Собор Успения Пресвятой Богородицы, Финляндия — обзор

Финляндия глазами русского паломника

Собор Успения Божией Матери в Хельсинки Что знаем мы о своем северном соседе – Финляндии? Родина финского Деда Мороза Йоулупукки, живущего в Лапландии, и мобильников Nokia, композитора Яна Сибелиуса и политика Маннергейма, муми-троллей, сауны, бумаги, краски, колбасы… Можно до бесконечности перечислять национальные бренды, ставшие достоянием мировой общественности. Хотя, например, мало кто знает, что очень певучим финский язык делает полное отсутствие шипящих и явное преимущество гласных – и именно из-за этой особенности автор «Властелина колец» Толкиен взял финский за основу языка эльфов.

Да, чуть не забыла: Финляндия – излюбленное место отдыха россиян, давно соперничающее по популярности с Турцией и Египтом. Авторитетная газета «Хельсингин Саномат» сообщает, что в этом году российские туристы уже оставили в Финляндии около 1 миллиарда евро. И что интересно: русские дворяне во времена Николая I наезжали в Гельсингфорс (Хельсинки) потому, что по политическим соображениям их выезд за пределы империи был затруднен (почти как мы недавно ездили в «советскую заграницу» – Прибалтику). А теперь россияне устремились в Финляндию потому, что, наоборот, границы открыты. Впрочем, не только.

Действительно, у россиян и финнов гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Начнем с того, что 100 лет назад мы все были жителями одной страны: с 1809 по 1917 год Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи. За этот срок, кстати, в России сменилось пять императоров.

И во многом потому государственной религией Финляндии является не только лютеранство (Евангелическо-лютеранская Церковь Финляндии), как можно было бы подумать, но и Православие (Финляндская Православная Церковь). Да-да, Православие такая же государственная религия этой балтийской страны, как и куда более распространенное лютеранство. Ныне лютеранство здесь исповедуют около 85% населения (а живут здесь 5,5 млн. человек), а Православие – 1,1% (русское население – 26 тыс. человек и карелы – 35 тыс.). При 80-кратной разнице такое положение дел можно было бы назвать абсурдным. Но есть факторы, препятствующие такому выводу. Во-первых, Финляндия – страна во многом необычная; например, у нее два государственных языка – финский, на котором говорит 95% населения страны, и шведский – с 5,5% населения. Аналогия, как говорится, налицо. Во-вторых, признание за двумя религиями статуса государственных, как и двуязычие страны, объясняется теми самыми историческими особенностями. С 1809 по 1917 год страна была под покровительством православной империи, и хоть что-то общее с бывшей метрополией должно же у нее остаться. Лютеранская же Церковь здесь так прижилась благодаря другой стране – Швеции.

Православие в Финляндии распространено преимущественно в восточной части страны, поближе к России, где я и побывала. Так, столицей финского Православия считается город Куопио, где находится кафедральный собор святого Николая (1806–1815) и, кстати, православный музей – один из самых значительных в Западной Европе. Основан музей был в 1957 году и подчиняется Православному Церковному Управлению Финляндии. Музей представляет собой холл и 12 экспозиционных залов на двух этажах. В верхних выставлены утварь и иконы, внизу – литургический текстиль. Все экспонаты XVIII и XIX столетий.

Православное кладбище в Хельсинки Здесь же, в Куопио, располагается и резиденция архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва. Службы в храме идут на финском, церковнославянском и русском языках. Из религиозных праздников, как мне рассказывали, широко празднуются Пасха, Рождество и Иванов день. Именно в эти праздники в основном можно застать православного финна в церкви. Причем, говорят, они не сильно утруждают себя частыми молитвами: помолиться раз-два в месяц считают вполне достаточным.

Читать еще:  Пещера Джевел, США - обзор

Финляндская Православная Церковь является автономной (автокефалию Вселенский Патриархат, несмотря на обращение к нему в 1980 году, ей не предоставил) Церковью, подчиняющейся с 1923 года напрямую Константинопольскому патриарху. До этого она оставалась в составе Русской Православной Церкви. В 1940 году восточные финны вновь перешли к России. Сейчас Православная Церковь в Финляндии насчитывает 25 приходов, 50 церквей и 100 часовен.

В отличие от Русской Православной Церкви, использующей юлианский календарь, Финляндская Православная Церковь живет по григорианскому летосчислению. Есть в стране и православные приходы, находящиеся в юрисдикции Московской Патриархии. Так, часть Русской Православной Церкви в стране – Покровский и Никольский приходы и часовня блаженной Ксении Петербургской в Хельсинки, домовый храм Казанской иконы Божией Матери в Пори и храм-часовня Успения Пресвятой Богородицы в Турку. По сведениям самого многочисленного Никольского прихода, членами его являются свыше 1,5 тысяч человек. После распада СССР и падения «железного занавеса» много православных переехало в Финляндию из стран бывшего Союза. И с 1990-х годов прошлого века вообще количество прихожан православных храмов постоянно растет.

В Йоэнсуу, на улице Церковной

В первый свой приезд в Финляндию я также побывала в губернии Северная Карелия, которая на востоке граничит с другой Карелией – республикой в составе России. Административным центром губернии является город Йоэнсуу с населением свыше 70 тысяч человек – это двенадцатый по численности город страны. Основан этот уютный тихий городок (переводится его название как «Устье реки»), кстати, в 1848 году императором Николаем I.

Православный храм святителя Николая в Йоэнсуу Вообще Йоэнсуу как будто выныривает из средней полосы России. Очень похож на Тарусу или Переславль-Залесский. Невысокие дома (есть улицы со старинными одноэтажными деревянными домиками), чисто прибранные улицы, неяркие тона и множество сосен и берез – они повсюду. Окраина города вообще находится в лесу. Через дорогу скачут белки и зайцы, грибы растут прямо под окнами домов, и трава пробивается сквозь асфальт – осторожно так, почти не давая трещин.

– У нас примерно 30 км общей границы с Россией. Эта близость во все времена сильно сказывалась не только на укладе нашей жизни, но и на вероисповедании. И сегодня это влияние прослеживается в религии, песнях, кухне, – сказал мне мэр Йоэнсуу Кари Карьялайнен.

Надо отметить, что православная община Северной Карелии – самая многочисленная по всей Финляндии. Вообще Йоэнсуу можно назвать культурным и учебным центром Финляндской Православной Церкви. В городе создан Центр православной культуры с постоянно действующей выставкой. Главные экспонаты – церковный календарь и различные сакральные предметы. Представлено здесь и более 150 работ финского художника Пентти Оксанена, на которых он запечатлел все православные храмы, часовни и молельные дома Финляндии.

Работает в городе и православная семинария (ректор – протоиерей Рауно Пиетаринен), активно сотрудничающая, как мне говорили, с Санкт-Петербургской духовной академией. Рядом с семинарией построена в традициях византийской церковной архитектуры совсем новая каменная церковь святого Иоанна Богослова, прекрасные фрески которой поразили меня. В Университете Восточной Финляндии в Йоэнсуу, где я тоже побывала, на кафедре теологии изучают Православие, готовят священнослужителей для православных храмов Финляндии.

На улице Церковной Городок этот также известен своими замечательными церквями – целая улица называется Кирккокату, что значит Церковная. Она проходит по центру города между двумя его основными храмами – православной деревянной церковью святителя Николая на севере и евангелическо-лютеранской на юге. Самой значимой частью изумительной деревянной православной церкви святителя Николая (1887 года постройки) является иконостас, расписанный в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре. Кстати, в городе популярны легенды о кошках, облюбовавших эту церковь. Впрочем, подтвердить не могу – сама я их не видала…

Сегодня между Россией и Финляндией активно развиваются паломнические связи. Две государственные Церкви страны нередко проводят совместные семинары, где православные и лютеранские священники обсуждают общее духовное наследие и понимание института Церкви. «У наших Церквей много общего, – сказал митрополит Хельсинкский Амвросий после одного из семинаров. – И не только единые корни и научное наследие. У нас одни и те же этические идеалы, хотя и доносим мы их с разными нюансами».

Читать еще:  Каркросс, Канада - обзор

Успенский собор в Хельсинки

Успенский собор — одно из главных украшений Хельсинки, архитектурная доминанта респектабельного и престижного района финской столицы — квартала Катаянокка или Можжевелового мыса. Это самый большой православный храм Северной и Западной Европы. Однако впечатляют не только размеры, но и оригинальность постройки, ее удачное расположение на высокой скале. Прибывающие в Хельсинки с моря первым делом видят две главных достопримечательности — краснокирпичный Успенский собор и белый лютеранский храм на Сенатской площади — именно они формируют общий вид города и придают ему узнаваемый облик.

Немного истории

Финляндия вошла в состав России в 1809 г., и сразу же начался рост православной общины города. Построенная в 20-е гг. Свято-Троицкая церковь скоро перестала вмещать верующих, и было принято решение о строительстве нового большого собора. Поскольку места на Сенатской площади уже не было, храм начали возводить в квартале Катаянокка — довольно маргинальном районе, состоящем в основном из бараков и бедных одноэтажных домов, населенных соответствующей публикой. Однако появление собора, вынудившее вполне почтенных горожан бывать здесь, привело к тому, что коммерсанты заинтересовались развитием этого городского анклава. Когда в моду вошел стиль модерн, застройка центра была уже практически завершена, так что зажиточные горожане стали строить модные особняки в Катаянокке. Скоро район невозможно стало узнать — он превратился в элегантный и престижный.

Сегодня большинство строений в Катаянокке — памятники финского модерна, так называемого югендштиля, что придает району цельный и гармоничный облик.

Так что ныне Успенский собор находится во вполне достойном окружении, а прогулка по Катаянокке после осмотра храма доставит удовольствие любому туристу.

Что посмотреть

Храм был построен известным русским архитектором Алексеем Горностаевым, учеником К. П. Брюллова, в русско-византийском стиле с использованием элементов северо-восточного русского зодчества, прежде всего, резьбы по камню. Однако автор проекта принял весьма нетривиальное решение: собор возведен не из белого камня, а из красного кирпича.

Кирпич для строительства везли с Аландских островов, из разрушенной во время Крымской войны крепости Бомарсунд. Организаторы строительства были рачительны — не пропадать же добру.

В планировке явно прослеживается влияние романского стиля, ведь невзирая на разнообразие внешнего декора, сама форма храма довольно простая и строгая. Купола покрыты медью, изящные главки, по традиции, позолочены. Несмотря на внушительные размеры, собор не кажется тяжелым и громоздким. Интерьер отличается богатством и изысканностью отделки, внутри просторно и светло, стены и потолок расписаны в византийских традициях по эскизам самого Горостаева.

В соборе находится знаменитая Козельщанская икона Богоматери, этот ее список принадлежал святому Иоанну Кронштадтскому.

Практическая информация

Адрес: Хельсинки, ул. Канавакату (Kanavakatu), 1. Веб-сайт.

Часы работы: вторник-пятница: 9:30-19:00; суббота-воскресенье: 10:00-15:00

Проезд: трамваями №№ 4, 4Т до остановки «Ритариуонэ» (Ritarihuone).

Успенский православный собор Хельсинки

Успенский православный собор является главным православным храмом Финляндии. Прибывая в Хельсинки на пароме, Вы увидите два храма одинаковой высоты: один из них красно-коричневого цвета — это Успенский православный собор, слева от него – белоснежный Кафедральный лютеранский храм.

Полное название Успенского православного собора – собор Успения Пресвятой Богородицы. Храм был возведен в 1862-1868 годах, то есть, в то время, когда Финляндия входила в состав Российской империи, что, несомненно, отразилось в его архитектуре.

История Успенского православного собора

В дни православных праздников большинство прихожан Гельсингфорса (так до 1926 года назывался Хельсинки) посещало Свято-Троицкую церковь. Однако, к середине XIX века число православных верующих становилось всё больше, и действующий храм не мог принять всех желающих.

И тогда, молодой энергичный, только что назначенный настоятель храма Николай Попов обратился к генерал-губернатору Гельсингфорса Фёдору фон Бергу с просьбой соорудить для православных верующих новый просторный храм.

Читать еще:  Плато Онтонг-Ява, Соломоновы острова - обзор

И хотя сам губернатор был лютеранином, он отозвался на просьбу Николая Попова. Берг добился разрешения на строительство храма и пригласил для его возведения художника и архитектора из Санкт-Петербурга Алексея Горностаева.

Летом 1859 года архитектор приехал в Гельсингфорс и приступил к работе. Местом для строительства он определил одну из скал на острове Скатудден (Катаянокка), В том же году Горгостаев создал эскиз и чертежи нового храма, а в 1860 году император Александр II одобрил представленные ему документы.

Александр II хотел, чтобы храм был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы и имел два придела — во имя благоверного князя Александра Невского и святого Николая Чудотворца. Однако, из-за нехватки места храм был возведен без приделов.

На строительство Успенского православного собора было потрачено 223 тысячи рублей, причём все эти средства были добровольными пожертвованиями. Деньги внесли император Александр II и его сын цесаревич Александр, купечество, многие влиятельные частные лица, в том числе граф Берг и, конечно, прихожане.

Храм был заложен в августе 1862 года, но уже в декабре того же года Алексей Горностаев скончался. Строительство продолжил архитектор Иван Варнек. Он не изменил проект Горностаева, а только вместо небольшой звонницы была возведена трехъярусная колокольня.

В октябре 1868 года строительство было завершено и собор освятили.

Успенский православный собор можно назвать памятником русскому правлению в Финляндии. Сейчас строению более 150 лет и за это время выполнена не одна его реставрация, в том числе были вновь позолочены кресты и главки.

Увы, в истории храма были и печальные страницы. В июне 2010 года из Успенского собора грабители похитили икону Богородицы «Козельщанская», а также ценности, подаренные храму прихожанами. Позже преступники решили вновь ограбить храм, но были задержаны с поличным. К счастью икона найдена, восстановлена и возвращена в храм.

Описание Успенского православного собора

Успенский православный собор сооружен в русско-византийском стиле, считается, что его прообразом была церковь XVI века в Коломенском под Москвой. Храм сложен из красного кирпича, привезенного с Аландских островов в Балтийском море. Ранее Российская империя возвела на этих островах крепость Бомарсуд, которая была разрушена в 1854 году англо-французским флотом во время Крымской войны. Этот кирпич, не прослуживший и десятилетия, использовался для построек многих зданий Хельсинки.

Храм украшают зелёные купола и 13 позолоченных главок, создающие своим цветом красивый контраст красно-коричневым стенам. Центральная главка олицетворяет Христа, остальные 12 глав – его апостолов.

Стены храма украшают колонки, карнизы и арочные окна, выступы и углубления. Главный купол вознесся над землей на высоту 51 метр.

Внутренний интерьер также великолепен. Стены и свод заполнены орнаментами, выполненными по канонам византийских храмов. Главный купол держится на четырёх мощных колоннах, высеченных из скалы.

Интерьер храма выглядит светлым и лёгким. Верхняя часть свода и поверхность арок напоминают голубое звёздное небо.

В храме много икон, на них изображены православные святые, Богородица и Христос. Алтарь двухъярусный, его иконы написал также русский мастер Павел Шильцов. Обратите внимание на главную святыню храма — Козельщанскую икону. Она написана на синем фоне и расположена слева от алтаря, рядом с изображением Христа.

Рядом с храмом можно полюбоваться великолепным видом, открывающимся на город. Вы увидите его центр – Сенатскую площадь и канал, Кафедральный собор и рыночную площадь, а также окрестности Хельсинки,

Успенский православный собор – действующий храм. Но если в XIX веке его посещали, в основном, русские прихожане, то с обретением независимости Финляндии, приход стал финско-язычным, а в настоящее время он является интернациональным. Службы проходят на финском языке, для пожилых и слабых прихожан около стен имеются скамейки для отдыха. На них могут посидеть и уставшие туристы.

Источники:

http://pravoslavie.ru/50193.html
http://tonkosti.ru/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B2_%D0%A5%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8
http://tripguide.ru/Uspenskii_pravoslavnii_sobor_Helsinki.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector