Днём солнца почти не видно от тепла, сырости воздуха и испарений.

Турфан – один из самых туристских городов Китая. Туристы, конечно, на 90% китайцы, хотя есть и иностранцы. «Турфан-отель» выглядит цивильно: ночью весь в разноцветных лампочках, как дворец; к отелю ведёт улица-аллея, сверху завитая виноградом (от солнца), на целых четыре квартала. В самой гостинице – номера на любой кошелёк, от $3 до $100, причём все самые дешёвые номера в полуподвале заняты только иностранцами. Там и нас поселили. Вообще в том же Турфане есть (как потом выяснилось) гостиницы и всего за 5 юаней, можно было и попытаться вписаться в какую-нибудь мечеть, но мы поленились: решили акклиматизироваться в стране.

Вечером мы гуляли по Турфану. Посетили книжный магазин – очень полезное место: купили карты Китая на китайском языке. В автостопе такая карта необходима, ведь как узнать у водителя, куда он едет? Произношение их нам непонятно, а наше непонятно им. Да и дорожные знаки не дублируются по-английски (может, только где под Пекином на автобанах, но не здесь), – как же на развилке выбрать нужный путь? Только сличая иероглифы на указателе с картой автодорог.

Помимо карты Китая, взяли также карту мира на китайском: разумеется, Китай оказался в центре мира. На арабских картах в центре карты оказывается арабский мир, на американских – США (а Россия и вообще Евразия режется пополам, Москва на востоке, Влади-восток на западе). Каждая страна считает себя центром мира, так и Китай – по-китайски “Чжон-гуо” – “Срединная страна”.

Читать еще:  Виллемстад, Нидерландские Антильские острова - обзор

В России я однажды прочёл, что на китайских картах, якобы, большая часть наших Приморского и Хабаровского краёв отнесены к Китаю. Но реально всё не так страшно: лишь два островка на Амуре под Хабаровском китайцы всегда считали своими. Есть небольшой территориальный спор с Индией, на юго-западе, в Гималаях.

Книги вождей и классиков китайского коммунизма, как ни странно, почти отсутствовали. Единственно популярным оказался Дэн Сяопин, 100-летие со дня рождения которого отмечали китайцы как раз в это время. Создателю китайского “экономического чуда” было посвящено множество книг, преимущественно дорогих. Все, разумеется, на китайском языке. Много было книг и других, на все случаи жизни: и для компьютерщиков, и для изучающих английский, карты, детские книги, словари, книги каких-то бородатых древних философов и всё другое разное. Цены на книги были несколько ниже российских (в среднем на 30%), и гос. цена была напечатана на каждой книге и карте, как во времена СССР.

Турфанский базар походил на базар в любом городе мусульманского мира: харчевни, люди в тюбетейках, сами тюбетейки, фрукты-овощи, мясо на сорокоградусной жаре без холодильника. Большие кучи арбузов, некоторые стоили всего 1 юань за штуку. Персики и прочие фрукты. На базаре оказалась мечеть, во время молитвы полная народу (сотни лю-дей), в городе – ещё и другие мечети, но не на главных улицах, а во дворах.. За парадными многоэтажками центра в глубине спрятались неасфальтированные пыльные одноэтажные кварталы и узкие улочки старого восточного городка.

В центре Турфана, на городской площади – куча детских и взрослых качелей, тренажёров и турников. В любое время дня куча детей и некоторые взрослые разминались на разных “ногоходах”, “рукокрутах” и подобных агрегатах, сущность которых мне трудно описать. Все они были бесплатные и почему-то не сломанные.

Как только заходит солнце, город Турфан становится весьма оживлённым. На улицы выползает масса тележек с товарами и едой. На главной городской площади, да и на всех основных перекрёстках и улицах, появляются столы и стулья, и тысячи китайцев (не только приезжих, но и местных) садятся культурно проводить вечер: едят, общаются, опять едят, после еды прогуливаются по улицам, что днём делать гораздо труднее из-за жары. Вся еда в городе оказалась была острая, двух основных типов: 1) всё на палочке (типа шашлыки, но из всего) и 2) макароновый суп со всевозможными приправами.

Город Турфан, Китай

«Огненная земля» Турфана — самый жаркий город Китая

Зеленый оазис посреди пустыни, обдуваемый со всех сторон ветрами, таким в течение двух тысяч лет представал перед глазами усталых путников город Турфан. Он был не только важным торговым и культурным центром на Великом шелковом пути, но и стратегическим постом на северной ветке древней караванной дороги.

Турфан – уникальный город. Он расположен в Турфанской впадине глубиной 154 м ниже уровня моря. Со всех сторон город окружен пустынями и горами, разрушенными средневековыми городами и остатками древних поселений. Местность, в которой расположен город, называется Долина ветров: давление внутри впадины резко отличается от давления вне её, а быстрое движение потоков воздуха создаёт сильнейшие вихри. Это делает передвижение по долине несколько неудобным, правда, местные жители уже давно научились приспосабливаться.

«Огненная земля», так местные жители называют Турфан, который является самым жарким городом Китая и одним из самых засушливых мест в мире. Летом температура воздуха достигает +50С в тени, поэтому многочисленные экскурсии по достопримечательностям города и его окрестностей следует начинать на рассвете.

Подъезжая к Турфану, перед глазами встаёт удивительная картина: тысячи гектаров зеленого массива посреди песчаной пустыни. Зелёные насаждения вокруг города являются своеобразным буфером между городом и пустыней. Несмотря на засушливый климат в Турфане выращивают различные виды фруктов: финики, гранат, персик, дыни, а так же пшеницу и длинноволокнистый хлопок, но, пожалуй, самым распространённым фруктом является виноград. В каждом доме, в чайханах, на всех базарах города, вы обязательно увидите различные сорта винограда, который считается излюбленным для местных жителей. Недаром Турфан называют «виноградной столицей» Китая.

Своим процветанием город обязан древней кяризной ирригационной системе, которую уйгуры переняли у древних персов. Ежегодно со склонов Тянь-Шаня в Турфанскую долину стекает талая вода, которая сохраняется и не испаряется при высоких температурах с помощью системы подземных оросительных каналов, общей протяженностью около 5 тыс. км. Следует отметить, что оросительная система Турфанского оазиса стоит в одном ряду с такими чудесами китайского инженерного искусства как Великая китайская стена и Большой канал.

Жители города дружелюбны и гостеприимны. Несмотря на свои климатические особенности, Турфан – один из самых густонаселенных городов Синьцзяня. Здесь проживает около 250 тысяч человек. Большая часть населения (70%) – уйгуры-мусульмане. Многие семьи в городе занимаются виноделием или деятельностью связанной с виноградным бизнесом. Повседневная жизнь в городе сильно отличается от других городов Синьцзяня. Днём из-за жары здесь своеобразная сиеста, а вот ближе к вечеру начинается активная жизнь.

Так как Турфан – это преимущественно мусульманский город, здесь есть множество как средневековых, так и современных мечетей. В мечети нельзя приходить в шортах, а женщины должны быть с покрытой головой.

Среди достопримечательностей города следует особо выделить мечеть и минарет Эмина, построенные в XVIII веке по приказу правителя города Эмина Ходжи. Мечеть и минарет Эмина являются одним из красивейших образцов уйгурской архитектуры. Комплекс расположен в двух километрах от города, а добраться до него можно наняв арбакеша. Кроме того на подступах к городу сохранились древние поселения Гаочан и Цзяохэ, которые функционировали в период существования Великого Шелкового пути. Туристы со всего мира приезжают в Гаочан, что бы воочию увидеть один из самых больших и хорошо сохранившихся «мертвых городов» в мире.

2. Поездка из Урумчи в Турфан. Экскурсия к пещерам Безеклик

Текст статьи обновлён: 29.05.2018

Первая глава с рассказом о самостоятельном путешествии по Китаю оказалась рекордно длинной, но и, надеюсь, полезной для организации собственной поездки в КНР моими читателями. Теперь, когда мы уже знаем, как получить китайскую визу, купить билеты на поезд, к чему готовиться в кулинарном плане и какие опасности подстерегают туристов Поднебесной, расскажу подробно об экскурсии к пещерам тысячи Будд Безеклик в окрестностях небольшого уйгурского городка Турфан.

Итак, ранним утром 15 октября 2017 года мы вызвали такси из нашего хостела, «Ночлег» в Астане, и стальная, видавшая виды лошадь унесла нас в международный аэропорт «Нурсултан Назарбаев». Здесь небольшое ожидание, регистрация, посадка. Ничем, в общем-то, не примечательный перелет из Казахстана в Урумчи, столицу Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР).

Читать еще:  Здание компании Salesforce.com, США - обзор

В предыдущей части я говорил, почему в СУАР к вопросам безопасности отношение более внимательное, чем в других регионах Китая. Поэтому, сейчас уже ничего удивительного, что после того, как на сканере офицер высветил мой карбоновый штатив, похожий в сложенном виде, вероятно, на пулемет, со всего аэропорта сбежались сотрудники службы безопасности. Нас окружили, сумку отнесли в сторонку.

— Что у Вас здесь?

Недоверчивый взгляд. Осторожно расстегивает, достает треногу из чехла и… с явным облегчением выдыхает.

— Извините. Добро пожаловать в Китай!

Из аэропорта Дивопу (Urumqi Diwopu International Airport) добраться в центр можно на шатл-басе, а нам нужно в Турфан (Turpan, 吐鲁番), доехать до которого можно как на такси, так и на автобусе или на обычном (или скоростном поезде). Еще дома решили, что мы поедем на междугороднем автобусе с Южного автовокзала (Nanjiao Coach Station, 南郊客运站), где перед отправлением нужно будет найти банкомат и снять наличные.

Решаем взять на такси (во всех местах по маршруту нашего путешествия в Китае садились только на стойке официальной посадки и платили по счетчику). Едем. Урумчи (乌鲁木齐) – обычный китайский город: грязноватый, удивляет соседство небоскребов и небольших гаражных мастерских. Чувствуется, что вокруг пустыня: тепло, солнечно и немного пыльно.

Стоимость проезда от аэропорта до автовокзала вышла 42 RMB, ехали около получаса. Прямо у входа в кассы кричит зазывала, узрев на горизонте единственных на сегодня белых туристов:

— Да отстань ты, дядя, нам еще поесть охота, наличные юани нужно найти где снять.

На Южном автовокзале обнаружили штук пять банкоматов, но деньги получить нигде не удалось. Не знаю, в чем дело: то ли у жены карта «Газпромбанк» какая-то неправильная (Mastercard Standard), то ли нужно было искать другие точки (см. советы для туристов в первой главе отзыва о путешествии по Китаю). Ну ладно, хорошо, что мы решили немного юаней купить в Екатеринбурге: доехать до Турфана хватит, а там разберемся.

Территория вокруг Южного автовокзала (Nan Jiao Coach Station) выглядит как промышленная зона. На первый взгляд, найти где поесть, не удастся. Но в соседнем здании, ориентируясь сначала на интуицию, а затем на запах, находим забегаловку, где за 15 RMB с человека получаем свою порцию лапши с мясом. М-м-м, как я, оказывается, соскучился по китайской еде!

Билет на автобус из Урумчи в Турфан стоит 45 RMB за одного пассажира. Нужно было минут 40 подождать в пустом зале ожидания.

Фото 1. Зал ожидания Южного автовокзала (Nanjiao Coach Station, 南郊客运站) в Урумчи. Отзывы о поездке в Китай самостоятельно. Камера Nikon D610, объектив Nikon 24-70mm f/2.8. Настройки: выдержка 1/50 сек., экспокоррекция -0,33EV, диафрагма f/6.3, ISO 1400, фокусное расстояние 24.

Есть время понаблюдать за уйгурами. Действительно, внешне выглядят как узбеки. Перед поездкой приходилось читать, как сильно им портят жизнь ханьцы. Ну… никакого внешнего напряжения не заметно. Только лишь на большом экране крутят какой-то пропагандистский ролик: детский хор, учительница хань, выступления ребят-ханьцев и уйгур с рассказами о том, как в СУАР дружно уживаются разные национальности.

За четверть часа до отправления выходим на платформу, где уже стоит наш автобус. Загружаем чемоданы в багажное отделение и почти весь путь до Турфана спим. Правда, в пути происходит курьезная ситуация: где-то через два часа подъезжаем к порталу, похожему на тот, где происходит оплата платного проезда. Водитель объявляет по громкоговорящей связи что-то, и все пассажиры покидают салон. Мы за ними.

Оказывается — полицейский контроль между уездами. Как в аэропорту, нужно пройти металлоискатель, просканировать рюкзаки. Китайцы прикладывают свою ID-карту и быстро уходят. Нас задерживают для сканирования документов и вопросов «кто, куда и зачем». Автобус в это время подробным образом досматривают другие офицеры.

Выходим на улицу – наш водитель дал по газам и умчался по трассе… «Эй, куда? У нас же чемоданы там остались», — кричит обеспокоенная Катя. Но нет, не улетел джигит: метров через 250 — кафе и место для отдыха.

Фотография 2. Передышка по пути из Урумчи в Турфан. Белое здание справа – полицейский пост. Отзыв о путешествии по Китаю дикарем. 1/125, 9.0, 100, 24.

Дорога, скажу я вам, интересная. Сначала едем по пустыне, по которой изредка бродят стада длинношерстных двугорбых верблюдов. На сотни километров она «засажена» ветряными мельницами электростанции Дабанчэнь. Никогда не видел столько их в одном месте. Зрелище поражает и напоминает о бесконечной власти человека над природой. Но и тревожно становится: ветряки огорожены нескончаемыми заборами. Это значит, что, если в пустыне и были какие-то животные, сейчас их среда обитания полностью заблокирована.

Фото 3. Ветряки крупнейшей в Азии ветряной электростанции Дабанчэнь. Ряды электрогенераторов тянутся на сотни километров пустыни вдоль трассы. Снято в движении через окно автобуса. Поездка из Урумчи в Турфан по время путешествия по Китаю. 1/800, 9.0, 200, 62.

Затем справа можем лицезреть солёное озеро и, наконец, подъезжаем к необычным горам чёрного цвета…

Еще засветло добираемся в Турфан. Хоть я его назвал небольшим, но это по китайским меркам: 300 тыс. населения – как в любом городе глубинки Узбекистана или Казахстана. На площади у вокзала довольно много людей: идет бойко торговля, прогуливаются семьи.

Что бросается в глаза, так это невероятное количество полицейских. Мигалки бронетранспортера, ощерившегося пулеметами и курсирующего по улицам, видим буквально каждые пять минут. Честно скажу, начитавшись перед отпуском страшилок про «злых уйгур», единственные белые на этой улице, чувствуем себя не совсем уютно.

Поймали такси, за 8 RMB домчали до хостела «Dap Youth Hostel», который расположен, как оказалось, где-то на окраине города в частном секторе.

Знаете, что такое частный сектор в Турфане? Ну, это одноэтажные глинобитные домики с крытым двором, как в Узбекистане. В следующем отчете я буду показывать снимки, сделанные в древнем уйгурском кишлаке Туюк-Мазар (Tuyoq Mazar, Tuyuk village, 吐峪沟). Так вот, улица с нашим хостелом выглядит почти так же колоритно.

Стучим в ворота. Дверь открывается. Во дворике, увитом виноградной лозой, полно гостей: и китайцы, и европейцы (из Германии, Кореи, США). Хозяйка говорит по-английски. Рассказала правила, показала комнату (душ и туалет на коридоре), попросила в комнате в обуви не ходить.

В октябре в Турфане днем +20°С, ночью +5°С, отопления никакого нет. Двери и окна обычные, деревянные, никаких стеклопакетов. Каменные стены отдали все тепло и в помещении холодно, как в колодце. Спрашиваю беспокойно:

Читать еще:  Дом-музей Эдит Пиаф, Франция - обзор

— А у Вас тут холодно ночью?

На это получаю философский ответ невозмутимой китайской красавицы:

— Не холоднее, чем в вашей стране…

Фото 4. Номер в хостеле «Dap Youth Hostel». Отчет о поездке в Турфан из Урумчи. Самостоятельное путешествие по Китаю в октябре. Камера Nikon D610, широкоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8. Снято со штатива Sirui T-2204X со следующими настройками: 8.0 сек., +0.33, 9.0, 100, 14.

На стене во дворике висит карта расположения достопримечательностей вокруг Турфана, цены на экскурсии и на такси, информация о том, как добраться к интересным местам на муниципальном автобусе. Решаем обсуждать этот вопрос поутру. А пока нужно покушать.

В самом хостеле «Dap Youth Hostel» не кормят, можно только воду закипятить. Но если выйти на главную улицу — уйгурская кафешка, где можно насладиться шашлыками из баранины, приготовленными по местному рецепту. Таят во рту!

Если пройти метров 500 вдоль парка по направлению к возвышающимся вдали высоткам, там тебе и магазины, и банкоматы, где, наконец, удалось снять наличные юани. К слову, в Екатеринбурге мы поменяли рубли на юани в «Азиатско-Тихоокеанском банке» (адрес: ул. Луначарского, 57). Набрали воды и продуктов, чтобы было чем позавтракать, идем спать в наш «колодец».

На удивление, ночь в Турфане — одна из самых приятных в плане сна. Постель необычная: лежишь на твердом полу, воздух холодный, но спать очень приятно и тепло. Правда, нужно сказать, что в Китай мы взяли с собой термобелье.

На какие экскурсии можно съездить в Турфане. История региона

В китайских путеводителях пишут, что Турфан – это небольшой уйгурский городок, вокруг которого находятся исторические достопримечательности, возрастом более 2000 лет. В былые времена через него проходил Великий Шелковый путь, и на его культуру наложили отпечатки многие цивилизации. В наши дни регион является «фруктовой корзиной» Китая, так как здесь выращивают огромное количество винограда, производят соки и вина, орехи и сухофрукты. Город имеет хорошее транспортное сообщение с Урумчи и Кашгаром.

Турфан располагается к югу от горного массива Богдо-Ула, на краю Турфанской впадины (третья по глубине на земле после Мёртвого моря в Израиле и озера Ассаль в восточноафриканском государстве Джибути). В 90 км от города начинаются песчаные дюны пустыни Кумтаг (Kumtag Desert Scenic Area, 库木塔格沙漠公园), а в полусотне километров – Пылающие горы и руины древнего города Гаочан (Ancient City of Gaochang (Kharakhoja), 高昌), совсем близко – городище Цзяохэ (Яр-хото, Jiaohe Ruins, 交河). Интересное для туристов место – кишлак Туюк-мазар и минарет Эмина, построенный в 1778 году, а также система кяризов (подземные каналы для подачи воды в город и на орошение, известные в Азербайджане, Средней Азии и Иране).

Если говорить об истории Турфана, то она очень древняя и богата событиями. Раскопки могильников показали, что 2000 до н. э. здесь проживали европеоиды (об этом свидетельствуют Таримские мумии). А уже в захоронениях 1000 годов до н. э. здесь появляются мумии монголоидов. Примерно с 1000 до 100 гг. до н. э. период истории Турфана покрыт мраком для ученых.

С 100 г. н. э. династия Хань начинает торговать с Западом, в оазисе Турфан возникает крепость и место отдыха на Великом Шелковом пути. Караваны двигались вдоль хребта Пылающих гор (Flaming mountains, 火焰山), пролегающих с востока на запад вдоль северной окраины Турфанской впадины. В 30 км от современного Турфана появился укрепленный город Гаочан, имеющий внутреннюю часть, предназначенную для правителя, внутренние и внешние заградительные стены.

В 4 км от Гаочана ученые нашли кладбище Астана, откуда извлекли мумии европеоидов и монголоидов, поэтому считается, что город был многоэтническим и многорелигиозным центром. За стенами Гаочана найдены христианские храмы. А в пещерах Безеклик располагались буддийские святилища.

Городские стены Гаочана (историки царской России, посетившие Восточный Туркестан, называли его Идикутшари) имели высоту 11 метров и были сделаны из земли и необожженного кирпича. По периметру стена представляла собой квадрат со стороной 5,4 км (внутренний — 3,3 км). В древние времена город являлся довольно крупным поселением. В XIII веке был разрушен монголами.

Второй старинный город – Цзяохэ (в русской историографии – Яр-хото) располагался в 11 км восточнее Турфана на острове, длинной 1650 и шириной 300 метров, между двумя реками. Высокие склоны (30 м) и русла рек являлись естественной защитой Цзяохэ. Разрушен так же в XIII веке монгольскими завоевателями.

В 650 годы территорию Турфана завоевала династия Тан, во времена которой Китай достиг наивысшего могущества и опережал в развитии страны того времени. Затем Тан потерпела поражение от Тибетцев. Одновременно вырастает влияние уйгур, которые овладевают севером Синьцзяна к 1842 году. Их религией было манихейство (смесь христианства, буддизма и зороастризма).

В XVII веке на этих землях возникло Джунгарское ханство (прародители калмыков и ойратов). Но затем оно подчинилось династии Цин (считается, что на территории вокруг Урумчи погибло около 1 млн. человек), после чего правительство Китая стало заселять эти земли ханьцами. Периодически местное население восставало против правления китайцев, но, как видим, до наших дней ситуацию переломить это не смогло.

На этом короткий экскурс в историю Турфана и окрестностей заканчиваю. Вот карта расположения исторических и природных достопримечательностей, о которых мы немного поговорили выше, и которые нам предстояло посмотреть в этот день.

5. Карта расположения достопримечательностей в окрестностях Турфана (Цзяохэ, Гаочан, пещеры Безеклик и поселок Туюк-мазар). Отзыв о самостоятельной экскурсии в СУАР. Поездка в Китай в октябре 2017.

Видим, что совсем рядом от Турфана находится городище Цзяохэ. В путеводителях рекомендуют взять напрокат велосипеды и съездить туда встречать закат.

Пылающие горы, городище Гаочан, пещеры тысячи Будд Безеклик и кишлак Туюк-мазар можно посетить и одной экскурсией, отправившись на такси, за один день. К барханам пустыни Кумтаг можно было прогуляться следующим утром, так как расположены они подальше: почти в сотне километров от районного центра.

Северный железнодорожный вокзал скоростных поездов (Turpan North Railway Station, 吐鲁番北站)) расположен совсем рядом с городищем Цзяохэ. Вокзал обычных поездов (Turpan Railway Station, 吐鲁番) – в 50 км западнее Турфана в городе Daheyanzhen (大河沿镇).

Если касаться географии, то хочу отметить, что в СУАР также есть горный массив, который называется Алтай. Соответственно, когда в прессе проскальзывают сообщения, что китайцы говорят «наш Алтай», у тех россиян, кто прогуливал уроки в школе, начинается паника: «Караул! Китай угрожает России. »

Источники:

http://turbina.ru/guide/Turfan-Kitay-127970/Zametki/Gorod-Turfan-odin-iz-samykh-nizmennykh-gorodov-Zemli-45653/
http://www.advantour.com/rus/china/turpan.htm
http://photo-and-travels.ru/puteshestvie-po-kitaiu-iz-urumchi-v-turfan/

Ссылка на основную публикацию