Пещера Патриархов, Израиль – обзор

0

Пещера Патриархов, Израиль – обзор

Пещера Патриархов, Израиль

Последние годы главной угрозой всемирно известной святыни являются террористы, от действий которых не раз страдала не только сама историческая постройка, но и прихожане. Несмотря на это, гробницу праотцов каждый год посещают тысячи паломников со всего мира, посетить склеп будет интересно и тем, кто интересуется древней архитектурой. В просторном зале с высоким потолком и большими окнами можно увидеть традиционную роспись и искусные мозаики, оформление склепа роскошное и очень сдержанное одновременно. Далее – Руины Вавилона

Пещера Патриархов и достопримечательности вокруг

Невдалеке от Cave of Patriarchs располагаются интересные туристические точки. Среди мест развлечений Холона, можно отметить грандиозный водный парк Yamit 2000 Spark Water Park раскинувшийся в шестидесяти километрах. По ходу, было бы здорово заехать в поразительный парк сказок Hafetz Haim, точку сбора детей в Израиле. Не упустите шанс изучить местный зоопарк Children s Zoo, желанное место всех детишек в Израиле.

Вообще, тут стоит провести побольше времени. Знаменитая галерея искусств Иерусалима L. A. Mayer Institute for Islamic Art является ближайшей (двадцать минут езды на автомобиле) соседкой Cave of Patriarchs. В Вифлееме непременно съездите и в храм Church of the Nativity. Дополнительно к этому, архитектурный монумент Йордана, замок Kerak, дислоцируется всего в 67.9 километрах. Торговый район Malha, наилучший кандидат для закупок в Израиле, расположен всего лишь в двадцати минутах на машине. Кроме всего прочего, путешественнику интересующемуся ландшафтами Израиля будет небезынтересно обследовать парк Bet Guvrin неподалеку буквально в двадцати пяти километрах.

Хеврон. Пещера Махпела и что там внутри

Как это ни странно, информации о том, что находится в пещере Махпела, она же пещера Праотцев очень мало.
Давайте попробуем эту информацию систематизировать.

Первый источник, конечно же, Танах. В нём подробно рассказывается как и у кого Авраам купил землю с этой пещерой, чтобы похоронить Сару.
Как мы видим, к тому времени уже было известно, что там похоронены Адам и Ева.
Позднее там были похоронены Ицхак, Яаков, Ривка и Лея.

После этого, вплоть до Иосифа Флавия – о пещере ни слова! По крайней мере я ссылок не нашел.
Т.е. что это получается – про Хеврон все пишут, о нём есть упоминания эпохи и Первого и Второго Храма, а о таком важном месте – ничего? Не понятно.
С Флавием тоже не ясно – он пишет про гробницы патриархов, но не пишет о внешней стене.

По свидетельству коренных жителей, Хеврон не только старше остальных городов в том краю, но древнее даже чем Мемфис в Египте, ибо они число его лет определяют в две тысячи триста[44]. Рассказывают также, что он служил местопребыванием Авраама, родоначальника иудеев, после его исхода из Месопотамии; оттуда также, как гласит предание, дети Авраама переселились в Египет. Их гробницы, пре­красно сделанные из великолепнейшего мрамора, по настоящий день показываются еще в том городе.

А это странно. Потому что внешняя стена (то большое здание, которое мы сейчас видим) построенa в стиле Ирода. Ивритская википедия пишет, что подозревают, что оно было построемо еще до Ирода идумеями. Судя по всему это мнение основано только на том, что Флавий не упоминает это здание в списке больших строек Ирода.
Не исключено, что Флавий пишет о Хевроне так мало потому что сам там никогда не был. А это потому что во первых Хеврон был городом захоронений, т.е. когенам туда не полагалось заходить, а во вторых вообще был в то время идумейским городом.

Похоже на стену плача?

После этого со зданиями уже всё известно – до Византии были лишь стены, без крыши, потом построили базилику, персы всё порушили, мусульмане построили крышу и здания первого этажа, пришли крестоносцы и переделали в церковь, пришел Салладин и опять всё переделал и построил минареты ну и т.д. Желающие могут найти в сети – кто что строил и кого не пускал.

Картинка из википедии. На ней обозначены и два входа в пещеру, о которых мы поговорим позднее:

Мы же обратимся к следующей загадке. А что собственно находится в пещере?
Тут, как ни странно, информации тоже очень мало.

В саму пещеру, не пускали никого где то начиная с 13 века.

Обращает на себя внимание свидетельство Беньямина из Тодело (вообще – по многим темам я встречаю ссылки на него – бесценный источник информации!)

Древний Хеврон, стоявший на горе, уже разрушен; нынешний же Хеврон находится в долине на поле Махпела , и в нем большой храм во имя святого Авраама, бывший, во время владычества измаильтян, еврейской синагогой. Христиане сделали здесь шесть могил и назвали их именами: Авраама, Сарры, Исаака, Ревекки, Иакова и Лии; говорят всем путешественникам, что это гробницы патриархов, и собирают деньги. Если же явится еврей и даст денег привратнику пещеры, то ему отворяют железную дверь, сделанную еще во время праотцев, и он спускается вниз с зажженною свечою в руках; но ни в первой, ни во второй пещере не встречает ничего; в третьей же действительно находит шесть лежащих одна против другой могил: Авраама, Сарры, Иакова, Ревекки, Исаака и Лии, с соответствующими надписями. На могиле Авраама надпись гласит: “это могила Авраама, блаженной памяти, праотца нашего”. Такая же надпись на могиле Исаака и на всех прочих. В пещере зажигается лампа, которая горит день и ночь над могилами. Там же видны бочки, наполненные костями израильтян; евреи привозили сюда своих покойников и кости своих предков, складывали и оставляли их там. В конце поля Махпела стоит дом праотца нашего Авраама, благословенна память его, и перед домом источник.

Я сомневаюсь в историчности Танаха в событиях до выхода из Египта (включая этот самый выход). Поэтому мне очень интересно – кто же там похоронен и когда. Если предположить, что текст “Брейшит” компилировался в эпоху Первого Храма, то значит захоронения как минимум той эпохи, а может и старше. Очень интересно.

Можно было бы предположить, что после 1967 года, когда пещера попала под израилький контроль её исследовали? Увы.
Попыток было всего две.
Моше Даян, археолог любитель (которого ненавидят профессионалы за то, сколько он разграбил) спускал девочку Михаль в узкий люк в пещеру (из мечети есть и другой, более широкий вход, но он про этот вход не знал).
Этот люк находится в зале Ицхака и через него спускали в пещеру свечи.

Вот цитата из его книги:

Многие после овладения Хевроном пытались проникнуть в погребальную камеру через узкий проем в полу мечети (его диаметр не превышал 30 см). Первой спустилась по нему Михаль, дочь одного из наших людей, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью. Однажды темной ночью, когда ни зги не видать, — начало, достойное сочинителя романов ужасов, — спустилась эта милая девочка по веревке на пол подземного этажа. В одной руке у нее был фонарь, а в другой фотоаппарат. Она сделала наброски карандашом и сфотографировала то, что увидела. Выяснилось, что и в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х века, ниши и ступеньки, которые ведут вверх, хотя вход и заделан: на фотоснимках не было видно следов двери.

Читать еще:  Пирамиды Нубийской пустыни, Судан - обзор

Я попросил у Михаль на память ее фотографию и отчет об осмотре, написанный ее рукой. Вот что она писала:


‘Посещение пещеры Махпела.

В среду, 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься по узкому отверстию в пещеру. Я согласилась, и она сказала, что речь идет о подземелье под пещерой Махпела.

Через несколько часов отец разбудил меня. Я оделась и села в машину. Закуталась в шерстяное одеяло с головой и, должно быть, выглядела, как чучело. Машина тронулась и вскоре мы были в Хевроне. Сделали непродолжительную остановку у полицейского пункта и затем продолжили свой путь. Наконец мы приехали, я вылезла из машины, все так же закутанная в одеяло, и мы вошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его вымерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать. Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег.

Я оказалась в квадратной комнате. Против меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и ее ступеньки упирались в заделанную стенку.

Я выбралась наверх и рассказала обо всем увиденном. Меня спустили снова. Вымерила шагами узкий коридор: он равнялся в длину 34 шагам. При спуске я насчитала шестнадцать ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и спускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой в 25 см.

Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад. Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Вымерила комнату шагами: шесть на пять. ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота – примерно одному метру.

Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться, снова подниматься. Михаль’.

. Выхода, который мы искали, мы так и не обнаружили, но я уверен, что летописцы Израиля с любовью упомянут это посещение пещеры Махпела, первое со времен Ирода или, по крайней мере, за последние семьсот лет, посещение этого
места представителем еврейского народа.

Михаль спускается под землю

Эта сцена мне напоминает кадры, на которых Индиана Джонс спускается под землю в поисках Ковчера Завета 🙂

Из путешествия Михаль я нашел в сети только фотографии ступенек. А где остальные фотографии? Почему могил три, а не 6, как описывал Беньямин Туделький?
Снятые ей кадры, лестница к замурованному входу

Вот то место в зале Ицхака, через которое спускалась Михаль (фотографии с http://www.hebron.com/english/article.php?id=282):

Раскопки возле пещеры проводились в 1968-69 под руководством Зеева Йевина. Он копал к югу от пещеры водяную цистерну. И пришел к выводу, что это была типичнаа погребальная пещера “средних хаананейских времен” (имеется ввиду, видимо, средняя бронза, да?), в которой позднее обрушился потолок и которую превратили в водосборную цистерну во времена Рима.
Вывод Йевина был, что эта и другие найденные рядом пещеры относятся к целому комплексу погребальных пещер одного и того же времени,и , поэтому не исключено, что под иродианским зданием находится пещера, которая относится к тому же комплексу.

Вот тот самый бассейн:

Потом до 1981 года никто туда не лез.
И полезли туда не археологи, как можно было бы ожидать, а поселенцы из Кирьят Арба. Они вычислили по наброскам Михаль, где находится основной вход в пещеру.

Я процитирую Ноама Арнона:

.
We began saying special prayers of repentance every evening at midnight. The Arab guards, employed by the Waqf, were not overly alert or awake at that time of night. They left their place of work and went to sleep. When we saw this, we brought with us a big chisel to the midnight prayer service. In the middle of the service, we began to sing and dance. During the dancing, some of us made our way to the Arab pray-rugs, lifted them, and revealed the stone. It was held in place by metal bars, attached to surrounding stones. We began hammering on the rock with the chisel, and after a while it began to move. Finally, the stone opened. It is difficult to describe the emotions we felt when we saw the stone move off the small opening under it. We entered, our hearts pounding with excitement. We found stairs that led down into the darkness. We descended slowly. The stairs led to a narrow, dark corridor. We walked slowly through the corridor, stooping down, using flashlights to guide our way. We reached the circular room and looked around. It was round and dark. On the wall were three stones, but no cave was visible. Where was the cave? Were all our efforts in vain?

Several minutes later an additional mystery presented itself. It seemed to us that we felt a breeze. How could this be? Blowing wind originating from above ground? Looking down at the ground we saw several stones that appeared to be stuck, one to the other. The wind seemed to be originating from between them. Within moments, emotions flying, the stones were uplifted and. the cave – a cave of rock, leading into the earth.

We crawled in a very narrow opening into a circular cave, carved in the stone, deep in the earth. The cave was filled with dust, to its very edge. It was impossible to stand or sit, only to crawl. We continued inside until it widened, and then, a second cave. This cave was smaller than the first, but here awaited us another surprise. It was also filled with dust, but among the dust were bone and remnants of pottery scattered around, some of which were in good condition.

Wind blew in the caves, but the sounds of our hearts pounding was audible. No living being had been this close to the Patriarchs in thousands of years. Each one of us spent some time considering the significance of being in the Caves of the Patriarchs, and of prayer here, adjacent to Abraham, Isaac and Jacob, Sarah, Rebecca, and Leah, and even to the tombs of Adam and Eve, by the entrance to the Garden of Eden, where souls and prayers ascend. Silent prayer, in the presence of our Forefathers.

Following this tremendous spiritual experience, we began to examine the cave itself. The bones captured our attention. Were these the bones of the Patriarchs? We knew that it is written that Righteous ones, even in death, are called living, and that the Patriarchs, called the “slumberers of Hebron” wake and pray for mercy. As we investigated, it became clear that the pottery belonged to the First Temple Era, the Era of the Judean Kings. The Jews of Hebron, and the Jews of all of Judea, understanding the importance and significance of the Caves of the Machpelah, were directed to bring both the bones and the pottery into the underground caves themselves.
.

Читать еще:  Военная база Некома, США - обзор

Это как я понял дырка в стене. За ней – ступеньки

Вход из зала с надгробиями в пещеру

Найденый кувшин. Я так и не понял – его подняли на поверхность?

Схема пещеры, сделанная по наброскам Ноама Арнона:

Опять загадки. Они, по идее, были там же где Михаль, и даже пошли дальше, но трех надгробий, которых она видела, они не видели. Или видели, но сочли их не важными?
А где те могилы, которые видел Вениамин Тудельский?
Как они определили, что керамика времён Первого Храма и почему ничего из этой керамики не взяли?
Не понятно .

Судя по всему Зеев Йевин тоже спускался в пещеру в 80е годы. (я так и не понял. вместе с поселенцами? после них?)
В статье вышедшей в 1986 он описывает, что под комнатой с надгробиями из рассказа Михаль есть узкий лаз вниз в большую пещеру (3 на 4 метра), а оттуда переход в меньшую (пещера была названа Махпела именно потому что двойная).
Йевин описывает, что они там нашли: сосуд времен крестоносцев, кости, керамику времен Первого Храма, а сама пещера, как он пишет относится к тому же типу хаананейских погребальных пещер. Комната же, в которую попала Михаль, судя по всему была предназначена для молитв и построена одновременно со стенами (иродианское здание).
Пол пещеры был покрыт пылью, костьми и черепками, но раскопки там не проводились.

Ноам Арнон далее пишет, что судя по всему есть под зданием еще пещеры и не исключено, что одна из них, как в описании Вениамина из Тоделы, находится под слоем пыли двойной пещеры.

С тех пор в пещере никто не был.

Upd : vizaviz : Последний раз туда лазели в середине девяностых, после резни устроенной Барухом Гольдштеном. После тех событий пещеру закрыли на год и затем разделили.
Пока она была закрыта, армия устраивала неформальные вылазки в пещеру. У меня есть приятель которому пощасливилось там побывать. Ничего особенного кроме слоев пыли и керамики он там не увидел.

А так это выглядит сейчас:

Не пишут “могила Авраама”, а пишут “Отметка могилы Авраама”:

Хеврон. Пещера Праотцев (Меарат а-Махпела)

Но обо всем по порядку.

День посещения был выбран не случайно – прошлая пятница была одним из нескольких дней в году, когда евреев допускают в зал Ицхака, который всё остальное время открыт только для мусульман. Поэтому сюда стекались евреи со всего Хеврона и из других израильских городов

У стен Пещеры раскинулся целый палаточный городок

Так чем же так особенно это место.
Среди четырех библейских городов Израиля (Сихем (Шхем), Вефиль (Бэт-Эль), Иерусалим, Хеврон), сохранившихся до сего дня, Хеврон – самый древний. Патриарх Авраам выбрал именно Хеврон – Кирьят-Арбу, в качестве первого места для поселения на территории Святой Земли. Именно в Хевроне он купил первый земельный надел – пещеру Махпела для погребения своей жены Сары (Быт. 23:8-17). В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя.

Для патриарха Авраама было принципиально важным приобрести именно эту пещеру для погребения Сары. Почему? Мидраш – Устная Тора, дополняет библейское повествование: «Авраам открыл тайну пещеры, когда гнался за волом, которого хотел заколоть для трех своих таинственных гостей – ангелов. Вол привел его прямо к пещере Махпела. Внутри Авраам увидел яркий свет, часть того первозданного света, который Бог уготовал для праведников, и вдохнул сладостный аромат, исходящий из Эдемского сада. Авраам услышал голоса ангелов: «Здесь захоронен Адам. Здесь также упокоятся Авраам, Ицхак и Яаков». Тогда Авраам понял, что эта пещера является входом в Эдемский сад, и именно с тех пор он хотел получить её для захоронения».
Книга «Зоар» подтверждает повествования Мидрашей, сообщая о том, как праотец Адам после изгнания из Эдемского сада однажды проходил мимо и узнал в свете, исходящем из пещеры, свет Рая. Он понял, что здесь находится туннель, соединяющий наш земной мир и мир Горний, туннель, по которому поднимаются к Богу наши молитвы, а души попадают в Вечность после смерти тела. Поэтому завещал Адам похоронить себя только в этой пещере.

Мидраш подробно описывает погребение Сары, которое сопровождалось чудесными явлениями: «Стоило Аврааму войти в пещеру с телом Сары, как Адам и Ева поднялись из своих могил и направились на встречу. При этом они сказали, что чувствуют стыд за свой грех: – «Теперь когда ты пришел сюда, наш стыд стал ещё больше, поскольку мы видим твои добродетели». – «Я буду молиться за вас, чтобы вы не мучались больше от стыда», – сказал им Авраам. Услышав эти слова, Адам успокоился и вернулся в свою могилу, но Ева упиралась до тех пор, пока Авраам не захоронил её снова».

Мусульмане до сегодняшнего дня почитают Пещеру не только как могилу Авраама, но и как место, над которым пролетал пророк Мухаммед во время своего путешествия на небо. Согласно арабской легенде, когда пророк Мухаммед летел на коне в Иерусалим, над Хевроном он услышал голос архангела Джебрила (Гавриила): «Сойди и помолись, ибо здесь могила отца твоего Авраама».

Возведение этого монументального сооружения со стенами высотой 12 м принадлежит царю Иудеи Ироду Великому.

Это величественное строение состоит из каменных блоков (наибольший из них 7,5 х 1,4 м).

Поверхность стен Меарат ха–Махпела напоминает Западную Стену Храмовой горы (Стену Плача) в Иерусалиме.

И молятся возле нее точно так же

Рядом с Пещерой – обычные жилые районы, жители которых, наверное, уже и не осознают до конца, рядом с каким великим местом живут.

Вешают себе бельишко

У этого места богатейшая история.
В византийскую эпоху южная оконечность здания была превращена в церковь, освященную в честь патриарха Авраама. Это никак не сказалось на возможности евреев посещать святыню. Христиане входили через одни ворота, евреи – через другие.
В VI в. н.э. со всех четырех сторон были построены галереи. Завоевав Палестину, арабы поручили евреям, в благодарность за их поддержку, надзор за пещерой. Надзиратель за святыней получил титул «служитель отцов мира». В период арабского завоевания Хеврон переименовывают в « Масджид Ибрагим » (Мечеть Авраама).

В IX в. н.э. здание кенотафа Иосифа заблокировало центральный вход, а в последствии он был прорезан с восточной стороны стены. Время существующего строения датируется 1118-1131 гг. по Р.Х. (правление Балдуина II ).

Но в 1267 г. мамлюкский султан Бейбарс I запретил христианам и евреям вход в молитвенные залы Меарат ха–Махпела, хотя евреям было дозволено подниматься на пять, а позднее – на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвертой ступени. Это отверстие, проходящее через всю толщу стены в 2,25 м, и ведущее внутрь пещер под полом строения, впервые упоминается в 1521 г. и, по всей видимости, было проделано по просьбе евреев Хеврона по уплате ими значительной суммы.

Декрет султана Бейбарса I о запрете на посещение неверными-инославными Меарат ха–Махпела соблюдался до ХХ столетия. Хотя были и исключения. Так, в 1862 г., благодаря специфическим отношениям Турции и Великобритании, османские власти Хеврона разрешили посетить пещеру Махпела принцу Уэльскому Эдуарду, который имел личное разрешение самого султана Абдул-Азиза I . Таким образом, он стал первым христианином, который спустя шесть столетий (с 1267 г.) смог попасть в Меарат ха–Махпела.

Читать еще:  Дворец Браницких, Польша - обзор

Только в 1967 году, после Шестидневной войны, доступ инославных (евреев и христиан) был вновь официально открыт после 700-летнего перерыва. Сегодня территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса функционирует как синагога.
Над Пещерой возвышаются минареты и раздаются громкогласные молитвы мусульман

Пройдем внутрь Пещеры.

Зал Ицхака пока закрыт; в него будут пускать позже.

Пока все молящиеся находятся в других залах и у решеток, закрывающих кенотафы Праотцев и Праматерей.

(“Могила Праматери Сары”)

(“Могила Праотца Авраама”)

В кенотафах, разумеется, нет никаких тел и останков; они лишь символ захоронения Патриархов. Собственно, с захоронением связано немало легенд и загадок, и вот одна из них:
В 1643 году Махпелу посетил султан Оттоманской империи. При осмотре мечети султан случайно уронил свою саблю в отверстие в полу, через которое она попала в погребальный грот патриархов. По приказу султана за саблей были на веревках спущены несколько слуг, но всех их извлекали из пещеры мертвыми. Местные жители-мусульмане даже под страхом смертной казни отказывались спускаться в грот. Тогда один из советников султана посоветовал ему потребовать от евреев достать саблю. Аврам Азулай (автор нескольких книг, включая наиболее известную «Хесед ле-Авраам») взял на себя эту миссию и спустился в пещеру. Там он встретил Адама с Евой, Авраама с Сарой и других праотцев, которые объявили ему, что он должен покинуть земной мир. Однако, для того, чтобы гнев султана не спровоцировал преследование евреев Хеврона, Аврааму Азалаю было позволено быть первым в истории человеком, вернувшимся из пещеры праотцев. Сабля была возвращена султану, а спустя сутки Аврам Азулай умер.

Не удержалась, чтоб не поинстаграмить. А Люба не удержалась от того, чтобы меня незаметно сфотографировать ))

После посещения Пещеры мы пошли гулять по городу

и об этой прогулке я напишу отдельно; а к вечеру вернулись сюда снова, чтобы увидеть зал Ицхака.
Он был еще закрыт, и мы сидели возле Меары в ожидании

Я, традиционно, либо в инстаграмчике (зараза, шьорт)

либо слушаю Инну :). Но обычно одновременно и то, и другое ))

Потом наши израильские солдатики, охраняющие вход в Пещеру, сообщили нам, что зал Ицхака открыт – и мы пошли внутрь

Этот зал, конечно потрясал великолепием.

Украшен полностью в арабском восточном стиле

В центре зала – два мавзолея-кенотафа, к которым приникли молящиеся

Несколько молодых парней быстро сооружали перегородку между женской и мужской половиной, но всё равно порядка никакого не было, всё перемешалось.

Уже раздавались просьбы к женщинам перейти на свою половину; но как-то эти голоса пропадали втуне. А мне хотелось увидеть, где тот самый люк, ведущий в подземную часть Пещеры, о котором ходят слухи, но неизвестно почти ничего достоверного. Известно лишь о нескольких ходах и подземных гротах; научные исследования на месте практически невозможны в силу религиозного противодействия мусульманского вакфа.
Однако таки были случаи проникновения вниз.

После того как 8 июня 1967 года в ходе Шестидневной войны Хеврон был захвачен Армией Обороны Израиля, и вход в здание над погребальным склепом патриархов был вновь разрешен не мусульманам, многими предпринимались попытки проникнуть в погребальную камеру через узкий проем в полу мечети (в который когда-то упала сабля султана). Диаметр проема не превышал 30 см.

О первом после 700 летнего перерыва посещении погребального склепа повествует Моше Даян (экс-министр обороны Израиля) в своей книге «Жить с Библией»: «Первой спустилась по нему Михаль, дочь одного из наших офицеров, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью. (…) Спустившись в пещеру с фонарем и фотоаппаратом она сделала фотоснимки и наброски увиденного карандашом. Выяснилось, что в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х в., ниши, ступеньки, которые ведут наверх, хотя вход заделан, мало того, на фотоснимках не было видно следов двери».

Сама Михаль позднее описала свою спелеологическую экспедицию:
«В среду 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься в подземелье под Меарат ха-Махпела.
…Машина тронулась и вскоре мы были в Хевроне…
Я вылезла из машины и мы пошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его вымерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать.
Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег. Я оказалась в квадратной комнате. Напротив меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и её ступеньки упирались в заделанную стенку….Я вымерила шагами узкий коридор: он равнялся 34 шагам. При спуске я насчитала 16 ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и опускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой 25 см. Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад. Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Вымерила комнату шагами: шесть на пять. Ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота — примерно одному метру.
Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться, снова подниматься.»

Кроме этого описания погребального склепа под Меарат ха-Махпела более подробного просто не существует.
Сегодня проем, по которому спускалась в склеп Михаль, закрыт каменной плитой. Больше в подземелье никто не спускался – за этим пристально следят надзиратели мечети и израильская полиция. Единственное отверстие находится под балдахином на четырех столбах, через него опускают по мусульманскому обычаю неугасимую лампаду. Мерцание горящей лампады можно увидеть, заглянув внутрь отверстия. Свет лампады призван напоминать всем посетителям Меарат ха-Махпела о свете райского сада, который, по преданию, увидел праотец Адам.
Но что тогда здесь.

Тот самый проем в склеп, в котором видна лампадка. Проверить мне это не удалось, потому что лежащая на решетке женщина подниматься категорически не хотела, и вокруг уже поднимался ропот голосов.

Кинув еще один взглад на зал Ицхака, я вышла

Сбоку была дверь, ведущая еще куда-то. Там оказался новый коридор и мечеть за веревочным ограждением

. А потом мы все собрались снаружи у входа в Пещеру и некоторое время сидели, наблюдая, как к ней стекаются люди, празднично одетые и радостные, одухотворенные и воодушевленные, ничего не боящиеся и преданные своей вере, своему народу, своей истории и этому странному и необычному городу Хеврону.

Источники:

http://www.orangesmile.com/extreme/ru/jewish-civilization/cave-of-patriarchs.htm
http://javax-slr.livejournal.com/497659.html
http://lyolik-il.livejournal.com/170618.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии