Подземная авиабаза Желява, Хорватия – обзор

0

Подземная авиабаза Желява, Хорватия – обзор

«Желява» – крупнейшая в Европе заброшенная подземная военная авиабаза

В период между 1991 и 2001 годами Югославия прошла через несколько этнических войн, что привело к распаду государства. В течение этого времени для авиационной поддержки использовалась подземная авиабаза «Желява» стоимостью в 6 млрд. долларов, что делало её самым дорогим проектом в Европе. В результате «Желяву» уничтожили, только чтобы не дать противнику ею завладеть. Туннели авиабазы настолько велики, что в них могут разместиться целые эскадрильи самолетов вместе с персоналом; а запасов на базе хватало на то, чтобы продержаться в ней в течение месяца. Сейчас это самая крупная заброшенная военная авиабаза в Европе.

Авиабаза «Желява» расположена на границе между Хорватией и Боснией и Герцеговиной под горой Плешевица.

Один из входов на базу.

Строительство авиабазы, изначально названной «Бихач» с кодовым обозначением Objekat 505, началось в 1948 году и закончилось в 1968. Стоимость строительства составила 6 миллиардов долларов, что втрое превышало вместе взятые годовые военные бюджеты Хорватии и Сербии.

Задача авиабазы заключалась в создании общенациональной сети радиолокаторов раннего предупреждения в Социалистической Федеративной Республике Югославии. Радар базы на горе Плешевица охватывал воздушное пространство и территорию Югославии, плюс близлежащие территории.

На базе было пять взлетно-посадочных полос, многочисленные радиолокаторы ближнего радиуса действия и прицельные радары, ракетные объекты, мобильные системы ракетных перехватчиков, моторизованные базы пехоты, всегда в наличии два военных самолета в состоянии боевого дежурства, военная полиция и даже охотничьи домики для досуга гражданских или военных руководителей. Точки доступа тщательно охранялись, а любого нарушителя могли расстрелять на месте.

Брошенные самолеты на авиабазе «Желява»…

Кабины покинутых и ржавеющих самолетов

База была настолько укреплена, что могла выдержать прямой удар от ядерной бомбы в двадцать килотонн (такой, как упала на Нагасаки).

На авиабазе есть подземные туннели, в которых размещались две авиационные эскадрильи, оснащенные истребителями МиГ-21бис, одна разведывательная эскадрилья с самолетами МиГ-21Р и все необходимые для них средства обслуживания.

Туннели общей протяженностью 3,5 километра с четырьмя входами, защищенными 100-тонными герметичными дверями, были облицованы полукруглыми бетонными щитами для смягчения ударов всех видов бомб.

Объект также оснащен водоснабжением, электрогенераторами, жильем для экипажей, стратегическим военным оборудованием, столовой на 1000 человек, а также хранилищем для достаточного количества продовольствия, горючего (поставляемого по подземной 20-километровой сети) и оружия на период примерно в месяц.

Авиабаза активно использовалась в 1991 году во время югославских войн. Впоследствии взлетно-посадочные полосы были уничтожены Югославской народной армией, а сам объект был полностью разрушен вооруженными силами Сербской Краины в 1992 году, чтобы не дать противнику завладеть авиабазой.

Югославская народная армия во время отхода заложила взрывчатку в заранее подготовленных помещениях, которые были спроектированы с целью уничтожения взлетно-посадочных полос, а вооруженные силы Сербской Краины задействовали 56 тонн взрывчатки для уничтожения объекта. Взрыв был такой силы, что соседний город Бихач содрогнулся, а его жители впоследствии рассказывали, что над этим местом еще с полгода стоял дым. И это, кстати, нанесло непоправимый ущерб окружающей среде.

Объект плотно заминирован и в настоящее время используется в качестве учебного объекта для тренировки собак на обнаружение мин. Он также служит промежуточной остановкой для мигрантов.

Читать еще:  Мон-Сен-Мишель, Франция - обзор

Объект пытались реконструировать несколько раз, но все задумки провалились по причине финансирования. В 2004-2005 годах разрабатывался план по размещению на «Желяве» убежища для мигрантов, но в конечном итоге все заглохло. Также были идеи по превращению авиабазы в филиалы военных учебных заведений или казармы, но эти планы тоже были отменены из-за соглашения, запрещающего наличие какого-либо военного объекта ближе чем 15 километров до границы между Хорватией и Боснией и Герцеговиной.

Еще немного фотографий этого объекта.

Уничтоженный грузовичок контрабандистов

Внутренности ржавого самолета

Разрушенные туннели

Одна из взлетно-посадочных полос

Брошенный и ржавеющий самолет

Желява — крупнейшая подземная авиабаза Европы

Идея создания авиабазы возникла у руководства Югославии в 1948 году. К тому времени подобными военными сооружениями уже обладал целый ряд государств и Советская Югославия хотела присоединиться к этому “клубу” с целью демонстрации своей военной мощи.

Югославские эмисары нанесли визит в Швецию, которая располагала серьезными подземными военными объектами. Поездка принесла неизгладимые впечатления: югославы увидели подземную стоянку для самолетов, хранилища для авиационного топлива, оружейный завод. Дружеская Швеция предоставила подробные консультации, а военные конструкции разработанные шведами послужили прототипом для ряда будущих югославских сооружений, в том числе и Желявы.

Для формирования технического задания в 1955 году была созданна специальная комиссия, а спустя 2 года началось проектирование. В 1959 году под руководством Министерства обороны, началось непосредственное строительство авиабазы. Подрядчиками грандиозного проекта стали хорватские и сербские строительные организации имевшие опыт строительства объектов военной инфраструктуры. Все работы, включая подготовительные, осуществлялись в 3 смены. Общее количество рабочих, принимавших участие в реализации проекта, составляло всего 250 человек. Авиабаза оказалась дорогим удовольствием и обошлась Югославии в грандиозную сумму 6 млрд. долларов, что, в нынешних ценах, в 3 раза больше годовых военных бюджетов Сербии и Хорватии вместе взятых. Эта информация не является достоверной, однако точно известно, что Желява стала самым дорогостоящим военным объектом, расположенным на территории Европы. Источником Финансирования выступил Всемирный Банк, в котором Югославия взяла ссуду якобы на строительство автомобильной магистрали.

Свою военную мощь неприступная авиабаза в Желяве демонстрировала миру вплоть до 1992 года, а дальшейшую её судьбу решали уже не военные, а политики.

Функции и ресурсы

Обеспечить, объединить и эффективно управлять авиационными системами раннего обнаружения противника — в этом заключалась главная роль авиабазы, которая отнюдь не являлась рядовым аэродромом. Стратегическое преимущество комплекса заключалась в его географическом расположении, на вершине горы Плешевица, откуда можно было контролировать воздушные просторы не только Югославии, но и соседей. Теоретически, Желява могла атаковать противника без внешней поддержи в течение недели, и имела все запасы для автономного существования и обороны в течение месяца.

Конструкция объекта: что находится под землей

Объект 505 (военное название авиабазы) включал три основные и одну запасную галерею, служащую аварийным выходом. Галереи располагались полукругом и соединялись на перекрестке, из которого можно было также попасть в специальный тупиковый ремонтный отсек. Над галереями, в вырубленной в скале полости располагался контрольно-диспетчерский пункт, попасть в который можно было только на специальном лифте.

Перед входом в каждую галерею были сооружены порталы-щели, имевшие входное отверстие в форме профиля истребителя МиГ-21. Назначение таких порталов – защита галерей, персонала и самолётов, находящихся в галерее от взрывной волны и осколков в случае атаки противника. Для максимальной защиты базы порталы полностью перекрывались 100-тонными герметичными стальными заслонами. В открытом состоянии эти заслоны «прятались» в боковой нише, а приводились в действие мощными электромоторами (на непредвиденный случай была возможность открытия/закрытия заслона ручным приводом).

Читать еще:  Пещера Сон Дунг, Вьетнам - обзор

Конструкция сооружения могла гарантировать выживание двух порталов, даже если бы мощность ядерной атаки составила 20 килотонн.

Порталы предназначались для разных целей. Например в портале №4 располагались архив, пищеблок, классы для обучения персонала и госпиталь, а в третьем портале хранили стратегические запасы авиационного топлива.

В подземной части располагались также источник независимого водоснабжения, генераторы, казармы, запасы провианта и вооружения.

Весь комплекс был полностью освещён и оснащен системой кондиционирования, которая поддерживала постоянную температуру +22°С и определённую влажность во избежание проблем с парами авиационного керосина.

На вершине горы был установлен комплекс мощнейших радаров с защитными куполами от внешнего воздействия. Некоторые из них сохранились до нашего времени.

На поверхности располагались взлетные полосы для самолетов (всего 5 полос), защиту которых обеспечивали зенитно-ракетные комплексы.

На границах авиабазы действовало охотничье угодье. Посторонние на его территорию не допускались: охрана имела полномочие стрелять в цель без предупредительных выстрелов.

Значительные территории вокруг Желявы до сих пор остались заминированными.

Крушение: ломать — не строить

В 1968 году строительство Объекта 505 было официально (но не фактически, только основные работы) завершено. В том же году с военного аэродрома Плесо (Загреб, Хорватия) на новое место несения боевой службы перелетел в полном составе 117-й ИП. Причинами раннего введения комплекста в строй называют и недофинансирование и вторжение советских войск в Чехословакию. Полностью строительные работы были завершены в 1978 году. После введения в эксплуатацию база получила кодовое название KLEK.

Желява активно участвовала в Югославских конфликтах в начале 1991 года. Первое время ее летчики держали под контролем воздушное пространство разваливающейся Югославии.

База была уничтожена в 1992 году. Первоначально ее подорвала отступающая ЮНА, а завершила процесс разрушения армия Республики Сербская Краина, взорвав в тоннеле бензовоз и 56 тонн взрывчатых веществ. По свидетельству очевидцев, мощность взрыва была такой, что взрывная волна вынесла окна в Бихаче, жители кторого рассказывали что пережили что-то на подобие землятресения и что, дым выходил из тоннелей базы потом более еще более шести месяцев.

Когда в Боснию-Герцоговину вошли канадские миротворческие войска, радиолокационную станцию вернули в эксплуатацию и миротворцы пробыли еще на горе Плешевица с 1995 по 2004 год.

Перспективы на будущее

При посещении Желявы необходимо проявлять осторожность из-за огромного количества мин вокруг базы — даже местная полиция использует эту зону для тренировок кинологических отрядов по разминированию в условиях, максимально приближенных к боевым. В ноябре 2000 г. майор боснийских ВВС подорвался на противопехотной мине PROM-2, пойдя за грибами, и впоследствии умер от ран.

Мэрия Бихача регулярно поднимает вопрос о строительстве аэропорта, однако разговоры остаются разговорами. Политические разногласия и огромное количество не обезвреженных мин не дают делу сдвинуться с мертвой точки.

Можно ли посетить Желяву?

Добраться до авиабазы несложно: всего 30 минут езды от Плитвицких озер и Вы на месте. Однако, не забывайте, что окрестности заминированы.

Читать еще:  Убрике, Испания - обзор

Официальные разрешения на посещения Желявы не выдаются.

Заброшенные объекты в Хорватии: авиабаза Желява и Петрова Гора

Сейчас идет третья неделя моего второго большого путешествия по Балканам. В прошлом году я объездила всю Сербию, включая Косово, а также скаталась в Македонию и доехала до Греции, а в этом я уже проехала по маршруту Греция-Албания-Черногория-Сербия(+ 1 день Румыния)-Босния-Хорватия,дальше будет Словения и потом уже не Балканы. Я хочу поделиться с сообществом некоторыми интересными деталями.

На днях я посетила заброшенную авиабазу Желява на границе Хорватии и Боснии, кто не знает – вкратце это одна из крупнейших военных авиабаз Европы, ее использовали во время Югославской войны, она была разрушена в 92 году взрывчаткой для того,чтобы ею никто больше не мог пользоваться.

Признаюсь, на посещение базы меня вдохновил вот этот пост puerrtto

Поскольку я девочка,путешествую одна и на общественном транспорте (прав нет), возник вопрос как туда добраться и при этом безопасно погулять по туннелям. В интернете я нашла сообщество хорватов, сербов и тд -фанатов этой базы и попросила о помощи, один из них согласился провести меня по тоннелям, тк знает их наизусть.

Итак, вот полезная информация для тех, кто хочет посетить это место:

1. недалеко от базы (примерно 2км) есть погранпункт, дабы полиция к вам не приставала, перед посещением базы стоит пойти туда и сообщить им о своем намерении, пообещать не пересекать границу с боснией и зарегистрироваться. На деле никто наши паспорта не регистрировал, хотя мой проводник этого от них ожидал.

2. на территории базы 4 тоннеля. 4й находится уже почти что в Боснии, туда мало кто лазает вообще,там все поросло кустами, которые царапают машину. В 1м туннеле больше всего загрязнен воздух, туда не стоит ходить. Мы полезли в туннель номер 2 и бродили там около 2-3 часов, осмотрели примерно треть от всех туннелей. Внутри туннелей нет почти ничего, мы нашли какую-ту книгу,несколько военных шмоток, а также мемориал парню, который любил там лазить, но скончался несколько лет назад (не в туннелях). Внутри есть комнаты с различного рода двигателями, которые управляли самой базой. Я не очень в этом разбираюсь, но выглядит как автомобильный двигатель размером со слона.

3. Очень советую брать с собой маски, наши были почерневшие в конце. Конечно же мощный фонарь,а лучше не один. Фонарик телефона не поможет вообще, там кромешная тьма и неоднородный воздух. На полу куча дырок,они не глубокие,но можно легко сломать ногу, так что стоит внимательно смотреть вниз. С потолка также свисают всякие арматурины. 4. Снаружи было около +30, но по совету моего нового друга я взяла свитер и не пожалела – внутри было холодно.

5. Ну и самый прикол – на выходе нас ждала полиция,они к нам не приставали, но сказали, что там опасно, тк в туннеле поселилась медведица! Потом другие полицейские нам подтвердили эту историю, но мне было не очень ясно, как они поняли,что это была именно самка.

Источники:

http://flytothesky.ru/zhelyava-krupnejshaya-v-evrope-zabroshennaya-podzemnaya-voennaya-aviabaza/
http://pikabu.ru/story/zhelyava__krupneyshaya_podzemnaya_aviabaza_evropyi_6130647
http://reports.travel.ru/letters/2014/09/234334.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии