Святыни города Сохаг, Египет – обзор

0

Святыни города Сохаг, Египет – обзор

Христианские святыни Египта

Христианские святыни Египта.

Каждый, кто приезжает в Каир, поражается обилию минаретов.

Но глаз истинного христианина обязательно отыщет среди них купола, увенчанные крестами.

Египет всегда ассоциируется с исламским миром. Поэтому, возможно, для многих россиян станет откровением то, что с IV по VII в. во время византийского периода, главенствующей религией Египта было христианство. Оно пришло в Египет еще в первом веке из Палестины. Основал христианскую церковь в середине I века св. Марк Евангелист, который проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. Из Александрии христианство быстро распространилось по стране. Христиане подвергались гонениям со стороны Римской империи, провинцией которой был в те времена Египет. И только в IV в. христианство стало официальной религией Египта, на смену которой пришел ислам. Но христиане не исчезли с лица земли.

Сейчас среди 68-миллионного населения Египта, основную часть которого составляют мусульмане, коптов-христиан – около 10 процентов. Они живут бок о бок с мусульманами, и зачастую колокольни церквей соседствуют с минаретами мечетей.

Слово «копт» в переводе с греческого означает «египтянин», но корни его лежат еще глубже и, возможно, восходят к древнеегипетскому «Ха-Ка-Птах».

В Каире иконы с изображением Спасителя, Богоматери и святых можно найти не только в значимых для христиан местах, но и в лавочках простых ремесленников, и в витринах крупных магазинов. Это является подтверждением того, что в Египте не только исповедуют Ислам, но почитают христианские святыни.

Первые русские «туристы»

Поразительно, что в такой ортодоксальной исламской стране, как Египет, в течение многих веков сохранились мощные оазисы христианства, которые всегда привлекали к себе паломников, путешественников, ученых, а теперь и туристов из многих стран мира. Известно, например, что еще князь Владимир в 1001 г. посылал своих людей в Египет, чтобы «соглядати земель их и обычаев их». Об этих странствиях в Египет есть записи в летописи Никона «Повести временных лет». Позже паломники отправлялись туда, чтобы посетить христианские святыни.

В середине XVI века в Египте побывал архидиакон новгородского Софийского собора Геннадий. Позднее многие русские поэты и музыканты посещали Египет, и среди них художник Иван Билибин, поэты Андрей Белый и Николай Гумилев, певец Федор Шаляпин и другие. Их восхищение вызывали не только пирамиды и величественный Нил, но и христианские святыни на египетской земле.

Христианский Каир

В наши дни туристы, интересующиеся историей христианства, осматривают коптские церкви, расположенные в старом Каире, известном в древности как Вавилон Египетский. Большинство коптских церквей были основаны в IV – X в. и мало изменились с тех пор. Самая известная – двуглавая церковь – была построена на одном из бастионов римского форта. К ней ведет три десятка крутых ступеней, она возвышается над другими строениями, поэтому ее еще называют «Подвешенная». Коптские церкви во многом напоминают православные, но есть и различия. Фрески там редкость, зато они богато декорированы иконами. Иконостас, двери, декоративные деревянные панели на стенах украшены резьбой и инкрустациями из кости.

Не менее знаменита и церковь Абу Серга (св. Сергия). Согласно преданию, она построена над гротом, где жила дева Мария с младенцем Иисусом во время их вынужденного бегства в Египет. Церковь Абу Серга по архитектуре напоминает византийскую базилику, а ее внутреннее убранство отличается простотой. Под алтарем, куда ведут каменные ступени – грот, где, согласно преданию, и останавливалось Святое Семейство.

В старом Каире есть еще несколько старых коптских церквей, интересных для посещения: святого Георгия, Святой Девы Марии и святой Варвары. Во дворе церкви Девы Марии, построенной еще в IV веке во времена императора Константина, легализовавшего христианство, есть павильон с вытертыми от времени каменными ступенями. По ним, как считают копты, Святое Семейство спускалось к лодке, чтобы начать свое путешествие в Средний Египет.

В коптском музее в Каире собраны многочисленные предметы искусства: старинные манускрипты, иконы и церковная утварь, оружие и посуда, относящиеся к 300-1000 г. н.э. Даже здание музея, в отделке которого использовались взятые из старых коптских домов и церквей двери, оконные деревянные резные решетки, балкон, может служить примером коптского искусства.

Коптские монастыри

Египтяне дали христианскому миру монашество – традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской культуры. Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века. Он существует и поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, святая Екатерина, Мария Египетская.

Обычно уже с раннего утра у ворот монастыря святого Антония собираются посетители, чтобы увидеть богатейшую коллекцию икон и роспись XIII века, сохранившуюся в одной из церквей. Там же находится библиотека с рукописями IV-XIV веков, уступающая, по некоторым оценкам, только Ватиканской. Египетское правительство, высоко оценивая историческое наследие монастыря и его знаменитую библиотеку, объявило о планах реставрации обители.

У подножья Синайской горы расположен монастырь святой Екатерины, который посещают туристы, приезжающие в Шарм-эль-Шейх. По преданию, Екатерина была юной христианкой из египетского города Александрия, бывшего в тот период столицей Египта. Она принадлежала к знатному роду, была хорошо образована и необычайно красива. Император Максимиан, известный своими гонениями против христиан, хотел жениться на ней, но был отвергнут, так как одним из условий брака должно было стать отречение Екатерины от христианской веры. За это Екатерине предстояло вынести тяжкие муки на колесе с шипами, но колесо отлетело в сторону, искалечив ее противников. Но казнь все же состоялась, Екатерину обезглавили. Произошло это примерно в 310 году, а мощи святой Екатерины покоятся на Синае, где и основан монастырь.

На территории монастыря растет Неопалимая купина – куст, в пламени которого, согласно Ветхому Завету, Бог впервые явился пророку Моисею. В 324 г. мать императора Константина святая Елена приказала построить на месте Неопалимой купины часовню. Для защиты от непрекращающихся набегов кочевых племен в VI веке монастырь обнесли высокой крепостной стеной. А в X веке на территории монастыря была возведена мечеть. С тех пор и для мусульман территория монастыря стала священной. Этот мудрый шаг сохранил христианский монастырь от разграблений.

Читать еще:  Камень Хеерлум, Япония - обзор

Устойчивые связи России с монастырем святой Екатерины сложились еще в XIV в. Монастырю подносились богатые пожертвования, в том числе и Иваном Грозным. В 1687 г. дети царя Алексея Михайловича, Иоанн, Петр и Софья, послали в монастырь искусно украшенную серебряную раку для мощей святой Екатерины, а двумя годами позже Россия взяла монастырь под свое покровительство. С тех пор, несмотря на тяжелую дорогу, русские люди стали частыми паломниками в монастыре. Вплоть до 1917 г. туда ежегодно отправляли императорский караван с дарами. В монастыре собрано более двух тысяч икон, преимущественно православных, среди которых иконы русского письма.

Монахи, жившие в монастыре, вырубили 734 ступени, которые ведут к вершине горы Синай. Считается, что встретившим восход солнца на вершине горы Господь отпускает грехи. Многочисленные туристы из разных стран мира вне зависимости от их вероисповедания совершают восхождение на гору. Груз усталости от нелегкого пути исчезает, как только они достигают ее вершины. Именно там, по преданию, пророк Моисей получил от Создателя скрижали с десятью заповедями. И каждому из поднявшихся на вершину горы есть, о чем подумать, глядя на восходящее солнце.

Святое Семейство в Египте

Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей. Большую роль в этом сыграло и то, что в Египте Святое Семейство провело около четырех лет. Коптская церковь канонизировала те места, где останавливались младенец Иисус с Богоматерью и Иосифом. Это Эль-Ариш, Баста, Вади Натрун, впоследствии превратившийся в важнейший центр коптского монашества, а в Старом Каире – поселение Матария.

Там, согласно преданию, Святое Семейство отдыхало в тени дерева сикоморы, от которого на протяжении веков брали отростки, и дерево вновь возрождалось. Неподалеку от него и по сей день есть колодец, вырытый на месте, где, согласно древней легенде, по повелению Иисуса из земли забил источник. Младенец благословил его, и вся семья утолила жажду.

В ветхозаветной книге пророка Исайи есть такие слова: «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу – у пределов ея. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской» (Ис.19,19). Жертвенник, упомянутый в пророчестве Исайи, находится в храме Девы Марии монастыря Аль-Мухаррак у горы Каскам. Согласно преданию, храм был основан еще в I в. на месте хижины, построенной Иосифом, где некоторое время обитало Святое Семейство. Там находится мраморная плита с углублением, похожим на детскую кроватку. В верхней части плиты есть надпись на греческом языке, относящаяся к VII веку, которая гласит, что эта плита служила ложем юному Иисусу.

Монастырь и его окрестности святы для коптов. Они даже называют это место «Второй Вифлеем». Египет, приютивший Христа в пору смертельной опасности, стал для него второй родиной. Ежегодно 1 июня коптская церковь празднует вступление Святого Семейства на землю Египта. В этот день во всех церквях звучит молитва: «О Египет, о народ Египта, о дети Египта и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к вам Возлюбленный всего живого, Существовавший до света всех веков».

Д-р Реда Ахмед Шехата (Чрезвычайный и Полномочный Посол Арабской Республики Египет в Российской Федерации).

Журнал «Православный паломник» № 1 (3), 2002 г.

Египетский город Сохаг

Египетский город Сохаг (произносится Сохадж), расположенный на плодородной равнине между холмами Ливийской и Аравийской пустынь, – это промышленный город с населением 132 тысячи человек, большой христианской общиной и маленьким университетом. До начала внутренних беспорядков в Среднем Египте Сохаг представлял собой тихий городок, в котором было приятно остановиться по пути в близлежащие Красный и Белый монастыри или отдаленный храм в Абидосе.

В 1990-е годы поток туристов резко уменьшился, но сейчас местное правительство принимает меры, чтобы вновь привлечь посетителей, – строит археологический музей и ведёт дальнейшую расчистку древних руин у колоссальной статуи древнеегипетской царевны в Ахмиме, на противоположном берегу реки. Некоторые туроператоры стали вновь включать Сохаг в маршруты турпоездок, но индивидуальный туризм пока ещё ждёт своего часа. Как и в остальных городах Среднего Египта, всем приезжающим лучше заранее связаться с туристической службой, чтобы потом не возникало проблем с местной полицией.

Новый музей Сохага на восточном берегу Нила собирались открыть ещё в 2006 году: предполагалось выставить примерно пять тысяч предметов, найденных на территории мухафазы и относящихся к периоду от Среднего царства до эллинистической эпохи. Коллекция будет пополняться по мере того, как в ходе раскопок в Ахмиме будут расчищены храм Рамсеса II и другие постройки эпохи Нового царства. Пока же центром притяжения остаётся Ахмим, а главные достопримечательности Сохага имеют временный характер. Еженедельный Сук-эль-Итнайн (названный так, поскольку он работает по понедельникам с 6:00 до полудня) – это большой рынок животных, ряды которого разворачиваются вблизи дороги на Гиргу.

Весь город стекается на празднование маулида Аль-Арефа – мусульманского святого, покровителя Сохага; он проходит возле мечети, носящей имя святого, за несколько недель до общенародного праздника Эйд-аль-Адха. Помимо прочих заслуг Аль-Ареф почитается за то, что он предоставил убежище Мурад-бею, единственному мамлюку, который смог спастись во время кровавой резни в цитадели Каира и бежал в Верхний Египет. День города приходится на 10 апреля – годовщину победы над французами, одержанной в 1799 году в сражении при Джухайне.

Полезная информация о городе Сохаг

В туристической службе Сохага (работает ежедневно, кроме пятницы и субботы, 8:30-15:00), офис которой располагается в здании администрации мухафазы, вам предоставят последнюю информацию о музее и ходе раскопок в Ахмиме. Её сотрудник – Хассан Рифат поможет организовать экскурсии на такси к монастырям и уладить вопрос с проживанием. В небольшом, чрезмерно расцвеченном иллюминацией отеле Abou el-Waffa, расположенном за зданием вокзала, имеются комнаты с кондиционерами и ванными комнатами, а также вы можете остановиться в гостинице Al Safa на Шария эль-Гумхоррийя отель Andalus на Шария эль-Махатта, и Sara Plaza на Шария эль-Махатта.

Читать еще:  Серпантин Коль Де Турини, Франция - обзор

Обедать в ресторанах при гостиницах не рекомендуется, поэтому у вас есть выбор только между небольшой гостеприимной пиццерией, безалкогольным баром и обычными закусочными, предлагающими таамийя и фуль, на Шария эль-Махатта. Можно также купить курицу-гриль (рядом с отелем Andalus) и взять её с собой в номер. Главный почтамт и телефонный узел находятся на набережной (Шария эль-Гумхоррийя), там же расположены два банка (работают ежедневно, кроме пятницы, 9:00-14:00). Телефонный узел имеется также на вокзале (круглосуточно), неподалёку, на Шария Эль-Махатта, есть круглосуточное интернет- кафе Salam.

Больница находится напротив здания автовокзала, а полиция – рядом с мечетью на восточном берегу Нила, прямо за мостом. Как и в Асьюте, полицейские рекомендуют туристам добираться до Луксора (4 часа), Каира (8-10 часов) и других городов по железной дороге; ехать можно любым поездом. Если вы получите разрешение на автобусные поездки, то вы можете воспользоваться любым из семи ежедневных рейсов до Эль-Минья или Каира (5:00-22:00). Автобусы в Луксор и Асуан отправляются один раз в день (6:00).

Рейсовые автобусы и маршрутные такси ходят также до Кены, где можно пересесть на другую маршрутку и благополучно добраться до Луксора. Самый дальний северный пункт, до которого можно доехать на маршрутке, – это Асьют (1 час 30 минут), в южном направлении этот вид транспорта обычно не ходит дальше Кены (1 час). Помимо стоянок маршрутных такси северного и южного направлений в городе есть отдельные стоянки для местных маршруток до Ахмима (рядом со зданием городского совета) и Белого монастыря (к востоку от автовокзала); возможно, туристам уже разрешено ими пользоваться.

Городок Ахмим (провинция Сохаг)

Вплоть до начала XX столетия Сохаг считали не столь важным пунктом маршрута, как Ахмим, который расположен на противоположном берегу Нила. Арабский географ и историк XVI века Лев Африканский считал это место «древнейшим городом Египта». С додинастических времён жители Ахмима строили свои дома на фундаментах жилищ предков, так что сейчас весь город стоит на большом холме, скрывающем древние развалины, а расположение похожих на лабиринт городских улиц существенно не менялось с эпохи Средневековья.

Название города происходит от коптского Khmim, которое, в свою очередь, связано с именем древнего местного божества плодородия – Хент-Мина, которого часто изображали в виде гигантского фаллоса. Для египтологов этот город связан также с «Ахмимской таблицей», своего рода сборником упражнений для писцов, содержащим древнеегипетские единицы измерения. Столь же стары и местные традиции ткачества: в пеленах из ахмимского шелка хоронили ещё фараонов. В начале прошлого века активный импорт тканей привёл к закрытию сотен местных мастерских и сосредоточению производства на четырёх фабриках, оборудованных английскими ткацкими станками из Рочдейла.

Традиции ручного ткачества сохранились только благодаря Женскому кооперативу (Рахабаат), основанному по инициативе миссионеров в 1920-х годах. Его продукция теперь ценится наравне с произведениями искусства. Ткачихи отказываются от высоких заработков и славы, чтобы не раздражать мужскую половину населения, поэтому посещение кооператива туристами не приветствуется. Однако вы вполне можете осмотреть другую маленькую фабрику, где работают мужчины. Это здание с зелёной дверью, расположенное через улицу от почтамта, возле статуи Меритамон. Здесь вы можете купить шёлковую или хлопчатобумажную ткань: в фабричной лавке вам отрежут нужное количество от большого рулона.

Самая яркая достопримечательность Ахмима – это сделанная из известняка одиннадцатиметровая статуя Меритамон (ежедневно, 9:00-17:00; посещение бесплатное), найденная в 1981 году во время раскопок на территории, предназначенной для строительства школы. Меритамон изображена в необычайно живой манере, с курчавыми волосами и подкрашенными губами, а вот её личность остаётся загадкой. В истории она осталась как дочь Рамсеса II, на которой фараон женился после смерти её матери Нефертари – картуши на постаменте подтверждают такую идентификацию.

Однако ряд учёных датирует скульптуру началом Амарнской эпохи, в пользу чего свидетельствуют миндалевидные глаза, выпуклый живот и характерная для искусства этого периода передача складок на одежде, а также найденные под статуей тринадцать каменных блоков с надписями того времени. Возможно, что разгадка будет найдена поблизости, в храме Рамсеса II, раскопки которого ведёт SCA. На данный момент уже частично расчищена 700- тонная колоссальная статуя обожествлённого фараона с дочерьми: предполагают, что она украшала вход в храм (возможно, самый большой храм Рамсеса II после Абу-Симбела).

Ещё больше открытий сулят раскопки, которые начнутся после того, как будет перенесено на другое место мусульманское кладбище, расположенное на территории комплекса. Множество древних предметов находят на строительных площадках в разных районах города и контрабандой вывозят за рубеж: в 2004 году один торговец произведениями искусства из Нью-Йорка был осуждён за покупку погребальной стелы из Ахмима. Маршрутные такси, на которых можно доехать из Сохага до Ахмима (25 пиастров) – это милые старинные автомобили 1930-1940-х годов выпуска. Они останавливаются на перекрёстке в центре Ахмима, известном как «Сетта Азиза». Отсюда следуйте по дороге, ведущей на север к рынку и мечети Аль-Амри: статуя Меритамон находится чуть дальше.

Монастыри в окрестностях Сохага

Красный и Белый монастыри (ежедневно, 8:00-20:00), расположенные к югу от Сохага, невелики по размеру и находятся в полуразрушенном состоянии, но их заброшенность лучше сочетается с нашими представлениями о первых христианах, искавших Бога в пустыне, чем суетливая деловитость мест вроде Дирунки. Несколько служителей присматривают за часовнями, древними камнями и пластмассовыми медальонами, которые оставляют копты-паломники, тысячами стекающиеся сюда на маулид Шенуды, проходящего в первые две недели июля.

Читать еще:  Авила, Испания - обзор

В это время между городом и монастырями курсирует дюжина микроавтобусов. Хотя до Белого монастыря ходят местные маршрутки (12 километров), полицейские настаивают на том, чтобы туристы пользовались частными такси (поездку организует туристическая служба за 30-40 фунтов). Это даёт возможность посетить заодно и Красный монастырь, расположенный на расстоянии 4 километров. В монастырях нет установленной входной платы, но привратники рассчитывают на бакшиш.

Белый монастырь

Широкая равнина раскинулась между Сохагом и Белым монастырём (Дейр-эль-Абьяд), окружённым высокими стенами из известняка, названным так по цвету строительного камня (по большей части заимствованного из древнеегипетских и римских построек). По легенде, основанный Святой Еленой на обратном пути из Иерусалима, монастырь некогда обладал крупнейшим собранием коптских текстов во всём Египте (теперь книги разбросаны по 23 музеям разных стран) и служил домом для двух с лишним тысяч монахов.

Сегодня в нём живут всего лишь четыре человека, а внутренний двор окружают разрушенные аркады и кельи. Несмотря на свои мощные стены, сильно утолщённые у основания и увенчанные карнизом с выкружкой в древнеегипетском стиле, монастырь неоднократно страдал от грабителей. В 1798 году, когда Денон проходил мимо монастыря вместе с войсками Наполеона, постройки обители ещё долго продолжали тлеть после набега мамлюков.

Снимите обувь перед входом в церковь Святого Шенуды – величественную, открытую всем ветрам и птицам базилику, с изображением сурового лика Христа-Вседержителя на потолке. Обратите внимание на сделанную из цельной гранитной глыбы кафедру, стоящую у северной стены, римские колонны в апсидах и древнеегипетские иероглифы на внешней поверхности стен. Монастырь называют также Дейр Анба Шенуда, по имени его основателя, жившего в V веке.

Он ввёл в монастырский устав легендарные бичевания, в одном из случаев закончившиеся смертью. Шенуда осуждал принятие ванн как роскошь богачей; древние монахи очищали свою кожу, катаясь обнажёнными по песку. Во время маулида Святого Шенуды (главный день праздника приходится на 14 июля) бездетные женщины, одетые в широкие платья, скатываются со склонов близлежащих холмов в надежде получить божественную милость.

Красный монастырь

Проехав вниз по дороге мимо огороженных стенами коптского и мусульманского кладбищ, вы увидите широко раскинувшуюся деревню, скромные постройки которой со всех сторон окружают Красный монастырь (Дейр-эль-Ахмар). Основание обители, построенной из красного кирпича, приписывается Святому Бишою, раскаявшемуся разбойнику, который стал учеником Шенуда (сохранив свою дубинку как напоминание о преступном прошлом). Отсюда второе название монастыря – Дейр Анба Бишой.

Главная церковь монастыря не такая светлая, как базилика Святого Шенуды, её потемневшие фрески, относящиеся к X веку, уступают по красоте изящным ярусам ниш. Хотя похищенные из римских построек колонны и выполненный в древнеегипетском стиле карниз Белого монастыря ещё выдают художественные заимствования в коптской архитектуре, сложные капители с цветочным декором, украшающие внешние ворота Красного монастыря, говорят о том, что она вскоре перешагнула этап простого подражания. В дальнем углу монастырского двора скромно притулилась маленькая Красная церковь, в которую не пускают женщин. Обратите внимание на замысловатые крючки-запоры на её дверях.

В Египте обнаружили древний храм времен царствования Птолемея IV

Рабочие-строители, которые прокладывали канализацию в египетском городе Тама (Tama), неожиданно сделали археологическое открытие — они обнаружили 2200-летний храм эпохи царя Птолемея IV. Храм расположен к северу от города Сохаг, на западном берегу Нила.

Как передает египетское Министерство по делам древностей, строительство было остановлено, а на объект для изучения находки вызвали археологов. Команда исследователей уже обнаружила стены храма, а также юго-западный угол строения, украшенный вырезанным в камне изображением египетского бога Хапи — бога реки Нил и покровителя урожая.

Хапи изображен принимающим подношения, в окружение птиц и других животных. Фрагменты текста на стене содержат упоминание о четвертом фараоне из египетской династии Птолемеев.

Египет (Арабская Республика Египет) – государство, расположенное в Северной Африке и на

Синайском полуострове Азии.

Столица – Каир

Крупнейшие города: Каир, Александрия, Гиза, Шубра-Эль-Хейма, Порт-Саид

Форма правления – Президентско-парламентская республика

Территория – 1 001 450 км2 (30-я в мире)

Население – 90,43 млн чел. (14-я в мире)

Официальный язык – арабский

Религия – мусульманство

ИЧР – 0,690 (108-я в мире)

ВВП – $286,53 млрд (39-я в мире)

Валюта – египетский фунт

Граничит с: Израилем, Сектором Газа, Суданом, Ливией

Птолемеи были македонскими греками, правившими в Египте с 305 года до н.э. по 30 г. до н. э. В Египте Птолемеи были признаны как преемники древних фараонов. Знаменитая Клеопатра, правившая Египтом с 51 г. до н.э. по 30 г. до н.э., была последней из династии.

Правление Птолемея IV

Птолемей IV правил Египтом с 221 г. до н.э. по 204 г. до н.э. Царь был сыном Птолемея III и Береники II, которую отравили по его же велению.

Царствование Птолемея IV не было успешным. Фараон был мало заинтересован в управлении государством, поэтому предположительно передал большую часть королевской власти амбициозному священнослужителю по имени Сосибий.

Во времена правления Птолемея Египет едва не потерял свои территории в районе современных Ливана и Сирии, уступив своему сопернику — империи Селевкидов. Последние пять лет правления Птолемея IV были омрачены множеством восстаний.

Птолемей IV умер в 204 году до н.э., и этот факт Сосибий и его сообщники держали в секрете в течение года. Жену (и сестру) Птолемея Арсиною III убили, чтобы взять под контроль на тот момент еще малолетнего Птолемея V. Птолемей V провел большую часть своего правления под контролем регентов и внезапно умер в 181 году до нашей эры.

Источники:

http://www.vidania.ru/palomniki/hristianskie_svyatyni_egipta.html
http://turizm.world/egipetskij-gorod-soxag.html
http://vokrugsveta.ua/science/v-egipte-obnaruzhili-drevnij-hram-vremen-tsarstvovaniya-ptolemeya-iv-03-10-2019

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии